ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ И МЕРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Агропромышленный комплекс (АПК), производя жизненно важную для общества продукцию, выступает одним из важнейших составляющих экономики Российской Федерации. Исследование проводилось с целью оценки развития АПК и мер стимулирования его инвестиционной активности. Самой крупной сферой агропромышленного комплекса является сельское хозяйство, устойчивое развитие которого является первоочередной задачей государства для обеспечения продовольственной безопасности страны. Благодаря поддержке государства АПК демонстрирует уверенный рост. Однако в отрасли остаются проблемы, решение которых позволит усилить роль и качество основных направлений государственной аграрной политики страны. Создание благоприятного инвестиционного климата в АПК является эффективным способом развития отраслей, входящих в его структуру. К мерам стимулирования инвестиционной активности отнесены: модернизация и замена производственных мощностей; предоставление льготных условий кредитования и лизинга для участников АПК; налоговые льготы; грантовая поддержка сельскохозяйственных производителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских, фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, производящих сельхозпродукцию; создание агропромышленных парков. Практика применения единого сельскохозяйственного налога за 2011-2021 гг. в России, в том числе в разрезе федеральных округов, показала, что, несмотря на сокращение количества применяющих этот режим налогообложения, отмечается рост суммы исчисленного налога. Для развития агропромышленного комплекса необходимо внедрять и нефинансовые инструменты государственной поддержки.

Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, инвестиционная активность, сельскохозяйственная продукция, государственная поддержка, гранты, налоговая политика, единый сельскохозяйственный налог
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение. В экономике Российской Федерации значительная роль отводится агропромышленному комплексу, основным условием функционирования которого выступает динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности. Особая значимость агропромышленного комплекса обусловлена тем, что он обеспечивает продовольственную безопасность страны и ее регионов.

В структуру агропромышленного комплекса страны входят обслуживающие отрасли (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.), сельское хозяйство, перерабатывающие производства и инфраструктурный блок (транспортировка, хранение, торговля сельскохозяйственной продукцией, подготовка кадров и др.).

Современные научные исследования вопросов развития агропромышленного комплекса направлены на изучение:

- государственной поддержки и регулирования АПК [1,2],

- проблем и приоритетных направлений развития АПК в условиях обострения геополитической напряженности и санкционного давления [3,4],

- эффективности функционирования АПК регионов[5],

- вложений инвестиций в сельское хозяйство [6],

- управления рисками[7,8], инновациями [9]на предприятиях АПК,

- управленческого учета в АПК [10,11],

- повышения конкурентоспособности предприятий АПК [12],

- состояния технической оснащенности сельскохозяйственного производства [13], развития сельских территорий [14],

- развития молочного скотоводства в регионах [15],

- городским агрофермам [16], задачам развития современных сельских поселений [17] и другое.

Рассматривая государственную поддержку АПК Karavdin A.A. отмечает недостаточное финансирование государственных программ и отсутствие должного контроля над их выполнением [18].

Не остаются без внимания исследователей и вопросы цифровизации АПК России [19]и инновационные методы подготовки квалифицированных инженерных кадров для АПК [20].

В исследованиях зарубежных авторов раскрываются теоретические и практические аспекты правового статуса АПК [21]вопросы разработки и активизации механизма повышения конкурентоспособности [22], обосновывается необходимость создания логистических центров, предоставляющих современные логистические услуги [23], раскрывается значение и роль предпринимательской деятельности в развитии АПК [24].   

На основании проведенного анализа следует разработать такую модель развития АПК, которая обеспечит его устойчивый рост, основанный на конкурентоспособности и эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Состояние основных производственных фондов агропромышленного комплекса в текущий момент и в долгосрочной перспективе определяет возможность увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции. Согласно данным статистики, отмечается высокая степень износа помещений, в которых содержатся сельскохозяйственные животные и птица. Износ составляет более 60% на молочных фермах, на которых производится около половины молока; на птицефабриках, в которых производится 30 процентов яиц. По многим другим производственным объектам, износ составляет более 40%.

Высокий износ производственных мощностей свидетельствует о необходимости их модернизации и замены, что повлечет за собой значительные капитальные затраты в отрасль. Для осуществления капиталовложений необходимо повышать уровень инвестиций в АПК.

Цель исследования – оценка состояния развития агропромышленного комплекса и мер стимулирования его инвестиционной активности.

Условия, материалы и методы. Исследование проведено с использованием данных официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики и федеральной налоговой службы РФ. Для исследования были выбраны системный подход, сравнение, метод систематизации и обобщения данных. Теоретической и методологической основой исследования послужили нормативно-законодательные акты и публикации ученых в области  развития агропромышленного комплекса.

Объект исследования – агропромышленный комплекс Российской Федерации.

Результаты и обсуждение. Развитие агропромышленного комплекса невозможно без стимулирования инвестиционной активности. К мерам стимулирования инвестиционной активности следует отнести следующее:

  • модернизация и замена производственных мощностей;
  • предоставление льготных условий кредитования и лизинга для участников АПК;
  • налоговые льготы;
  • грантовая поддержка сельскохозяйственных производителей, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских, фермерских хозяйств, индивидуальных предпринимателей, производящих сельхозпродукцию;
  • создание агропромышленных парков.

Динамика индекса физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» представлена на рис.1.

 

Рис.1. - Индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Российской Федерации (в процентах к предыдущему году)

(составлено на основании [25])

По состоянию на 2021 год, прирост относительно прошлого года составил 104,1%, при наивысшем проценте 129,3% в лесоводстве и лесозаготовке. Следует отметить, что согласно Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [26] необходимо достичь значительного роста этого показателя: в 2024 году - 115,8% (целевой вариант), 91,1% (базовый вариант); в 2030 году – 150% (целевой вариант), 114% (базовый вариант).

В 2014–2021 гг. отмечена тенденция снижения темпов производства продукции сельского хозяйства со среднегодовым трендом 0,51%, при этом показатель объема инвестиций в основной капитал показывает положительную тенденцию, со среднегодовым темпом роста в 0,59% (рис. 2).

2022 г.     2023 г.    2024 г.

 

 

Рис.2–Динамика и прогноз индексов развития сельского хозяйства

в Российской Федерации

 

Полученные результаты свидетельствуют, что сельскохозяйственный сектор по темпам роста отстает от большинства отраслей экономики.

Достаточно значимым механизмом повышения инвестиционной активности является получение льготного кредита по ставке 9,25% годовых для представителей малого и среднего бизнеса. Эти хозяйствующие субъекты должны функционировать в приоритетных отраслях, к которым относится сельское хозяйство, и входить в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Кредит может быть использован как для покупки или модернизации производственных фондов, так и для пополнения оборотного капитала.

Эта мера государственной поддержки осуществляется в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» [27]. Участие банков в этой программе является для них привлекательным, так как государство компенсирует им недополученные проценты, а хозяйствующие субъекты получают средства на выгодных условиях.

Среди направлений государственной поддержки отраслей экономики особое место отводится налоговой политике [28,29].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) применяется налогоплательщиками наряду с традиционной и упрощенной системами налогообложения [30].Налоговые льготы и возможность применения специального налогового режима в виде ЕСХН выступают действенными инструментами налогового регулирования [31].

Основные положения по ЕСХН представлены на рис. 3.

ЕСХН является достаточно щадящим режимом налогообложения, минимизируя налоговую нагрузку на сельхозпроизводителя.

 

Рис.3ЕСХН: основные положения

 

Льготные преимущества применения ЕСХН организациями и индивидуальными предпринимателями представлены на рис. 4.

Рис. 4Льготные преимущества применения ЕСХН

C 1 января 2019 года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, признаются налогоплательщиками НДС. Право на освобождение от уплаты НДС может быть получено, если выполняется одно из условий:

  1. в одном и том же календарном году они переходят на уплату ЕСХН и используют право на освобождение;
  2. за предшествующий налоговый период сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысила в 2022 и последующих годах – 60 млн. руб. [32].

Динамика изменения количества налогоплательщиков, представивших налоговые декларации в Российской Федерации по ЕСХН в разрезе федеральных округов, представлена в таблице1, а по типам плательщиков на рис. 5.

 

 

Таблица 1 – Количество налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН в Российской Федерации и в разрезе федеральных округов за 2011-2021 гг. (составлено на основании [33])

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Российская  Федерация, всего

146669

121644

98762

94014

98310

99716

100673

97034

94633

91111

88240

Центральный Федеральный Округ

15977

14076

11526

11348

12224

12438

12602

12540

12467

12321

12135

Северо-Западный Федеральный Округ

3348

3002

2471

2469

2694

2808

2770

2609

2426

2292

2159

Северо-Кавказский Федеральный Округ

17633

14172

12263

11798

12291

12952

13183

11745

12318

11353

11111

Южный Федеральный Округ

30421

28373

25231

23962

23997

25793

26407

26153

25940

25374

24864

Приволжский Федеральный Округ

48644

34711

23749

22086

22070

22067

21961

21275

20880

20178

19173

Уральский Федеральный Округ

6503

5026

3937

3806

3869

3788

3747

3684

3439

3434

3371

Сибирский Федеральный Округ

18850

16726

14163

13342

14019

14255

14462

11837

11115

10493

10251

Дальневосточный Федеральный Округ

5293

5558

5422

5203

5519

5615

5541

7191

6048

5666

5176

 

 

 

Рис. 5–Динамика изменения количества налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по ЕСХН в Российской Федерации (ед./чел.)(составлено на основании [33])

 

Как видно из таблицы и рисунка, количество налогоплательщиков ЕСХН в Российской Федерации (в том числе и в разрезе федеральных округов) ежегодно снижается, достигнув значения 88240 по состоянию на 1 января 2022 года, что в 1,6 раз меньше, чем было в 2011 году. Аналогичная тенденция отмечается и в структуре налогоплательщиков этого налога, как по организациям, так и по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам.

На рис. 6приведена динамика изменения суммы исчисленного единого сельскохозяйственного налога в РФ за последние одиннадцать лет. Как видно на графиках, отмечается ежегодный прирост исчисленного сельскохозяйственного налога, как по организациям, так и по индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам. По состоянию на 1 января 2022 года сумма этого налога по России составила 1964894 тыс. руб.

Рис.6–Динамика изменения суммы исчисленного ЕСХН

в Российской Федерации (тыс. руб.) (составлено на основании [33])

 

Полагаем, что для развития агропромышленного комплекса также необходимо внедрять нефинансовые инструменты государственной поддержки. Эти меры позволят снизить производственные затраты и повысить уровень конкурентоспособности сельскохозяйственных производителей.

Одним из вариантов государственной поддержки предпринимательской активности, является получение различных грантов (рис.7).

 

Рис. 7 – Грантовая поддержка предпринимательской активности

(составлено на основании[34])

Как видно из рис.7, гранты выдают сельскохозяйственным производителям, которые относятся к категориям «малое предприятие» и «микропредприятие» и ведут деятельность в сельской местности; сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским, фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, производящим сельхозпродукцию, которые зарегистрированы в сельской местности в размере от 3 до 70 млн. руб. на условиях софинансирования. Средства грантов могут быть потрачены на покупку или строительство зданий для производства, хранения или переработки сельхозпродукции, закупки оборудования, техники и транспорта, а также оплаты до 20% льготного инвестиционного кредита и процентов по нему.

Еще одним вариантом государственной поддержки сельскохозяйственных производителей является строительство агропромышленных парков (АПП). Агропромышленные парки являются разновидностью индустриальных парков [35].

Агропромышленные парки в отличие от индустриальных могут включать в свою территорию земли сельскохозяйственного назначения. Основная цель создания агропромышленных парков состоит в формировании спроса на фермерскую продукцию, которая подлежит глубокой переработке за счет размещения на территории парка смежных производств и сервисных служб.  Такая кооперация будет способствовать импортозамещению, что становится весьма актуальным в условиях санкционного давления и повысит конкурентоспособность отрасли.

Если рассматривать Республику Татарстан, то здесь представлено три действующих или проектируемых агропромышленных парка (рис. 8).

 

Рис. 8– Агропромышленные парки Республики Татарстан

(составлено на основании [36])

Индустриальные парки создают синергетический эффект для всей цепочки производства сельскохозяйственной продукции. Работая с парками, фермерским хозяйствам гарантируется сбыт произведенной продукции, которая является сырьем для дальнейшей переработки. Готовая сельскохозяйственная продукция продается и по мере необходимости складируется на территории агропромышленных парков. Агропромышленные парки, расположенные в крупных населенных пунктах, обеспечивают привлечение большого числа покупателей за счет проведения грамотной маркетинговой политики.

Еще одним достоинством агропромышленных парков является возможность транспортировки и логистики для покупателей сельскохозяйственной продукции. Кроме этого, в развитых парках могут предоставлять в лизинг сельскохозяйственную технику, обеспечивать селекционными материалами, внедрять инновационные аграрные технологии.

Агропромышленные парки могут стать основой развития сельских территорий, обеспечивая население рабочими местами. Сельскохозяйственная отрасль получает информацию о прогнозах спроса на сельскохозяйственную продукцию, мониторинг ее движения, обеспеченность материальными и финансовыми ресурсами и оптимизацию уровня затрат для фермеров и переработчиков.

 

Выводы. Агропромышленный комплекс играет важную роль в экономике страны и ее регионов. Сельское хозяйство выступает основой продовольственного обеспечения, а, следовательно, и продовольственной безопасности. Решение проблем продовольственной безопасности должно базироваться на развитии высокотехнологичного аграрного сектора, так как традиционные подходы в сельском хозяйстве уже не могут обеспечить необходимые объемы сельскохозяйственной продукции. Высокотехнологические  методы позволят повысить урожайность, качество продукции и экономическую эффективность производства с учетом требований экологической безопасности. К новым технологиям в аграрном секторе можно отнести: использование спутниковой связи для мониторинга скота, окружающей среды и погоды, работы оборудования, транспорта и логистики; применение дронов; внедрение искусственного интеллекта, генной инженерии и биологических альтернатив.

В этой связи государство должно принять комплексные мероприятия, направленные на импортозамещение, реализацию антикризисных мер и развитие сельского хозяйства. Поддержка государства должна продолжаться, и осуществляться в виде финансирования программ для решения проблем с отечественными семенами основных сельскохозяйственных культур, племенным поголовьем птиц и животных, некоторых видов сельхозтехники, а также с кормовой базой и ветеринарными препаратами.   

Российская Федерация обладает большими возможностями ведения сельского хозяйства, так как владеет существенными ресурсами, что позволяет обеспечивать население необходимым продовольствием. Наша страна, обладая значительным природно-ресурсным потенциалом, занимает особое место среди индустриальных стран. По запасам пресных вод, Россия занимает первое место в мире, позволяя активно использовать их для ведения сельского хозяйства. Земельный фонд России составляет 1709 млн. гектар, из которых  более 400 млн. гектар выделены для сельского хозяйства. Исходя из этого, необходимо эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и сохранение доли сельского населения в общей численности населения РФ.

На сегодняшний день в агропромышленном комплексе страны наблюдаются положительные тенденции, которые во многом определяются политикой государства. Дальнейшее развитие АПК должно базироваться на привлечении частных инвестиций в отрасль, так как реализовать все необходимые изменения за счет государственных средств не представляется возможным.

Основными препятствиями, задерживающими инвесторов от вложения средств в агропромышленный сектор, можно отметить длительный срок окупаемости инвестиций, низкую доходность и производительность труда, сезонную зависимость и отсутствие проработанных механизмов сбыта сельскохозяйственной продукции.

В результате исследования были выявлены преимущества инвестирования средств в агропромышленный комплекс и меры активизации инвестиционной активности, среди которых можно назвать льготное налогообложение и кредитование, регулирование импорта и сравнительно низкую конкуренцию в этом секторе, а также высокий спрос на качественные продукты отечественного производства.

 Активизация научных исследований по разработке системы прогнозов, применению наиболее эффективных тактических и стратегических мер и механизмов их реализации, направленных на устранение разного рода рисков, воздействующих на агропромышленный комплекс, должно стать фундаментом развития отрасли.

Список литературы

1. Валерианов А.А., Алексеева Н.В., Медведева Т.А., Семенов А.А., Сафиуллин Н.А. О мерах государственной поддержки и регулирования АПК // Вестник Казанского ГАУ. 2021. Т. 16. № 4 (64). C. 75-81.

2. Амирова Э.Ф., Сафиуллин И.Н., Ибрагимов Л.Г., Карпова Н.В. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях санкций и развития цифровой экономики // Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. №3(54). С. 133-137.

3. Морковкин Д.Е. Стратегические направления развития агропромышленного комплекса России и поддержка экспорта сельскохозяйственной продукции в условиях санкционных ограничений. // Самоуправление. 2022. №5(133). С.613-616.

4. Захарова Г.П. Стратегические векторы развития аграрного сектора РФ // Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. №2(53). С. 139-143.

5. Зайдуллина А.А. Методические подходы к оценке эффективности функционирования АПК регионов Приволжского федерального округа // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. №1(48). С. 157-161.

6. Файзрахманов Д.И., Хазеев Л.Ф. Инвестиции как драйвер роста сельскохозяйственной отрасли (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского ГАУ. 2021. Т.16. №4(64). C. 136-139.

7. Хазеев Л.Ф. Методологические основы адаптационного управления рисками на предприятиях АПК // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. №2(49). С. 178-181.

8. Валиева Г.Р., Хазеев Л.Ф. Система управления рисками как основа финансовой устойчивости предприятия (на примере предприятия АПК РТ) // Вестник Казанского ГАУ. 2017. Т.12. №4(44). C. 93-97.

9. Галяутдинова Г.З., Каримов Т.Р. Об эффективности управления инновациями на предприятиях агропромышленного комплекса в условиях кризиса // Вестник Казанского ГАУ. 2017. Т.12. №1(43). C. 89-92.

10. Остаев Г.Я., Клычова Г.С., Соколова А.В. Управленческий учет в АПК: внешняя и внутренняя среда // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т.13. №4(51). C. 153-159.

11. Klychova G., Zakirova A., Klychova A., Raheem U., Alibekov S., Morunov V. Improvement of the tool of strategic management accounting. Advances in Intelligent Systems and Computing. 2021. Т. 1258. С. 669-686.

12. Клычова А.С., Гирфанов С.Ф., Крупина Г.Д., Сафиуллин И.Н. Повышение конкурентоспособности в условиях корпоративного управления предприятиями агропромышленного комплекса Республики Татарстан // Вестник Казанского ГАУ. 2017. Т.12. №4(46). C. 110-115.

13. Мухаметгалиев Ф.Н., Садриева Ф.Ф., Амирова Э.Ф., Губанова Е.В., Захарова Г.П. Современное состояние и перспективы развития технической базы сельского хозяйства в условиях цифровой экономики// Вестник Казанского ГАУ. 2020. Т.15. №3(59). C. 121-125.

14. Газетдинов М.Х., Семичева О.С., Газетдинов Ш.М. Особенности развития сельских территорий в условиях модернизации экономики // Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. №3(54). С. 143-148.

15. Исхаков А.Т., Гатина Ф.Ф. Факторный анализ развития молочного скотоводства регионов России // Вестник Казанского ГАУ. 2022. Т.17. №2(66). C. 137-144.

16. Бикташев А.И., Коломина А.И., Краснобаев И.В. Городские агрофермы как новый тип общественного пространства: совмещение производственного и средообразующего аспектов // Известия Казанского государственно архитектурно-строительного университета. 2019. №1(47). С. 46-54.

17. Гришина М.П., Хамидуллина А.Т. Градостроительные задачи развития современных сельских поселений на примере Нижнего Услона (Республика Татарстан, Россия) // Известия Казанского государственно архитектурно-строительного университета. 2020. № 4 (54). С. 134-143.

18. Karavdin A.A.Justification of necessity and analysis of state support of agroindustrial complex in the Russian Federation. RUDN Journal of Economics. 2020. T. 28. №3. C. 585-596.

19. Перевощикова А.А., Шапошников В.А. Основные аспекты цифровой трансформации агропромышленного комплекса и оценка ее эффективности // Экономика и предпринимательство. 2022.№6(143). С. 1007-1011.

20. Павлушин А.А., Каняева О.М. Инновационные методы подготовки квалифицированных инженерных кадров для агропромышленного комплекса // Техника и оборудование для села. 2021. №11(293). С.2-5.

21. Kuаnаliyеvа G.А., Shulаnbеkоvа G.K., Jеtibаеv N.S., Lаvnichаk А. Legislative nature and direction of modernization of agroindustral complex. Journal of actual problems of jurisprudence. 2019. Т.90. №2. С. 74-83

22. Хушвахтзода Қобилҷон Хушвахт, Бобохонзода Мирзо Ҷаббор. Механизми баландбардории раќобатпазирї дар комплекси агросаноатї. Тоҷикистон: иқтисод ва идора. 2021. №2. С. 6-14.

23. Раимбердиев. Б. С. Агроөнөр жай комплексин өнүктүрүүдө логистикалык кызматтардын орду. Научные исследования в Кыргызской Республике // 2021. №3-2. С.70-77.

24. Абдуллаев Р.Э. Предпринимательство в развитии агропромышленного комплекса Азербайджана // Финансовый бизнес. 2022. №4(226). С. 99-101.

25. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/tab-inv-okved.htm

26. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года. URL:http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf

27. Официальный сайт Национальных проектов России URL:https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/opportunities/poluchit-lgotnyy-kredit

28. Евстафьева А.Х. Налоговая политика как инструмент обеспечения экономической безопасности региона // Инновационное развитие экономики. 2014. №2(19). С.89-92.

29. Зырьянова Т.В., Загурский А.О. Налоговая политика как инструмент государственной поддержки сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. 2018. №6 (173). С. 72-79.

30. Гильфанов Р.М., Евстафьева А.Х. Налогообложение субъектов малого предпринимательства в рамках специальных налоговых режимов (на примере Республики Татарстан) // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. №3(50). С. 108-115.

31. Зырьянова Т.В., Загурский А.О. К вопросу о проблемах единого сельскохозяйственного налога в государственной системе регулирования сельскохозяйственных производителей // Аграрный вестник Урала. 2019. №6 (185). С. 64-70.

32. Официальный сайт системы Гарант. URL: https://internet.garant.ru/#/document/58077667/paragraph/40:8

33. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL:https://nalog.ru

34. Официальный сайт журнала Тинькофф URL: https://journal.tinkoff.ru/list/delo-na-sele/

35. Боровских О.Н. Индустриальные парки как механизм повышения инвестиционной привлекательности региона (на примере Республики Татарстан) // Вопросы инновационной экономики. 2019. Т. 9. №3. С.787-800.

36. Официальный сайт компании «Терра Бизнес энд Индастриал» (Terra Business &Industrial, TBI Group) URL: https://russiaindustrialpark.ru/catalog?field_regions_tid%5B0%5D=1934&page=7

Войти или Создать
* Забыли пароль?