Россия
В статье сопоставляются понятия «социальный дух» и «гений общества», обозначаются их схожие и отличительные черты, рассматриваются структурные и функциональные характеристики, а также их роль в формировании концепции «дух конструктивного взаимодействия».
социальный дух, гений общества, genius loci, genius soci, дух конструктивного взаимодействия, национальная идеология, анимизм, метафизика, антропопатия, социальный интеллект, мировая душа, дух времени, командный дух, тимбилдинг, паттерн, топос
1. Байков Е.А., Иванова Д.Д.: «Командный дух - это совокупность психологических феноменов, характеризующих неформальные отношения сотрудников к коллегам и организации». [Байков Е.А., Иванова Д.Д. Особенности формирования командного духа на предприятиях телеиндустрии // Петербургский экономический журнал, 2020. - № 2. - С. 30-36.]
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. / Пер. Е.Д. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - С. 29.
3. В индоевропейских мифологиях можно обнаружить группы божеств, архетипически и функционально соответствующих этой социально-идеологической троице, однако в доступной и непротиворечивой форме «дух конструктивного взаимодействия» едва ли можно ассоциировать с каким-либо конкретным божеством. Представляется, что в древнейших индоевропейских мифологиях особенно близок к духовному воплощению социально-философского концепта ведический Митра (не римский!), для которого этот гений считается сущностным.
4. Васильев А.В. Преемственность и разрывы в истории понятия «гений (дух) времени» в сочинениях западно-европейских авторов XVII - первой половины XVIII в. // Вестник Томского гос. университета, 2012. - № 363. - С. 82-85.
5. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2021. - 352 с.
6. Замятин Д.Н. Гений и место: Искусство метагеографии / Гений места» в русском искусстве ХХ века // Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 135-летию И.И. Машкова, 10-11 ноября 2016 г.: сборник научных статей. - Волгоград, 2016. - С. 8-21.
7. Кареев Н.И. Идея всеобщей истории. - СПб., 1885. - С. 10.
8. Кареев Н.И. Мифологические этюды // Филологические записки, 1873. - В.3. - С. 38-42.
9. Козлов С.Л. «Гений языка» и «гений нации»: две категории XVII-XVIII веков // НЛО, 1999. - № 2 (36). - С. 56-82.
10. Лебон Г. Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. - С. 140.
11. Майнеке Ф. Возникновение историзма. - М., 2004. - С. 80.
12. Платон. Тимей / Собрание сочинений в 4-х томах, Т. III. - М.: Мысль, 1990. - С. 421-500.
13. Священник Даниил Сысоев. Строительство Дома Божия. Толкование на Послание к Ефесянам. - М., 2018. - С. 79-91.
14. Смирнов П.И.: «Если по каким-то причинам духовное единство общества нарушено, дух почти не способен выполнить свои другие функции, среди которых - хранение информации, производство психической (включая чувственную и волевую составляющие) энергии, управление, прогнозирование и etc.» [Смирнов П.И. Общественный дух как фактор общественного развития: его функции и структура // CredoNew, 2015. - №1 (81) // https://credo-new.ru/archives/402 (Дата посещения: 04.07.2023].
15. Солоневич И.Л. Народная монархия. - Минск: Лучи Софии, 1998. - С. 20.
16. Туринцева Е.А., Решетникова Е.В. Биосоциальный человек и возможные направления антропосоциальной эволюции // Знание. Понимание. Умение., 2016. - № 2. - С. 86-100.
17. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - С. 11-28.
18. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собрание сочинений. - М.,1948. - Т.2. - С.69-167.
19. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собрание сочинений. - М.,1948. - Т.2. - С.425-489.
20. Хафизова H.A. Духовная природа человека: от духа к духовности // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право., 2012. - №6 (42). - С. 38-46.
21. Шабалин И.В. Сущность и природа социального духа // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Философия., 2010. - №1 (11). - С. 113-118.
22. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. - СПб., 1996. - C. 93.
23. Несоответствие моральных и интеллектуальных качеств элит национальному образовательному идеалу можно назвать одним из деструктивных факторов, негативно сказывающимся на общенациональном духе.
24. Barclay J. The mirror of minds, or, Barclay’s Icon animorum. London, 1631, Р. 36 [URL:http://www.archive.org/stream /mirrourofmindeso00barc. Дата посещения: 04.07.2023].
25. Courage K.H. The Social Genius of Animals / Scientific Аmerican : Mind, 2012. - 23, 5. - Р. 66-71. [https://www.scientificamerican .com/article/animals-show-off-their-social-genius/ (Дата посещения: 04.07.2023)].
26. Fabre d'Olivet A. Le Génie de la nation, ou les Moralités pittoresques, pièce héroïcomique en vaudevilles, 1789.
27. Hegel G. Vorlesungen über die Philosophie der Weltgeschichte. Berlin, 1836, 236 р.
28. Montesquieu de Ch. De l’esprit des lois. Paris, 1769, 362 р.
29. Thorndike E.L. Intelligence and its uses / Harper’s Magazine. 1920, № 140, Р. 227-235.
30. Voltaire. Essai sur les mœurs et l'esprit des nations. Paris, 2011, XLIV, 633 р.
31. Wrate K. Becoming a Social Genius / Living in a Real Live [https://www.kimwrate.com/Becoming-a-Social-Genius.html (Дата посещения: 04.07.2023)].
32. Durkheim Е. Les formes élémentaires de la vie religieuse : Durkheim Е. Les formes élémentaires de la vie religieuse. Paris, 1912, 647 р.
33. Pickering W.S.F. Durkheim's Sociology of Religion. Themes and Theories. Cambridge, 2014. Р. 385.