Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (главный научный сотрудник)
Москва, Россия
В статье раскрывается основное содержание конструктивистской концепции природы научного познания и его методологии как альтернативы трем традиционным эпистемологическим концепциям: материализму, эмпиризму и рационализму (априоризму). В противоположность материалистической (в том числе и марксистско-ленинской) трактовке процесса научного познания как отражения сознанием материальной действительности, конструктивистская эпистемология исходит из того, что любой вид знания, в том числе и научное знание, является имманентным продуктом творческой деятельности сознания, содержание которого лишь частично определяется взаимодействием сознания с объективной реальностью. Конструируемая сознанием субъективная реальность это лишь возможная модель объективной реальности, которая наполняется объективным содержанием лишь после ее сравнения и отождествления с определенной областью объективной реальности. В отличие от эмпиристской (позитивистской) эпистемологии, согласно которой сущность научного познания состоит в обобщении мышлением данных опыта, конструктивизм утверждает, что научное знание является продуктом творческой деятельности мышления, в весьма слабой степени определяемой наличным чувственным опытом и законами формальной логики. В противовес априоризму, конструктивистская концепция научного познания отрицает наличие в сознании некоего присущего ему имманентного (априорного) содержания. Согласно конструктивизму, любой продукт сознания как самодостаточной реальности по отношению к объективной реальности является результатом лишь его конструктивно-проективной деятельности. Продуктом такой деятельности является не только научное знание, но и методология его получения и обоснования.
эпистемология, эмпиризм, априоризм, конструктивизм, объективная реальность, субъективная реальность, методология научного познания
1. Лебедев С.А. Уровневая структура объективной и субъективной реальности//Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2022. № 4. С. 12-19.
2. Лебедев С.А. Объективная и субъективная реальность, их структура и соотношение//Журнал философских исследований. 2022. № 3. С.3-7.
3. Лебедев С.А. Методологическая культура ученого в 2-х т. Т. I. М.: Проспект. 2021.
4. Лебедев С.А. Методологическая культура ученого в 2-х т. Т. II. М.: Проспект. 2021.
5. Лебедев С.А. Уровневая методология науки. М.: Проспект. 2020.
6. Лебедев С.А. Философия и методология науки. М.: Академический проект. 2021.
7. Лебедев С.А. , Назаров А.А. Конструктивистская концепция чувственного знания//Журнал философских исследований. 2022. № 1. С.3-11.
8. Лебедев С.А. Конструктивистская природа эмпирического знания в науке// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: философские науки. 2023. №3( ). С.
9. Лебедев С.А. Теория как особая единица научного знания: онтология и методы//Гуманитарный вестник. 2023. № 2(100).
10. Лебедев С.А., Кодак В.О. Методы метатеоретического уровня научного знания//Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2022. № 2. С.. 23-31.
11. Лебедев С.А. Философия. Методология. Наука. Избранные статьи. М.: Проспект. 2023.
12. Лебедев С.А. Аксиология науки: ценностные регуляторы научной деятельности//Вопросы философии. 2020. № 7. С.82-92.
13. Лебедев С.А. Консенсуальная природа научных истин// Известия Российской академии образования. 2018. № 2. С.5-17.
14. Лебедев С.А. Научная деятельность. Основные понятия. М.: Проспект. 2023.
15. Лебедев С.А. Современная философия науки. М.: Проспект. 2023.
16. Лебедев С.А. Философия и методология науки. Актуальные проблемы. М.: Издательство Московского университета. 2023.
17. Лебедев С.А. , Авдулов А.Н., Борзенков В.Г. и др. Философия науки. Общий курс. Учебное пособие. Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект. 2004.
18. Лебедев С.А. Философия науки: позитивно-диалектическая концепция. М.: Проспект. 2021.
19. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука. 1983.
20. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. Мюнхен.2000.