Россия
В статье описываются проблемы взаимодействия отечественных научной и политической элит на фоне истории развития региональной языковедческой школы, а также рассматривается возможность применения искусственного интеллекта и потенциал прикладного языкознания как политической дисциплины в определении векторов постконфликтного сотрудничества России и Украины. В качестве противодействия националистической русофобской пропаганде, представленной здесь как результат политических манипуляций, предлагается социальная идеология, методика реализации которой состоит в преобразовании разрушительного духа, в конструктивный дух народа-созидателя.
компаративистика, «Филологические записки», русофобия, ксенофобия, мизантропия, отмена толерантности, дух конструктивного взаимодействия, национальная идеология, социальный дух, социальная стратификация, искусственный интеллект, социальный интеллект
1. Статья написана для круглого стола по теме «Украинская русофобия: истоки и механизмы преодоления» (19.07.2023), организованного ИНИОН РАН и общероссийским общественным движением «Женщины во власть», при поддержке общественного движения «Другая Украина».
2. Добровский В.М. Зачатки прикладного языкознания как науки о национализме: введение. Проект. - Воронеж, 1889. - 48 с.
3. Васильев А.В. Преемственность и разрывы в истории понятия «гений (дух) времени» в сочинениях западно-европейских авторов XVII - первой половины XVIII в. // Вестник Томского государственного университета, 2012. - № 363. - С. 82-85.
4. На почве «тенденциозного» понимания компаративистики, кстати заметить, возникла и пресловутая арийская теория.
5. Кареев Н.И. Расы и национальности с психологической точки зрения // Филологические записки, 1876. - В.2. - С. 1-24.
6. Кареев Н.И. Мифологические этюды // Филологические записки, 1873. - В.3. - С. 38-42.
7. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования, 2004. - No 3. - С. 3-14.
8. Barclay J. The mirror of minds, or, Barclay’s Icon animorum., London, 1631, Р. 36 [URL:http://www.archive.org/stream /mirrourofmindeso00barc. Дата посещения: 04.07.2023].
9. Шабалин И.В. Сущность и природа социального духа // Вестн. Волгогр. гос. ун-та., 2010. - №1 (11). - С. 113-118.
10. Смирнов П.И. Общественный дух как фактор общественного развития: его функции и структура // CredoNew, 2015. - №1 (81) // https://credo-new.ru/archives/402 (Дата посещения: 04.07.2023).
11. Лазарев А.И. Русофобия как способ легитимации мизантропии и шаг к посттолерантности // Журнал социологических исследований, 2022. - Т. 7. - № 2. - С. 25-32.
12. Nietzsche F. Also sprach Zarathustra // Werke II, Ullstein, Frankfurt/M u. a., 6. Auflage 1969, S. 613.
13. Лазарев А.И. Социальная идея и национализм: социологический аспект национальной идеологии // Журнал социологических исследований, 2023. - Т. 8. - № 2. - С. 25-36.
14. Платон: «Мы основываем это государство, вовсе не имея в виду сделать как-то особенно счастливым один из слоев его населения, но, наоборот, хотим сделать таким всё государство в целом. <…> Таким образом, при росте и благоустройстве нашего государства надо предоставить всем сословиям возможность иметь справедливую долю в общем процветании, соответственно их природным данным» (Платон. Государство // пер. [с древнегреч.] А.Н. Егунова. - М., 2012. - 415 с.)
15. Лазарев А.И. Роль научно-педагогических школ в формировании гражданского общества и властных элит // Воронежская педагогическая школа / под. ред. А.И. Лазарева. - Воронеж : Кварта, 2018. - С. 298-306.
16. Лазутина Е.В. Некоторые вопросы теории элиты Вильфредо Парето и современность // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, 2014. - № 2. - С. 171-175.
17. Киселёв И.Ю., Смирнова А.Г. Элитология: учеб. пособие / под ред. проф. И.Ю. Киселёва. - Ярославль, 2006. - 96 с.
18. Ашин Г.К. Курс истории элитологии. - М., 2003. - 302 с.
19. Платон. Государство // Пер. [с древнегреч.] А.Н. Егунова. - М., 2012. - 415 с.
20. Медведев А.П. В поисках древнейших социальных структур индоевропейцев (к 100-летию Ж. Дюмезиля) // Вестник ВГУ. Серия 1, Гуманитарные науки. - Воронеж, 1997. - №2. - С. 99-113.
21. Артюхин М.И. Научная элита: проблема идентификации и типологии / Социологический альманах, 2011.- № 2.- С. 311-319.
22. С его благочестивым правлением, между прочим, связаны и примеры реализации идеи о «Божьем мире», объявляемом христианами во время междоусобных военных операций.
23. Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о самом себе // Пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 320 с.
24. Атнашев Т., Велижев М. Кембриджская школа. «Context is king»: Джон Покок - историк политических языков // НЛО, 2015. - №134 - С. 21-44.
25. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: Литература и язык. - М., 2003. - С. 720.
26. Монтескье Ш. О духе законов // Под. ред. А.Г. Горнфельда. - СПб., 1900. - 706 с.
27. НИОР РГБ. Ф. 304.I. Д. 794. Л. 338-338 об.
28. Солоневич И.Л. Народная монархия. - Минск: Лучи Софии, 1998. - С.20.
29. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Гештальт и действительность. - М., 1993. - С. 307.
30. Лазарев А.И. Межславянский язык как инструмент устойчивого развития славянского мира // По следам живого слова. - Воронеж: Изд.-полигр. центр «Научная книга», 2022. - С. 72-77.
31. Нестабильность в международных отношениях свидетельствует о жизненной необходимости для независимых государств обладать передовыми средствами в сфере IT. Это значит, что разработка ИИ является для России одним из приоритетнейших направлений в сфере обеспечения национальной безопасности. Представляется, что для славянского ИИ лучше в качестве оперативного языка перевода использовать межславянский.
32. Гло́ттохроноло́гия (от др.-греч. γλῶττα «язык» + хронология) - гипотетический метод компаративистики, служащий для предположительного определения скорости изменения базового словаря языка.
33. Адизес И. Стили менеджмента: эффективные и неэффективные. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 260 с.
34. Бутурлакина Е. и др. Миссия элиты, служение элиты, интересы элиты - как это сочетать в России // Будущее где-то рядом. Сборник к 5-летию Школы «Репное». - Воронеж, 2015. - С. 38-49.