ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЕДИАРИТОРИКА: СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ ПРАКТИК ПОЛИТИЧЕСКОГО МЕДИАДИСКУРСА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обосновано становление нового интегрированного подхода к изучению политических медиакоммуникаций, оформленного в виде самостоятельной научной дисциплины – политической медиариторики. Актуальность политической медиариторики как перспективного направления медиалингвистических и риторических исследований обусловлена возрастающим интересом к риторическому аспекту политического медиадискурса и в связи с этим необходимостью разработки комплексного системного подхода к его изучению. В работе указывается, что теория политической медиариторики строится на базе положений классической риторики, медиалингвистики, медиастилистики и прочих гуманитарных наук, так или иначе связанных с исследованием массмедийного дискурса в аспекте политических коммуникаций. Определяются исторические предпосылки становления политической медиариторики как частной риторической дисциплины, ее задачи, цель, методология, а также место в общей системе социально-гуманитарного знания. Отмечается, что предметом политической медиариторики является актуализация языка как разновекторных речевых практик, т.е. взаимосвязь различных сфер политической человеческой деятельности и речеупотребления в пространстве политического риторического медиадискурса. Приводится характеристика понятийно-терминологического аппарата политической медиариторики. Цель статьи — презентация нового направления дискурсивных исследований в области политических медиакоммуникаций — частной риторики языка политических медиакоммуникаций, а именно, политической медиариторики и ее становления как самостоятельного научного направления. Задачи работы носят программно-теоретический характер: представить понятийно-терминологический аппарат политической медиариторики как частной риторики языка политической коммуникации, методологию и ее теоретические основы как нового направления гуманитарных исследований.

Ключевые слова:
политическая коммуникация, политическая риторика, медиариторика, медиалингвистика, медиапространство, медиастилистика, медиатекст
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Анненкова И. В. Современная медиакартина мира: неориторическая модель : лингвофилософский аспект . Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. Москва, 2012. - 60 с.

2. Аннушкин В. И. Риторика. Экспресс-курс: учебное пособие для практических семинаров и краткосрочных курсов / В.И. Аннушкин. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 175 С.

3. Аристотель. Риторика. Перевод Н. Платоновой. - Санкт-Петербург, 1984.

4. Голоднов А.В. Персуазивность как универсальная стратегия текстообразования в риторическом метадискурсе: на материале немецкого языка. Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. Санкт-Петербург, 2011.

5. Гофман В. А. Слово оратора: риторика и политика. М.: Книжный Дом Либроком, 2021. - 230 с.

6. Дейк, Т. А. ван. Эпизодические модели в обработке дискурса // Т. А. ван Дейк. Язык. Познание Коммуникация. - М. : Прогресс, 1989. С. 68-110.

7. Дейк, Т. А. ван, Кинч В. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - М. : Прогресс, 1988. Вып. 23.С. 153-211.

8. Деррида Ж. Поля философии / Ж. Деррида; пер. с фр. Д. Ю. Кралечкина. - М. : Академический Проект, 2012. - 376 с.

9. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Актуальные направления изучения медиаречи. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 4.

10. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления. - М.: КДУ «Университет», 2020. - 180 с.

11. Дускаева Л.Р. Медиалингвистика в России: становление структуры и векторы развития. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 6. 2018. С.48−63.

12. Дускаева Л.Р. Речевая структура новостных текстов сетевых изданий. Вестник Пермского университета. Вып . 1 (25). 2014. С. 179−183.

13. Засурский Я.Н. Медиатекст в современных СМИ. Колонка редактора. Вестник Моск. Ун-та. 2005. Серия 10. Журналистика. 2005. № 2 . с.3-6.

14. Зиновьева Е. С. Изучение дискурса в рамках медиалингвистики. Верхневолжский филологический вестник - 2016 - № 3. С. 73−80.

15. Клушина Н. И. Медиастилистика . Экология языка и коммуникативная практика. 2014. № 2 С. 68−75.

16. Клушина Н. И. Аксилогический аспект медиастилистики. С. 27−29. [Электронный ресурс]. - URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/77235/1/978-5-91256-452-9_2019_11.pdf

17. Минский М. Фреймы для представления знаний.  М.: Энергия, 1979. - 152 с.

18. Фуко М. Археология знания / М. Фуко; пер. с фр; общ. ред. Б. Левченко. - Киев : Ника-Центр, 1996. - 208 с. 1996

19. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М. : Никколо-Медиа. 2002. - 313 с.

20. Цицерон. Ciceron. Ciceronis Scripta. Brutus. Vol. II. Part I. Lips., 1863. Параграф 45.

21. Chaussinand-Nogaret G. Les grands discours parlementaires de la Révolution de Mirabeau à Robespierre : 1789- 1795. Armand Colin. 2005.− 272 pages.

22. Le Bart Ch. Le discours politique. Presses Universitaires de France - PUF. Paris, 1998. 128 pages.

23. Annushkin V. I. Ritorika. Jekspress-kurs: uchebnoe posobie dlja prakticheskih seminarov i kratkosrochnyh kursov / V.I. Annushkin. - M.: Flinta: Nauka, 2006. - 175 S.

24. Aristotel'. Ritorika. Perevod N. Platonovoj. - Sankt-Peterburg, 1984. S. 1.

25. Golodnov A.V. Persuazivnost' kak universal'naja strategija tekstoobrazovanija v ritoricheskom metadiskurse: na materiale nemeckogo jazyka. Avtoreferat na soiskanie uchenoj stepeni doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?