Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Предлагаемая статья посвящена исследованию гибридных форм обучения студентов гуманитарных отделений вузов в эпоху цифровых технологий. Актуальность и новизна данной работы обусловлена необходимостью обучения профессионально ориентированным иностранным языкам в современном образовательном процессе, происходящем в период внедрения цифровизации, которые позволяют усовершенствовать подходы к образованию, что необходимо для осуществления успешной профессиональной межкультурной коммуникации. Информационно-коммуникационные и цифровые технологии дают возможность объединить в цифровом формате текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение, что делает образовательный процесс мультимодальным. Целью работы является выявление инновационных возможностей с учетом трансформационных форм и методов образовательной деятельности, что дает возможность обучать профессионально ориентированному иностранному языку студентов в гибридном, т.е. смешанном формате. Задача исследования заключается в проведении анализа и систематизации содержательного наполнения профессионально ориентированных языковых программ, выявлении проблемных зон, внедрении инновационных цифровых технологий. Методологической основой данной работы послужили работы отечественных и зарубежных ученых. В результате исследования было установлено, что гибридные формы обучения способствуют выполнению задач, поставленных в учебных программах, и позволяют вооружить студентов-гуманитариев глубокими знаниями, расширить их кругозор, развить у них аналитические способности, выработать навыки ведения научных исследований, подготовить к самостоятельной научно-педагогической и общественной деятельности.
гибридная форма обучения, терминология, профессионально ориентированные иностранные языки, дистанционный формат обучения, цифровые технологии, формировать компетенции
1. Гойхман О.Я. Коммуникативистика: миссия выполнима [Текст] / О.Я. Гойхман // Научные исследования и разработки: современная коммуникативистика. - 2019. - № 1. - С.5-6.
2. Гончарова Л.М. Профессиональная коммуникация в ракурсе вопросов современной коммуникативистики: вызовы и задачи в условиях цифровизации и пандемии [Текст] / Л.М. Гончарова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. - 2021. - Т. 10. - № 3. - С. 5-10.
3. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М.Е. Некоторые аспекты гармонизации терминосиситем при переводе для повышения профессиональной коммуникации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2018. Т. 7. № 1. С. 25-30.
4. Словарь терминов и понятий цифровой дидактики (СТПЦД) / Рос. гос. проф.-пед. ун-т; авт.-сост.: Ломовцева Н. В., Заречнева К. М., Ушакова О. В., Ярина С. Ю. - Екатеринбург: РГППУ: Ажур. - 2021. - 84 с.
5. Council Recommendation of 22 May 2018 on key competences for lifelong learning (Text with EEA relevance). Official Journal of the European Union. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri=CELEX:32018H0604(01)&from=EN (accessed 30 Nov. 2021)
6. Delors, J. Education: a hidden treasure/ Fundamentals of the Report of the International Commission on Education for the 21st Century. Jacques Delors (chairman) and others. 1996. 46 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED447280.pdf (accessed 12.02.2023)
7. Doering, A. Adventure learning: transformative hybrid online education. Distance Education, 2006, 27(2), pp. 197-215.
8. Driscoll, M. Blended learning: Let’s get beyond the hype. e-learning. URL: http://www.ltimagazine.com/ltimagazine/article/articleDetail.jsp?id=11755 (accessed 15.07.2022)
9. Foss K. A. Remote learning isn’t new: Radio instruction in the 1937 polio epidemic. (2020) URL: https://theconversation.com/remote-learning-isnt-new-radio-instruction-in-the-1937-polio-epidemic-143797 Published: October 5, 2020 1.07pm BST (accessed 17.02.2023)
10. Graham, C.R., Allen, S. Blended learning: An emerging trend in education. In C. Howard, J. V. Boettecher, L. Justice, K. D. Schenk, P. L. Rogers, & G. A. Berg (Eds.), Encyclopedia of distance learning. Hershey, PA: Idea Group. 2005. Pp. 172-179.
11. Graham, C. R., Allen, S., Ure, D. Benefits and challenges of blended learning environments. In M. Khosrow-Pour (Ed.), Encyclopedia of information science and technology. Hershey, PA: Idea Group. 2005. Pp. 253-259.
12. Hentea, M., Shea, M. J., Pennington, L. A Perspective on Fulfilling the Expectations of Distance Education. Proceeding of CITC4 '03 Proceedings of the 4th conference on Information technology curriculum, New York, 2003. Pp. 160-167. Doi:https://doi.org/10.1145/947121.947158
13. Martinez, M., Barron, M., Zacharia, Sh. How can countries implement low tech remote learning? Using the experiences from Edu Radio and Edu TV in Sierra Leone and Pakistan to develop Knowledge Packs. MAY 18, 2021. URL: https://blogs.worldbank.org/education/how-can-countries-implement-low-tech-remote-learning-using-experiences-edu-radio-and-edu
14. Matthews, D. The origins of distance education and its use in the United States. T.H.E. Journal, 1999, 27 (2). Pp. 54-66.
15. Morgan, K. R. Blended learning: A strategic action plan for a new campus. Seminole: University of Central Florida. 2002.
16. Nichols, M. A theory for eLearning. Educational Technology & Society, 2003, 6 (2). Pp. 1-10.
17. Osguthorpe, R.T., Graham, C.R. Blended learning systems: Definitions and directions. Quarterly Review of Distance Education, 2003, 4(3). Pp. 227-234.
18. Ray, K. The Just in Time Playbook for Remote Learning. URL: https://www.techlearning.com/how-to/what-is-remote-learning (accessed 16.02.2013)
19. Reay, J. Blended learning-a fusion for the future. Knowledge Management Review, 2001, 4(3). P 6.
20. Rooney, J. E. Blending learning opportunities to enhance educational programming and meetings. Association Management, 2003, 55(5). Pp. 26-32.
21. Sands, P. Inside outside, upside downside: Strategies for connecting online and face-to-face instruction in hybrid courses. Teaching with Technology Today, 2002, 8(6). Retrieved July 12, 2005. URL: http://www.uwsa.edu/ttt/articles/sands2.htm (accessed 15.02.2023)
22. Scheiderer, J. What's the Difference Between Asynchronous and Synchronous Learning? Ohio State University. 2022. URL: https://online.osu.edu/resources/learn/whats-difference-between-asynchronous-and-synchronous-learning (accessed 15.02.2023)
23. Stacey, E. The History of Distance Education in Australia. // Quarterly Review of Distance Education. 2005. 6 (3): 255-259. ISSN 1528-3518
24. UNICEF DATA. COVID-19 and School Closures: Are children able to continue learning. A UNICEF survey. URL: https://data.unicef.org/resources/remote-learning-reachability-factsheet/ (accessed 12.02.2023)
25. Ward, J., LaBranche, G. A. Blended learning: The convergence of e-learning and meetings. Franchising World, 2003, 35(4). Pp. 22-23.
26. Waddoups, G., Howell, S. Bringing online learning to campus: The hybridization of teaching and learning at Brigham Young University. International Review of Research in Open and Distance Learning, 2002, 2 (2). Retrieved July 12, 2005. URL: http://www.irrodl.org/content/v2.2/waddoups.html (accessed 17.02.2023)
27. World's First School Air Opened (WFSAO) / The Advertiser. Adelaide. 9 June 1951. P. 2. Retrieved 19 July 2011 - via National Library of Australia. URL: http://nla.gov.au/nla.news-article45718205 (accessed 14.02.2023)
28. Young, J. R. “Hybrid” teaching seeks to end the divide between traditional and online instruction. Chronicle of Higher Education, 2002. Vol.48. № 28. Pp. A33-A34
29. Hentea, M., Shea, M. J., Pennington, L. A Perspective on Fulfilling the Expectations of Distance Education. Proceeding of CITC4 '03 Proceedings of the 4th conference on Information technology curriculum, New York, 2003. Pp. 160-167. Doi:https://doi.org/10.1145/947121.947158