Россия
Россия
Введение. В современном обществе коммуникация в Интернете полностью изменила сценарии человеческой коммуникации и образования. Социальные сети обеспечивают доступ к информации и глобальный обмен ею, что ставит новые задачи перед педагогикой как наукой о цели и содержании образования. Интернет-педагогика как область изучения и исследовательской деятельности исследует проблемы значения Интернета для образования и самообразования, выявления основных форм онлайн-обучения, связи между образовательным потенциалом Интернета и его фактическим использованием, преимуществ и недостатков того, чем пользователи делятся в Сети и чему учатся с ее помощью. Вызовами процесса трансформации коммуникационной среды современного образования стали microlearning и mobile learning. Они предполагают возможность обучаться короткими спринтами с любого устройства, в любое время, в любом месте. Цель. Выявить отношение студентов к образованию в социальных сетях для подтверждения актуальности microlearning и mobile learning как вызовов трансформации коммуникационной среды современного образования. Методология, методы и методики. Для проведения исследования была разработана анкета, распространенная при помощи Google Forms. В исследовании приняли участие 466 студентов вузов г. Челябинска. Тип выборки — стихийная. Контур выборки образуют зарегистрированные пользователи, проявившие интерес к данному интернет-опросу. Механизм отбора респондентов — self-selection. Результаты. Коммуникационная среда современного образования претерпевает трансформации, все более популярным становится образование в социальных сетях. Российский рынок образовательных услуг пока не так остро реагирует на эти трансформации. Мы можем прогнозировать, что microlearning и mobile learning в ближайшие годы станут серьезной альтернативной традиционной образовательной среде. Научная новизна. Анализ трансформации коммуникационной среды современного образования позволил нам выявить новые тренды — microlearning и mobile learning. Практическая значимость. Выявленные тренды помогут образовательной среде подготовить адекватные ответы на обозначенные вызовы.
коммуникационная среда, образование, социальные сети, microlearning, mobile learning
1. Бард А. Netократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма [Текст] / А. Бард, Я. Зодерквист. - СПб. : Стокгольмская школа экономики, 2005. - 252 с.
2. Забарная Э.Н. Социальный медиа-маркетинг [Текст] / Э.Н. Забарная, И. В. Куриленко // Вестник Волынского института экономики и менеджмента. - 2016. - № 5. - С. 74-82.
3. Звоницкая В.А. Использование социальных сетей в дополнительном профессиональном образовании [Текст] / В.А. Звоницкая, А.А. Потякин // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 9-2 (48), 2020, p. 53-57.
4. Киняшева Ю.Б. Использование социальных сетей в системе высшего образования современной России [Текст] / Ю.Б. Киняшева, С.В. Муращенков // Вестник ВГУ. Серия: Проблемы высшего образования. - 2021. - №3. - С. 30-33.
5. Dutton W.H. Internet studies: The foundations of a transformative field. The Oxford Handbook of Internet Studies. Oxfor; 2013. 630 p.
6. Farmer H., Ramsdale J. Teaching competencies for the online environment. Canadian Journal of Learning and Technology. 2016; 42 (3). С. 1-17.
7. Luckin R. Re-Designing Learning Contexts: Technology-Rich, Learner-Centred Ecologies. Routledge; 2010. 208 с.
8. Murphy D. The Architecture of Failure. John Hunt Publishing; 2012. 168 с.
9. Negroponte N. Being Digital. Milano; 1999. 243 с.
10. Seery A. Education, the formation of self and the world of Web 2.0. London Review of Education. 2010; 8 (1). C. 63 - 73.
11. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. International Journal of Instructional Technology and Distance Learning. 2005; 2. P. 1-6.