ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РКИ В СВЕТЕ АКТУАЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности организации профессионально-ориентированного обучения русскому языку как иностранному (ПОО РКИ) в условиях роста информатизации системы образования и трансформации методического мышления, которая заключается в том, что от парадигмы передачи знаний педагогическое сообщество переходит к парадигме со-организации обучающей среды. Отмечается, что при создании современных средств обучения инофонов языку специальности следует опираться на принципы педагогического дизайна, реализация которых позволяет организовать эффективный процесс обучения с учётом коммуникативных потребностей целевого контингента учащихся. Анализируются способы и инструменты моделирования полноценной информационной обучающей среды для ПОО РКИ с применением разнообразных электронных средств.

Ключевые слова:
РКИ, профессионально-ориентированное обучение, язык специальности, информационно-коммуникационные технологии, педагогический дизайн, электронные средства обучения нового типа, профессионально ориентированные сферы общения, со-организация обучающей среды
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Абызова Е.В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. – № 3(3). – С. 12-16.

2. Азимов Э.Г. Особенности преподавания РКИ в социальных сетях // Русский язык в странах СНГ: положение, функционирование, коммуникация: Материалы Международного конгресса. 1–3 ноября 2022 г. / Под ред. С.Ю. Камышевой. ‒ М., 2022. ‒ С. 118–120.

3. Антонова И.А., Христиансен И.А. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для историков. – М.: МАКС Пресс, 2006. – 260 с.

4. Богомолов А.Н., Дунаева Л.А. Аутентичный текст и аутентичная языковая среда в обучении РКИ // Русский язык за рубежом. ‒ 2018. ‒ № 5. ‒ С. 94–100.

5. Вавулина А.В., Клобукова Л.П., Судиловская О.И., Чекалина В.Л. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для юристов. – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 360 с.

6. Виноградова Е.Н., Клобукова Л.П., Ларкина М.А. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для психологов. – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 205 с.

7. Галушко Т.Г. Человеко-ориентированное фиджитал и дижитал образование: цифровизация и гуманизация // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. ‒ 2022. ‒ № 204. ‒ С. 25‒34. https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2022-204-25-34

8. Гревцева Г.Я. Цифровая социализация личности в образовательной среде // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». ‒ 2022. ‒ Т. 14. ‒ № 1. ‒ С. 40–49. DOI: 10.14529/ped220104

9. Дёмина О.А., Тепленёва И.А. О трансформации методического мышления преподавателей вузов // Высшее образование в России. ‒ 2020, ‒ №7. ‒ С. 156‒167. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-7-156-167.

10. Ермакова О.Б. Цифровое сопровождение процесса обучения РКИ (на примере виртуального класса Google) // РКИ: Лингвометодическая образовательная платформа. Сборник трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 145-летию Белгородского государственного национального исследовательского университета. ‒ Белгород, 2021. ‒ С. 100‒106.

11. Ермакова О.Б., Клобукова Л.П., Чернышенко Е.А. Из опыта цифровизации обучения русскому языку иностранных учащихся экономического профиля // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху: монография / под общ. ред. Е.А. Хамраевой. ‒ Москва: Издательство «Сам Полиграфист», 2020. ‒ С. 14‒23.

12. Ермакова О.Б., Клобукова Л.П., Чернышенко Е.А. К вопросу о методической целесообразности использования информационно-коммуникационных технологий в целях обучения иностранных учащихся гуманитарного профиля профессионально ориентированному общению на русском языке // Русское слово в международном образовательном пространстве: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции. ‒ Пятигорск, 2021. ‒ С. 65‒71.

13. Каверина В.В., Филатова Е.А. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для социологов. – М.: Русский язык. Курсы, 2008. – 144 с.

14. Клобукова Л.П., Вашик К., Вешманн Л. Лингвометодические основы очно-дистанционного профессионально ориентированного обучения русскому языку учащихся экономических факультетов и вузов Германии // Русский язык за рубежом. Специальный выпуск «Русистика Германии». – 2017. – С. 67–72.

15. Клобукова Л.П., Ермакова О.Б., Чернышенко Е.А. Особенности методики формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся экономического профиля в режиме очно-дистанционного обучения (на материале темы Организационная структура фирмы) // Язык, литература, культура. Актуальные проблемы изучение и преподавания. Сборник научных и научно-методических статей / Ред. кол. Л.П. Клобукова и др. Т. 14. — Москва: МАКС-Пресс, 2018. С. 161–183.

16. Кречетников К.Г. Педагогический дизайн и его значение для развития информационных образовательных технологий. [Электронный ресурс] URL: http://ito.edu.ru/2005/Troitsk/2/2-0-9.html. Дата обращения 14.08.2019.

17. Кузнецов А.А. Электронная образовательная среда нового типа на базе кросс-платформенной модели обучения: методика и апробация // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2021. № 1. С. 57‒76.

18. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка / Е.В. Чернобай (научная редакция), Е.А. Ефимова, Ю.Н. Корешникова, М.А. Давлатова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 44 с.

19. Рублева Е.В. Современные средства обучения в практике преподавания русского языка как иностранного как элемент модернизации педагогического процесса // Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве: Сборник материалов Международного научного конгресса. В 3-х частях. Часть II. М.Н. Русецкая (гл. ред.), М.А. Осадчий (отв. ред.). ‒ Москва, 2021. ‒ С. 471‒473.

20. Савченко Е.В. Интеграция сервисов Google в языковой класс // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. ‒ 2021. ‒ № 199. ‒ С. 99‒107.

21. Филатова Е.А., Черенкова И.С., Луценко О.В. [под ред. Л.П. Клобуковой]. Русский язык для экономистов. – М.: Русский язык. Курсы, 2007. – 176 с.

22. Allen W.C. Overview and evolution of the ADDIE training system // Advances in Developing Human Resources. 2006. Vol. 8. № 4. P. 430–441.

23. Lave J., Wenger E. Situated learning: Legitimate peripheral participation. Cambridge university press, 1991.

24. Merrill M.D., Drake L., Lacy M.J., Pratt J., & the ID2 Research Group. Reclaiming instructional design // Educational Technology. 1966. №36(5). P. 5–7. [Электронный ресурс] https://mdavidmerrill.files.wordpress.com/2019/04/reclaiming.pdf (дата обращения 19.07.2023)

25. Zimmerman B.J. Self-regulated learning and academic achievement: An overview // Educational psychologist. 1990. Vol. 25. № 1. P. 3–17.

Войти или Создать
* Забыли пароль?