ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данное исследование ориентировано на изучение факторов, которые влияют на экономическое развитие региона в современных условиях. В частности, в данной работе рассматриваются вопросы неравномерности развития экономики региона и влияние на данный процесс импортозамещения сельскохозяйственной продукции. На современном этапе развития экономики России появилась возможность реализовать отсроченные проекты, так как у малых и средних предприятий значительно сократилось количество конкурентов со стороны зарубежных предприятий. В данной работе были проанализированы следующие показатели: динамика производства продукции сельского хозяйства в Новосибирской Области; Анализ недостигнутых результатов Новосибирской Области при использовании субсидий; Классификация сельских районов Новосибирской области по уровню социально-экономического развития. Анализ показал, что при экономическом развитии региона необходимо учитывать особую специфику его улучшения – неравномерность развития.

Ключевые слова:
импортозамещение, малый и средний бизнес, экономика региона, сельскохозяйственная продукция
Текст

Сложность развития экономики регионов в первую очередь обуславливается смешанностью экономической деятельности в пространстве региона. Данный факт характеризуется тем, что в определенных участках региона концентрируются большее количество предприятий и организаций, чем в других участках данного региона. В связи с этим регион, в целом, развивается не стабильно – обособляются центры экономической занятости и периферия, что определяет дальнейшее развитие и формирование региональной экономики. Стоит отметить то, что подобная неравномерность при экономическом росте региона является натуральным процессом развития взаимосвязей между экономическими субъектами, несмотря на то, что в то же время данная неравномерность ведет к потере потенциала расширения экономики региона. В данном случае общий уровень экономического развития региона создается при помощи экономических центров, теряя весь потенциал использования периферий для экономического развития всего региона.

Это явление может быть вызвано рядом факторов, таких как:

1. Географическое положение: некоторые участки региона могут быть более удобными для размещения предприятий и организаций из-за их близости к транспортным узлам, рынкам сбыта, источникам сырья и т.д.

2. Экономические факторы: некоторые отрасли промышленности могут быть более конкурентоспособными в определенных участках, что способствует их развитию и привлечению новых предприятий.

3. Исторический фактор: некоторые предприятия и организации остаются в определенных участках из-за своих исторических корней или иных культурных причин.

4. Административные факторы: правительство может принимать меры для стимулирования развития определенных отраслей или регионов, что приводит к концентрации предприятий и организаций.

5. Экологические факторы: некоторые участки региона имеют более благоприятную экологическую обстановку, что делает их привлекательными для размещения предприятий.

Данная проблема неоднородности развития региональной экономики также была отражена в работах отечественных и зарубежных исследователей. [1] Так, например, О.В. Иншаков отмечает то, что данная неоднородность является фундаментальной чертой региона. Данная черта возникает из-за многочисленных факторов развития экономики региона.

Данной позиции придерживаются Л.С. Валинурова, О.Б. Казакова и Л.Г. Ахтариева, которые отмечают, что данная особенность улучшения экономики региона является натуральным процессом развития экономических связей между субъектами региональной экономики. В региональной экономической науке характерен метод разбора неравномерности развития экономического пространства региона с учетом не одинакового развития хозяйственных связей региона. [2]

Стоит также отметить то, что различие в формировании хозяйственных связей между предприятиями и организациями может быть не причиной, а следствием в результате иных факторов экономического развития региона. Например, А.Г. Гранберг, отметил, что причиной данного свойства развития экономики региона являются внутренние факторы условий развития региональной хозяйственной деятельности. Исследователи Е.О. Миргородская, С.А. Сухинин в качестве причины неравномерного экономического регионального развития указывают, например, такие факторы как технологические, природные, институциональные, человеческие и другие[3].

В связи с этим, стоит отметить то, что проблема неравномерности развития экономики региона следует из двух следующих групп совокупности факторов: факторы, которые образуются от локальных условий ведения экономической деятельности и факторы, которые следуют от системы связей хозяйствующих субъектов. Рассматривая подробнее, отметим, что первая группа факторов связаны от количества природных ресурсов, территориального расположения, условий, которые необходимы для транспорта и логистики, и иной подобной инфраструктуры[9]. Вторая группа факторов зависит от производственных мощностей региона: концентрация и количество хозяйствующих субъектов, а также объем и ассортимент выпускаемой продукции. Данные группы факторов влияют на регион в одно и то же время, вызывая, таким образом, неравномерность развития экономики региона.

В итоге формируются экономические модели организации территорий региона, которые определяют его характеристики развития. Анализ данных моделей позволит сформировать базу для эффективной политики развития экономики региона.

Классифицируя модели экономического пространства по их территориальному расположению, можно выделить [8]:

1) Центрально-периферийную модель, в которой существует экономический центр и, по мере удаления от этого экономического центра, периферийные зоны.

2)Полицентрическая модель, которая характерна для равнинных территорий. В данной модели равномерно расположены экономические центры.

3) Линейная модель свойственна для таких регионов, где проходят реки, магистрали и горные массивы. В данной модели размещение экономической деятельности полностью зависит от географического расположения.

4) Особенность приморско-фасадной модели заключается в ее расположении около прибрежных регионов. Данная модель характерна для регионов, в которых центры экономической занятости приходятся на порты.

5) Центрально-бассейновая модель специфичен для регионов горнодобывающей промышленности. Предполагается, что вокруг бассейна добычи горного ресурса формируются экономические центры.

6) В центральной модели хозяйственная деятельность сформирована в местах добычи сырья. Данная модель свойственна для слабо разработанных регионов.

Малый и средний бизнес являются важными составляющими экономики любой страны. Они играют ключевую роль в создании рабочих мест, формировании доходов и развитии экономики в целом.

Малый и средний бизнес оказывают положительное влияние на экономическую ситуацию в стране, они способны производить продукцию или услуги высокого качества, конкурентоспособные на мировом рынке. Такой бизнес может стать основой для развития новых отраслей и создания инновационных технологий.

Кроме того, малый и средний бизнес имеют большое значение для развития региона. Они способствуют созданию новых рабочих мест и развитию инфраструктуры, что в свою очередь повышает уровень жизни населения и создает благоприятные условия для экономической деятельности.

Однако, малый и средний бизнес также имеют свои недостатки. Они могут столкнуться с проблемами, связанными с доступностью финансовых ресурсов, конкуренцией на рынке и необходимостью адаптации к изменяющимся условиям.

Малый бизнес - это предприятия, которые имеют небольшой размер и не являются крупными корпорациями. Они представлены индивидуальными предпринимателями или небольшими компаниями. Малый бизнес обычно ориентирован на локальный рынок и предоставляет услуги и товары, необходимые для удовлетворения потребностей местных жителей.

Средний бизнес - это компании, которые занимают промежуточное положение между малым бизнесом и крупными корпорациями. Средний бизнес может быть представлен как местными компаниями, так и компаниями с международным присутствием. Средний бизнес обычно ориентируется на региональный рынок, но также может выходить на национальный или международный уровень.

Россия, в течении последних десяти лет, старается развить отечественное производство, создавая все большее количество условий для роста хозяйственной деятельности. Несмотря на это, самым большим стимулом для роста внутреннего производства стали внешние ограничения, которые оградили производство от избыточной товарной конкуренции.

Осуществление политики импортозамещения выражается в получении производителями государственной поддержкой, которая выступает фундаментом и гарантом социально-экономического развития региона. Государство, осуществляя политику импортозамещения, определяет основные экономические ориентиры не случайно, поддерживая необходимые секторы в регионе.

 

Рисунок 1 - Динамика импорта товаров в РФ, миллион долларов, за 2015-2021 гг. [5]

 

На рисунке 1 показано, что в целом динамика импорта, за 7 лет исследуемого периода, положительная.

Рассматривая график более детально, отметим, что 2017 год показал наибольший рост импорта – по сравнению с предыдущим годом, в данном году этот показатель вырос на 26%. Показатель импорта упал в 2020 году на 9% и в 2016 году на 7% по сравнению с предыдущем годом.

 

Рисунок 2 - Динамика производства продукции сельского хозяйства в фактически действовавших ценах, в млн руб. за 2015-2021 гг. [4]

 

Согласно рисунка 2, можно увидеть, что в целом производство сельскохозяйственной продукции непрерывно растет. Динамика указывает на то, что в 2021 году в Новосибирской области был самый большой рост производства сельскохозяйственной продукции. В 2021 году, по сравнению с предыдущем годом, данный показатель вырос на 39%.

Счетная палата Российской Федерации провела аудит, с целью оценить отдачу от вложенных субсидий в рамках государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Несмотря на повышение показателя производства продукции сельского хозяйства в Новосибирской области, в результате данного аудита, было установлено, что при использовании грантовой поддержки Новосибирская область не достигла 6 из 19 показателей, которые были определенны в соглашениях. Новосибирская Область, в итоге, израсходовала 209 529,2 тыс. рублей. Стоит также отметить то, что от всей доли нарушений на Новосибирскую область приходится 65,3% от их общего объема при использовании субсидий. Около 40% Новосибирских сельскохозяйственных организаций не смогли расширить производство зерна, по сравнению с 2019 годом.

В данном аудите также было отмечено то, что при помощи стимулирующих субсидий сельскохозяйственные организации Новосибирской Области увеличили производства молока на две трети по сравнению с 2019 годом.

Сельское хозяйство является одной из ключевых отраслей экономики многих регионов России. В последние годы наблюдается рост производства сельскохозяйственной продукции, что связано с улучшением условий для ведения сельского хозяйства и повышением спроса на продукты питания.

Основные виды сельскохозяйственной продукции, производимой в регионах России, включают зерно, мясо, молоко, яйца, овощи и фрукты. Крупные производители сельскохозяйственной продукции включают агрохолдинги, фермерские хозяйства и крупные животноводческие комплексы.

В некоторых регионах России развивается производство рыбы и морепродуктов, а также переработка сельскохозяйственной продукции. Это позволяет создавать дополнительные рабочие места и повышать конкурентоспособность местных производителей.

Новосибирская область является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России. Здесь расположены крупные агропромышленные комплексы, фермы и хозяйства, которые занимаются производством зерна, мяса, молока, яиц, овощей и фруктов.

 

Рисунок 3 - Информация об использовании субсидий, недостигнутых Новосибирской Области в результате аудита по итогам 2020 года.[6]

 

На рисунке 3 более детально, отметим, что в Новосибирской Области, при поддержке государства в виде субсидий, в 2020 году было собрано 21,2 тыс. тонны картофеля, составляя 33,7% от плана, данный показатель одним из самых низких. Стоит также отметить то, что сбор овощей открытого грунта составил 14,6 тыс. тонн, или 55,3% от планового значения.

Сельское хозяйство в Новосибирской области является важной отраслью экономики региона. Оно обеспечивает население продуктами питания, а промышленность - сырьем.

 

Рисунок 4 - Классификация сельских районов Новосибирской Области по уровню социально-экономического развития. [4]

 

Оценивая территории Новосибирской области, отметим, что данный регион относится к центрально-периферийной модели экономического пространства. В частности, в Новосибирской Области существует один экономический центр, а вместе с ним система крупных и средних городов. Сформированная система совпадает с распределением хозяйственных мощностей и транспортных магистралей Новосибирской Области.

В итоге можно сказать, что экономическое развитие региона Новосибирская Область происходит неравномерно. Учитывая данной факт, политику субсидирования можно проводить более эффективно.  Необходимо выделять субсидии для разных секторов экономики в зависимости от их уровня развития и потребностей. Например, можно выделять больше субсидий для тех секторов, которые нуждаются в поддержке больше всего.

Список литературы

1. Валинурова, Л. С. Теории пространственной и региональной экономики : учебное пособие / Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Л. Г. Ахтариева. - Уфа: Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, 2012. - 96 с.

2. Репушевская, О.А. Продовольственный кризис: существующая ситуация, анализ, тенденции к решению краткосрочных и долгосрочных проблем /О.А. Репушевская, В.А. Ефремов//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2022. - № 4. - С. 70-75. - Текст: непосредственный.

3. Иншаков, О. В. Экономическое пространство и пространственная экономика. Размышление над новым экономическим журналом / О. В. Иншаков, Д. П. Фролов // Экономическая наука современной России. - 2005. - № 4(31). - С. 174-180.

4. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.msu.ru. (Дата обращения: 10.08.2023).

5. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/b3512106265969360304211629499d3b/20181120no.pdf (Дата обращения: 10.08.2023).

6. Федеральная таможенная служба : [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ (Дата обращения: 10.08.2023).

7. Министерство сельского хозяйства: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/ (Дата обращения: 10.08.2023).

8. Репушевская, О.А. Факторы устойчивости региональных экономических систем /О.А. Репушевская//Russian Journal of Management. - 2023. - Т.11. - № 1. - С. 28-37. - URL: https://riorpub.com/ru/nauka/article/57736/view. - Текст: электронный

9. Лагвилава, Н.Л. Формирование системы продовольственной безопасности в условиях опережающего развития экономики регионов /Н.Л. Лагвилава//Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2023. - № 1. - С. 116-121. - Текст: непосредственный.


Войти или Создать
* Забыли пароль?