П.Я. ШЛАЕН В ВОСПОМИНАНИЯХ И ВПЕЧАТЛЕНИЯХ (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Освещены основные вехи научного пути Петра Яковлевича Шлаена (06.06.1923-25.04.2009), доктора технических и доктора психологических наук, широко известного учёного, ветерана Великой Отечественной войны, одного из основателей военной эргономики. Статья посвящена 100-летию со дня рождения П.Я. Шлаена и базируется как на воспоминаниях и впечатлениях учеников и продолжателей его научной школы, так и на фрагментах из книги учёного «Дни моей жизни», автобиографичной по своей сути, отражающей зарождение и развитие отечественной военной эргономики. Показана роль учёного в организации целого ряда авторитетных структур, таких как: Международная академия проблем человеческого фактора (МАП ЧФ), Межрегиональная эргономическая ассоциация (МЭА), Межрегиональный отраслевой центр эргономический исследований и разработок (Эргоцентр), соорганизаторами которых выступили Институт психологии РАН, Международная гуманитарная академия «Европа-Азия», Международная академия психологических наук (МАПН). П.Я. Шлаен был инициатором Международных и Всероссийских научных конференций, членом диссертационных советов, входил в редакционный совет целого ряда научных журналов.

Ключевые слова:
Пётр Яковлевич Шлаен, военная эргономика, жизненный путь, публикационная активность, эргономические требования
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

В среде блестящей плеяды отечественных учёных военных-эргономистов, инженерных психологов и психофизиологов, таких как В.М. Ахутин, С.А. Багрецов, В.А. Бодров, Б.М. Герасимов, Л.П. Гримак, А.И. Губинский, В.Г. Евграфов, Г.М. Зараковский, Е.И. Заславский, Г.В. Ложкин, В.М. Львов, А.Г. Маклаков, А.А. Польский, В.А. Пономаренко, В.А. Пухов, Ю.Г. Фокин, Л.С. Хачатурьянц, А.В. Чунтул и многих других, Петру Яковлевичу Шлаену принадлежит особое место.

В период с 1970 по 1991 год в СССР основателя военной эргономики П.Я. Шлаена знал любой инженер, конструктор, системотехник, психолог, любой специалист оборонной промышленности и никто не сомневался в том, что наука побеждать базировалась на системе эргономического обеспечения разработки и эксплуатации различных образцов вооружения и военной техники, которая давала возможность безошибочно и своевременно уничтожать любого вероятного противника на основе заданного уровня показателей эргономичности: управляемости, освояемости, обслуживаемости и обитаемости [2,4,5,8,10,12 и др.].

1. Зарождение и развитие отечественной военной эргономики (фрагменты воспоминаний из книги П.Я. Шлаена «Дни моей жизни»)

В конце 1967 г. начальнику НИИ 2 МО СССР (г. Калинин, ныне г. Тверь) Б.А. Королеву пришло письмо из Научно-технического комитета (НТК) Генерального штаба с просьбой оценить, какую пользу могут принести Вооруженным Силам страны исследования в области новой науки, получившей название «Инженерная психология». Начальник института предложил П.Я. Шлаену согласовать в НТК Генштаба все вопросы организации будущих исследований. Переговоры прошли успешно. Его сотрудники обещали выделить средства для проведения исследований на 3,5 года, согласились оказать помощь, вплоть до создания специального научного подразделения.

Авторитет науки в то время у нас в стране создавался, как правило, при активном участии верхних эшелонов власти и поддерживался всевозможными указаниями и приказами. А это означало, что для решения поставленной нам задачи начинать надо было с поиска тех, кто, находясь у власти, мог бы внушить доверие к этой науке другим НИИ и КБ.

Особая сложность работы заключалась в необходимости совместить исследования в области психологии и техники, которые существенно различались по содержанию, объектам, целям и методам исследований, технологии, языку описания, форме изложения материала и даже по метрике.

Строго говоря, в описываемые времена научно-технические связи между этими науками были весьма редки. Да и психологов в Вооруженных Силах было недостаточно.

Внимательно ознакомившись с нашими доводами, Генеральный штаб ВС СССР открыл комплексную НИР «Дедукция», которую начали выполнять с 1 июня 1968 г. под руководством нашего Института все НИИ видов ВС, ряд НИИ и некоторые КБ народного хозяйства. Эту дату можно считать днем рождения военной эргономики в нашей стране [12].

Опыт зарождения и развития эргономики в разных странах мира довольно однообразен: ее «меценатами» почти везде выступали высшие военные структуры, заинтересованные в повышении эффективности войск, облегчении боевой работы военнослужащих, обеспечении безопасности и качества их труда. В этом отношении наша страна ничем не отличалась от других. Одновременно с заданием НИР был создан Координационный научно-технический совет (КНТС) Минобороны по инженерной психологии, в состав которого вошли представители видов Вооруженных Сил СССР, родов войск и некоторых управлений МО, ведущие специалисты оборонных отраслей промышленности. Все эти нововведения подчеркивали особое внимание заказчика к проблеме в целом.

Обсудив результаты НИР «Дедукция» и рекомендации по учету возможностей человека при создании оружия, КНТС принял, по предложению академика В.П. Бармина, решение выделить все технические проблемы рационального учета возможностей человека в новую для нашей страны самостоятельную науку — эргономику, отнеся ее к группе технических наук. Проблемы исследования процессов и средств взаимодействия человека и техники, а также формирования на этой основе исходных данных о свойствах человека было признано целесообразным оставить за инженерной психологией как отраслью психологических наук.

Одновременно с этим НТС предложил ВПК задать на очередное пятилетие Правительственную программу эргономических исследований «Авангард» в целях создания организационно-технической системы эргономического обеспечения разработки и эксплуатации образцов военной техники (СЭОРЭ ВТ). Это был крупный шаг вперед в признании высокого статута эргономики как науки [12].

Для практической демонстрации возможностей эргономики в повышении качества оружия была организована специальная закрытая межвидовая выставка «Эргономика и эффективность вооружения и военной техники».

На выставке для сравнения должны были быть показаны основные образцы оружия, созданного с использованием разработанных эргономических рекомендаций в ходе выполнения НИР «Дедукция» и программы «Авангард» и по действовавшим традиционным технологиям

Различия в боевых возможностях представленных средств были настолько очевидны, что даже без особых докладов бросалась в глаза значимость эргономических разработок. Эффективность оружия, созданного с учетом этих разработок, была на 15-30% выше, а время их освоения в войсках — в 2-3 раза ниже, чем у тех же средств, созданных по традиционным технологиям. При использовании оружия, разработанного с учетом эргономических требований, ниже был уровень профзаболеваемости, меньше аварий и катастроф и т.д. [12].

Выставка получила высокую оценку, ее посетили члены Политбюро ЦК КПСС, Правительства, Верховного Совета СССР, президент Академии наук СССР, видные академики, генеральные и главные конструкторы, директора ведущих оборонных предприятий, НИИ, КБ, крупнейшие военачальники и др. На выставке были проведены заседания Военно-промышленной комиссии, НТС ряда министерств оборонных отраслей промышленности. Были проведены десятки семинаров, творческих встреч и даже научно-практическая конференция, в работе которой приняли участие начальники и директора НИИ, КБ, полигонов, конструкторы, ректоры вузов.

Для дальнейшего развития эргономики на фундаментальном уровне была задана Программа эргономических исследований и разработок «Авангард-2», включавшая в себя на первом этапе свыше 15 НИР. Научным руководителем Программы был назначен А.А. Польский, ставший к тому времени начальником НИИ авиационного оборудования (НИИ АО), а П.Я. Шлаен — его заместителем по руководству Программой.

НИИ АО был определен головной организацией по этой проблеме в оборонном комплексе, а НИИ-2 — головным в Министерстве обороны. Предполагалось, что методологическое руководство работами и связь между НИИ АО и НИИ-2 МО будет осуществлять специально созданная «Лаборатория №40 (лаборатория военной эргономики).

Главной задачей лаборатории была разработка упоминавшейся ранее СЭОРЭ ВТ (в народном хозяйстве она называлась СЭОРЭ ЧМК — человеко-машинных комплексов или СЭОРЭ СЧМ — систем «человек-машина»). СЭОРЭ ВТ начала обсуждаться и формироваться намного раньше, чем попала в состав Программы «Авангард-2». Она должна была включать в себя методы и средства эргономического обеспечения следующих стадий жизненного цикла продукции: а) разработки эргономических требований; б) проектирования образца ВТ, включая и его эргономическую экспертизу как обязательную часть выполнения отдельных работ, так и создания опытного образца в целом; в) использования (эксплуатации) ВТ [12].

Эти стадии создания ВТ были наиболее очевидны и более полно регламентированы ГОСТами. Именно потому они оказались на поверхности изучения, без рассмотрения других разделов, которые должны были включаться в СЭОРЭ по мере ее развития.

Если выставка должна была продемонстрировать технико-экономический эффект внедрения эргономических рекомендаций, т.е. достигнутый рост боевой и экономической мощи страны, то вторая задача, к рассмотрению которой мы сейчас приступаем, должна была показать, какие фундаментальные исследования следовало выполнить, чтобы разработать методологические и технологические механизмы достижения указанного эффекта.

Разработка СЭОРЭ, составлявшая главную методологическую задачу на очередные пять лет, должна была быть завершена изданием «Руководства по эргономическому обеспечению разработки и эксплуатации вооружения и военной техники (РЭО ВТ)» и подкреплена не менее 10 «Частными руководствами по эргономическому обеспечению вооружения и военной техники» отдельных видов Вооруженных Сил (родов войск).

К созданию такой системы были привлечены наиболее подготовленные по предыдущей работе ученые. Несмотря на высокие ученые звания и степени привлеченные специалисты имели в то время слабое представление о системном (комплексном) учете возможностей человека в ходе разработки и эксплуатации ВТ и методах создания такой системы [8,10,12].

В состав коллектива, подготовившего и представившего исходный (первый) вариант СЭОРЭ заказчику в срок (31.12.1979 г.), вошли: В.М. Ахутин (ВМФ, космос), В.А. Бодров (ВВС, космос), А.И. Губинский (ВМФ), П.М. Елизаров (ПВО, вычислительная техника, Космос), Г.М. Зараковский (ВВС), Е.И. Заславский (БТВ), В.П. Зинченко (АСУ, психология), В.И. Медведев (НВМУ, физиология труда), Б.А. Королев (МО, главный редактор), А.М. Карасев (ПВО, теория обучения операторов), Б.Ф. Ломов (АН СССР, психология), В.М. Мунипов (ГКНТ), А.А. Польский (ВВС), В.А. Пухов (РВСН),  М.А. Угер (Связь), Ю.Г. Фокин (РВСН), П.Я. Шлаен (ПВО, общая редакция руководства).

Ее авторы учли отсутствие учебника по эргономике в стране и включили в СЭОРЭ ряд сведений учебного характера в части эргономики и смежных наук, необходимых разработчику и пользователю образца.

СЭОРЭ учитывала все требования теории систем и содержала решение основных методологических, технологических, нормативных и организационных проблем эргономического обеспечения создания образцов. Она отражала известные категории системы: цели, структуру, ресурсы, временной фактор и т.д., содержала описания основополагающих принципов их формирования и применения в разных условиях выполнения трех основных этапов жизненного цикла образцов.

В итоговом документе были представлены описание целевого назначения системы, содержание эргономических решений и эргономического обеспечения в целом, а также функциональная декомпозиция СЭОРЭ до уровня ее подсистем, нормативно-правовая база, этапы эргономического обеспечения, содержание информационного, материального и кадрового обеспечения и изложение процесса функционирования. Были проведены системологический анализ и предварительная оценка ожидаемого качества ее использования.

Взлет эргономики в 70-80-х годах был вызван наглядной демонстрацией на различных выставках и в разных публикациях достижений эргономического обеспечения, создания и эксплуатации промышленной продукции, результатов фундаментальных исследований [2-6, 11 и др.].

Сразу после защиты докторской диссертации П.Я. Шлаеном 40-я лаборатория была преобразована в 6-е отделение НИИ АО (Отделение общей эргономики), а решением ВПК от 30 ноября 1990 г. (№ 324) на его базе создан «Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок в военной технике» на правах филиала Центрального НИИ экономики и конверсии военного производства — «Эргоцентр» [12].

Это было уже полное признание эргономики как научно-практической дисциплины, доказавшей свое важное значение для страны. Этим же решением П.Я. Шлаен был назначен директором «Эргоцентра». Естественно, что подобное решение, особенно в разгар перестройки, когда все внимание ее вдохновителей было направлено на сокращение финансирования научных исследований, потребовало больших усилий лиц, понимавших значение этого шага и трудности его осуществления [12].

Много полезного сделал А.А. Польский для быстрого формирования «Эргоцентра», сохранения лабораторной базы и научных кадров Калининской школы эргономистов, ставших надежной опорой в первый период становления «Эргоцентра».

В начале 90-х годов стало ясно, что в «Эргоцентре» разработан достаточно полный набор методик для борьбы со стрессами разного происхождения. Часть аппаратуры для их реализации была создана в сотрудничавших с нами организациях, ряд приборов был разработан в «Эргоцентре». На них были получены лицензии для производства и использования.

Это натолкнуло на мысль создать «Антистрессовый центр» (АСЦ) для войск с последующей его адаптацией для нужд народного хозяйства.

Развернутый на территории «Эргоцентра» АСЦ не должен был использоваться для лечения стресса. Он должен был знакомить специалистов-медиков, психологов с новыми технологиями лечения, аппаратурой и методами использования.

В 1995 г. на базе Советской эргономической ассоциации была создана Межрегиональная эргономическая ассоциация России (МЭА), которая объединила специалистов и организации, занимающиеся научной, практической и производственной деятельностью в России [12].

В том же году П.Я. Шлаен был избран (а в 1999 г. переизбран) президентом МЭА, вице-президентами утверждены профессора В.Г. Евграфов (1995), В.М. Львов (1995. 1999), исполнительным директором — В.Н. Рындин. Председателем ревизионной комиссии был Г.М. Зараковский, позднее С,Ф. Сергеев.

В период руководства П.Я. Шлаеном в МЭА входили четыре региональных отделения: Тверское (председатель —В.М. Львов), Санкт-Петербургское (председатель —П.И. Падерно), Московское (председатель —А.Н. Разумов), Калужское (председатель —А.Н. Анохин) [1,3,5].

О результатах текущей деятельности ассоциации ее членов регулярно оповещал ежеквартально выходивший информационный бюллетень «Эргономика. Теория и практика».

Помимо этого бюллетеня, «Эргоцентр» выпускал информационный сборник «Проблемы психологии и эргономики», где П.Я. Шлаен был сменным главным редактором вместе с В.М. Львовым .

В 1997 г. при «Эргоцентре» с непосредственным участием МЭА были созданы три диссертационных совета по специальностям «Эргономика (по отраслям)», «Общая психология, история психологии» и «Организация производства». За время существования диссертационных советов было защищено более 100 диссертаций.

5 октября 2003 г. совместным решением президиумов Межрегиональной эргономической ассоциации России и Международной академии психологических наук учреждена медаль «Человеческий фактор», которой награждаются члены этих организаций за научные заслуги.

Новое руководство МЭА создало на уровне некоммерческого партнерства Международную академию проблем человеческого фактора.

Как отмечал П.Я. Шлаен, пока не будет создан орган, координирующий эргономические исследования и разработки в стране, пока не будет существенно увеличено количество фундаментальных исследований, организована рациональная система подготовки кадров и финансирования исследований и разработок, усилена нормативно-техническая база в России, у эргономики в нашей стране нет будущего, так как в условиях перестроечных реалий последних лет на старых докомпьютерных разработках 80-х годов добиться рационального учета достижений научно-технического прогресса в развитии эргономики невозможно [12].

К сожалению, сегодня обстоятельства резко изменились. Число аварий и катастроф, сократившееся в 80-е годы, в период расцвета эргономики в нашей стране, вновь возросло, приняв массовый характер, особенно в авиации [6,11,12].

«Человеческие факторы» — это интегральные характеристики взаимодействия человека и технических средств (устройств) в ходе функционирования системы, управляемой человеком. Особенность этих факторов состоит в том, что они действуют не изолированно, носят в основном динамический характер, по-разному влияют, порой противоположно, на деятельность и здоровье человека и даже друг на друга, имеют широкие диапазоны изменения и т.д. Одним словом, это огромная совокупность переменных, рациональный и системный учет которых чрезвычайно сложен и порой заставляет в ходе их учета отходить от их рациональных значений, что сказывается на качестве и безопасности деятельности человека, а в ряде случаев приводит к авариям и катастрофам [12]. Под руководством и при научном консультировании П.Я. Шлаена защищено 7 докторских и 35 кандидатских диссертаций. На фото (рис.1) его любимые ученики: к.т.н. И.Л. Румянцев и д.т.н. Б.М. Герасимов.

 

Рис.1. Военные эргономисты (слева направо: И.Л. Румянцев, П.Я. Шлаен, Б.М. Герасимов)

Fig.1. Military ergonomists (from left to right: I.L. Rumyantsev, P.Ya. Shlaen, B.M. Gerasimov)

 

Эргономика нужна обществу во всех сферах: промышленной, военной, социальной, экономической, и ее забвение может очень дорого обойтись обществу в будущем. Особенно это утверждение значимо для России, где довольно часто слабо обосновывают решения, имеющие колоссальное государственное значение.

2. П.Я. Шлаен в воспоминаниях коллег, учеников и продолжателей его идей

НИИ 2 МО СССР внёс значительный вклад в развитие инженерной психологии и эргономики. Под руководством П.Я. Шлаена был выполнен целый ряд значимых научных исследований по результатам которых целый ряд сотрудников защитили кандидатские и докторские диссертации на соискание учёной степени кандидатов и докторов технических, психологических и экономических наук. К научной школе П.Я. Шлаена по праву можно отнести таких исследователей, как: В.М. Львов, Ю.И. Бавыкин, Ю.П. Букшин, Г.С. Гутянский, А.М. Карасёв, Н.Я. Косолапов, А.Д. Макаренко, В.В. Павлюченко, В.Г. Полосин, И.Л. Румянцев, В.Д. Слёзкин, Ю.И. Смирнов, В.В. Спасенников, А.Н. Сударик, А.С. Сумин, С.Н. Федотов, Ю.И. Шорохов и целый ряд других учёных многие из которых продолжают воплощать в жизнь идеи Калининской эргономической научной школы, основателем которой был П.Я. Шлаен [1,3,7,9,11].

 

Рис.2. Торжественное собрание, посвященное 50-летию 2 НИИ МО СССР (г.Калинин)

Fig.2. Solemn meeting dedicated to the 50th anniversary of the 2nd Research Institute of the USSR Ministry of Defense (Kalinin)

 

В 2002 году П.Я. Шлаен оказал значительное содействие в организации подготовки инженеров-эргономистов в МАТИ им. К.Э. Циолковского (ныне РГТУ) и ЛЭТИ им. В.И. Ульянова-Ленина (ныне СПбГЭТУ). Пётр Яковлевич последовательно отстаивал инженерную специфику подготовки эрогономистов на всех уровнях, начиная от обычных рабочих совещаний, заканчивая Коллегией Минвуза России.

П.Я. Шлаен – личность безусловно многогранная, неординарная, которая притягивала к себе учёных не только из оборонной промышленности, но и гражданских научно-исследовательских организаций и высших учебных заведений. Ниже приведены впечатления об этом выдающемся человеке его коллег, последователей и учеников [8,10].

Задорожнюк Иван Евдокимович, доктор философских наук, вице-президент Международной педагогической академии, член-корреспондент Международной акажемии психологических наук: «В моём представлении П.Я. Шлаен был носителем наступательной эмпатии. Это определение личности великого творца и поистине крупного человека Петра Яковлевича Шлаена, в чем-то похожее на оксюморон (выражение типа «горячий лед»), сложилось у меня вследствие, к сожалению, единственной встречи. Она состоялась в Твери в ходе одной из конференций по человеческому фактору, организованных Владимиром Марковичем Львовым (1946 – 2017), руководителем «Эргоцентра», созданного при ведущем участии Шлаена, и главного редактора журнала «Человеческий фактор: психология и эргономика». На нее съезжались поистине уникальные люди из разных городов России, а также Украины и Белоруссии. Говорить об их роли в развитии эргономики можно много, на встречах обкатывались практически гениальные идеи, завязывались плодотворные контакты, определялись перспективы развития человеческого фактора во всем богатстве его характеристик и параметров.

Естественно, что идеи Шлаена в этом русле упоминались постоянно, и мне, сотруднику «Психологического журнала», они были крайне интересны. И вот – при благодарном посредничестве Валерия Валентиновича Спасенникова и Михаила Васильевича Базикова - мне удалось лично познакомиться с человеком большого калибра – Петром Яковлевичем. Этот калибр – люди-фронтовики, несшие на себе благотворный груз Победы – но одновременно научных прорывов во многих областях знания. В том числе в эргономике – предметной области, остро востребованной, но как это сложилось во времена ее начального развития, по трудно понимаемым причинам подвергавшейся идеологическим нападкам. Людям, не терявшим однако куража – более того, побуждавшим его у своих молодых учеников и последователей, даже немного подуставших…

Итак, встреча. Интереснейшая беседа. Обмен книгами, преподнесенный мною сборник статей о человеческом потенциале вызвал непритворный интерес у Петра Яковлевича. Его взгляд – чуть выше линии взгляда собеседника, причем не надменный -как у Екатерины II, заставляющий снижать свои притязания на внимание, а наоборот, эти притязания приподнимающий. И рассказ о своем фронтовом прошлом, когда молоденькому офицерику (тоже нечто похожее на оксюморон – офицер молоденьким быть не может по определению) пришлось создавать эффективную боевую единицу из уже взрослых и таких разных идей. Наверное, поэтапно – по теории Петра Яковлевича Гальперина, но крайне быстро: шла война. И это ему удалось. Свидетельствуют, о чем боевые и трудовые награды, а главное - нетривиальные, прорывные достижения в науке.

Краткая, но эмоционально окрашенная душевно теплотой встреча прошла быстро. Но она часто вспоминалась не только из-за контакта с человеком - примером научного подвижничества (я потом узнал, что Петр Яковлевич достиг больших результатов не только в эргономике) и большого обаяния, но и как разгадку того феномена прорыва в отечественной науке, в частности в осуществлении Космического проекта, к разработке которого он был причастен.  Поистине, человеческий потенциал людей, прошедших такие испытания на фронте и в тяжелейших условиях послевоенной жизни, неисчерпаем, а человеческой фактор сверхпродуктивен».

Назаренко Николай Александрович, кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина): «Во время одного из выступлений на научной конференции Пётр Яковлевич произнёс фразу, что в зале присутствуют эргономисты 3 поколений. Я с необычайной гордостью осознавал, что молодое поколение это и есть Я. В 2008 году нашёл в одном из популярных британских журналов статью про 100 гениев современности. Результаты, на мой взгляд, были слишком «американизированы» и «обританизированы». Россию представляли лишь 3 человека: Г.Я. Перельман, М.Т. Калашников и Г.К. Каспаров. Будь этот рейтинг более объективным, в нём обязательно должен быть П.Я. Шлаен! Он действительно ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК современности!». Далее Н.А. Назаренко замечает: «Во время выступлений Петра Яковлевича Шлаена участники любых научных мероприятий даже дышать старались тише, впитывая каждое сказанное слово».

Падерно Павел Иосифович, доктор технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, зам. Председателя Межрегиональной эргономической ассоциации, член редакционного совета журнала «Эргодизайн»: «Впервые я увидел П. Я. Шлаена в 1971 г. на III Всесоюзном симпозиуме по надежности и эффективности систем «Человек-техника», который проводили в Ленинграде В. М. Ахутин, А. И. Губинский, В. Г. Евграфов и П. Я. Шлаен, все они были членами Программного комитета.

В следующий раз наши пути пересеклись более чем через 10 лет в процессе выполнения работ по Программе «Авангард». С 1982 г. начались работы по созданию банка эргономических данных, в рамках которых мы начали взаимодействовать с Петром Яковлевичем в целом ряде совместных работ. Тогда только начиналось становление Эргоцентра.

С тех пор наши пути практически никогда далеко не расходились. В процессе общения нам выпала редкая удача учиться у Петра Яковлевича. Мы перенимали (старались перенимать) – общий высокий уровень культуры, умение работать, способность общаться и быстро понимать позицию собеседника (или аудитории). При этом Петр Яковлевич не был ментором, а старался объяснять, почему следует делать и поступать так, а не иначе. Остальными его способностями нам приходилось только восхищаться – многоплановостью натуры и стремлением реализовать все возможные ее аспекты (от написания книг и подбора музыки до руководства футбольной командой).

Многие грани таланта, жизненного пути, трудовой деятельности, а также хобби Петра Яковлевича раскрылись перед нами случайно, например, в одном из разговоров, выяснилось, что во время войны П. Я. Шлаен был на Ленинградском фронте и защищал наш родной город.

Организаторские и координационные способности П. Я. Шлаена предстали перед нами во всем своем блеске, когда мы поняли грандиозность и глубину проработки всей программы «Авангард».

После распада СССР П. Я. Шлаен возглавил Межрегиональную эргономическую ассоциацию (признанную во всем эргономическом мире), в рамках которой был проведен ряд конференций, обеспечивших возможность регулярного общения между собой ведущих учёных России и зарубежья, что во многом способствовало сохранению основных кадров высшей квалификации в рамках эргономического направления, лишь незначительная часть которых ушла в частный бизнес, не связанный с проблемами эргономики.

Следует отметить еще одну особенность личности П. Я. Шлаена – способность объединять единомышленников, как бы далеко, а может даже и полярно, не расходились их научные концепции и личные мнения.

На обсуждении вопросов о перспективах развития эргономики в Эргоцентре и в НИИ АО (чьим подразделением он одно время являлся) можно было встретить инженерных психологов В. П. Зинченко, В. М. Мунипова, Ю. М. Забродина, Г. М. Зараковского,  Г. В. Ложкина, Б.Ф. Ломова и других ученых, представлявших психологическое направление в эргономике, так и представителей технического направления в эргономических исследованиях: В. М. Ахутина, Б,М. Герасимова, А. И. Губинского, В. Г. Евграфова, В. А. Понаморенко, Ю.Г. Фокина, как асов и корифеев науки, так и начинающих молодых эргономистов

Всех их Петр Яковлевич мог выслушать, примирить и помирить, а также найти консенсус в выработке общей платформы и путей развития отечественной как военной, так и гражданской эргономики». 

Спасенников Валерий Валентинович, доктор психологических наук, профессор по специальности эргономика, главный редактор журнала «Эргодизайн»: «Меня всегда поражала колоссальная работоспособность П.Я. Шлаена: параллельно с огромной организационной и научной работой Петр Яковлевич занимался обеспечением развития Советской (впоследствии Российской) эргономики – в это время формировалась стратегия развития эргономики, развивался Центр эргономических исследований и разработок, создавались стандарты, кроме того он успевал читать лекции по эргономике в Москве, Твери, Санкт-Петербурге и в других городах. Такому объему нагрузки могут позавидовать многие молодые ученые. Вспоминается такой эпизод. Учёный совет Санкт-Петербургского государственного университета согласовал с П.Я. Шлаеном кандидатуру оппонента моей докторской диссертации, Пётр Яковлевич предупредил учёного секретаря, что в день защиты будет находиться в Финляндии и выступить оппонентом не сможет, отзыв Петра Яковлевича по диссертации был зачитан секретарём учёного Совета и до сих пор хранится в личном архиве.

Помимо научно-исследовательских и организаторских способностей Пётр Яковлевич обладал поэтическим даром и сочинял музыкальные произведения. К пятидесятилетию 2 НИИ МО СССР он сочинил слова и музыку к юбилейному торжественному заседанию:

«Играй оркестр веселей,

Пусть громче марши звучат,

Сегодня наш юбилей,

Сегодня нам пятьдесят!»

 

 

 

 

 

Рис.3. Сотрудники лаборатории эргономики: В.М. Львов, В.В. Спасенников, В.Д. Слёзкин

Fig.3. Employees of the Ergonomics laboratory: V.M. Lviv, V.V. Spasennikov, V.D. Slezkin

 

 

В последнее десятилетие Петр Яковлевич осуществил свою заветную мечту - закончил многотомную монографию о Г. К. Жукове, написал ряд книг о жизни и о войне. Эти книги, изданные за последние годы, вызывают восхищение как широтой и оригинальностью взглядов автора, так и глубиной, и детальностью проработки фактологического материала».

Заключение

Яркий талант П.Я. Шлаена, как крупного организатора науки, учёного, педагога, человека с большой буквы навсегда останется в памяти тех, кто его знал. Закончить обзор жизненного и научного пути Петра Яковлевича хочется словами В.Г. Евграфова: «Мы говорим Шлаен – подразумеваем Эргономика; мы говорим Эргономика – подразумеваем Шлаен».

Есть уверенность в том, что Пётр Яковлевич не ушёл из жизни и науки, его дело продолжается, память об этом Великом Человеке будет нетленной, ибо П.Я. Шлаен навечно зачислен в списки отечественных военных эргономистов!

Список литературы

1. Анохин А.Н. Актуальные вопросы эргономики // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2009. № 3(49). С. 101-106. EDN LGNTYV.

2. Бодров В.А. Современный этап развития отечественной инженерной психологии // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 6. С. 66-80. EDN LJUZFJ.

3. Городецкий И.Г., Трофимов Е.А. Индекс когнитивной работоспособности операторов в эргатических системах // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 5. С. 22-31. EDN WMZJMJ.

4. Зинченко В.П., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф. и др. Методологические проблемы эргономики // Материалы I Международной конференции учёных и специалистов стран-членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики. М.: ВНИИТЭ, 1972. С. 5-26.

5. Адаменко А.Н. и др. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследования, проектирование, испытания: Справочник / Под общ. ред. А. И. Губинского, В. Г. Евграфова. Москва : Машиностроение, 1993. 527 с. ISBN 5-217-02011-3.

6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: Человекоориентированное проектирование техники, програм. средств и среды : Учеб. для студентов вузов. Москва : Логос, 2001. 356 с. ISBN 5-94010-043-0.

7. Сергеев С.Ф., Падерно П.И., Назаренко М.А. Введение в проектирование интеллектуальных интерфейсов : Учебное пособие. Санкт-Петербург : Университет ИТМО, 2011. 108 с. EDN ZUXZXD.

8. Сергеев С.Ф. Краткая история послевоенной советской инженерной психологии и эргономики в лицах // Эргодизайн. 2021. № 4(14). С. 313-319. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2021-4-313-319. EDN ZEEVAS.

9. Спасенников В.В., Андросов К.Ю. Наукометрические индикаторы и особенности оценки эффективности научной деятельности ученых с использованием индексов цитирования (обзор отечественных и зарубежных исследований) // Эргодизайн. 2021. № 3(13). С. 219-232. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2021-3-219-232. EDN PIVVDC.

10. Спасенников В.В. Сравнительный анализ публикационной активности отечественных психологов и эргономистов с использованием показателей цитируемости // Эргодизайн. 2021. № 4(14). С. 235-249. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2021-4-235-249. EDN EBAWPB.

11. Шлаен П.Я. Перспективные направления развития эргономики в современных условиях // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2005. № 3(32). С. 3-6. EDN MVHYCD.

12. Шлаен П. Я. Дни моей жизни. 66 лет служения Армии и оборонному комплексу. М.: ФГУП «ВИМИ», 2007. 318 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?