УДК 629.1 Техника наземных и водных средств транспорта
В статье рассмотрено развитие рынка китайских автомобилей на территории России.
РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ, АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, КИТАЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
Автомобильная промышленность Китая имеет более чем полувековую историю. С начала 1990-х годов она очень активно развивается. Китай в настоящее время способен производить полную линейку автомобильной продукции. К концу ноября 2006 года Китай имел в общей сложности 6322 автомобилестоительных предприятия [1]. Основными китайскими компаниями в настоящее время являются FAW, SAIC и Dongfeng.
Кроме того, Китай является крупнейшим в мире производителем и рынком сбыта транспортных средств на альтернативных источниках энергии, а также крупнейшим в мире производителем аккумуляторов и двигателей для электромобилей [2,3].
Китайские автомобильные компании активно продвигаются на российский рынок, регулярно предлагая новые модели, и в последнее время объём реализации машин из поднебесной заметно увеличился.
Открывая прайс-лист на китайские автомобили, практически сразу становится заметно, что даже в самых «младших» комплектациях машины имеют довольно неплохое оснащение. Чаще всего автомобили в базовых исполнениях поставляются с кондиционером и полным электропакетом, а в более оснащенных версиях можно нередко встретить климат-контроль и даже кожаную отделку салона.
Китайские компании стараются регулярно обновлять свои модели или выпускать полностью новые автомобили. В то время, как другие автомобильные компании обходятся небольшими изменениями в середине жизненного цикла модели, «китайцы» могут практически полностью переработать экстерьер и интерьер автомобиля.
Не стоит забывать и о том, что китайские компании регулярно выпускают новые модели разных размеров, которые будут подходить как для больших семей, так и для молодых людей, для которых важна внешность автомобиля, а не его практичность.
2 Материалы и методы
Китайская ассоциация автопроизводителей (СААМ) опубликовала данные о продажах пассажирских автомобилей в Китае в июле 2022 года. Всего продано 2.143.226 автомобилей. Это на 39.6% больше, чем в июле прошлого года. Продажи кроссоверов и внедорожников составили 1.031.939 штук, это на 43.4% больше, чем в прошлом году. В сегменте седанов и хэтчбеков продано 998.351 автомобиль, это на 42.4% больше, чем в июле прошлого года. В сегменте MPV продано 112.936 автомобилей, минус 1.8%.Самым популярным кроссовером в Китае стал BYD SongPro DM (продано 33072 штуки), на втором месте Haval H6 (27638 автомобилей), на третьем Honda CR-V (26294).Среди седанов и хэтчбеков на первом месте Wuling MINI EV (продано 56609 штук), на втором месте Nissan Sylphy (41350 автомобилей), на третьем Volkswagen Lavida (39054).В сегменте MPV лидером стал Wuling Hongguang (продано 16904 штуки), на втором месте Wuling Rongguang V (13808 автомобилей), на третьем Honda Elysion Hybrid (7057).
Лидером среди китайских производителей на внутреннем рынке стала марка BYD с результатом 162214 автомобилей, на втором месте Wuling (106938 автомобилей), на третьем Changan (106913), затем Chery (100831), Geely (84972), Haval (61279), GAC (56381), MG (53174) [1,4].
Наибольшим спросом в России в настоящее время пользуются кроссоверы и внедорожники, а реализация классических седанов и хэтчбеков постоянно снижается. Практически все китайские компании сейчас предлагают автомобили класса SUV. Например, Chery продает сейчас большие кроссоверы по типу Tiggo 8 Pro или компактный Tiggo 4, а среди продукции Haval имеются кроссоверы F7, F7x и рамные внедорожники H5 и H9, а также новейшие Jolion и Dargo [5].
Аналитики подсчитали, сколько всего китайских автомобилей в России. Названы лидеры по популярности среди марок и моделей.
По данным аналитиков, к 1 января 2022 года число «китайцев» составило 795 тысяч легковых машин. Это лишь 1,7% от общего количества. Впрочем, и абсолютный показатель, и относительный постоянно растут.
Если же ориентироваться на данные на начало года, то более четверти всего парка занимают автомобили Chery. Их 221 тысяча, то есть свыше 28%. Вторым все еще держится Lifan. Действующие дилерские центры этой марки найти в России сейчас уже непросто. Но у автовладельцев на руках находится 154 тысячи машин с парусниками на решетке радиатора. Впрочем, уже сейчас Lifan наверняка опередили Geely. К 1 января их на рынке было 152 тысячи единиц. Доля в 15% — 119 тысяч машин – принадлежит Great Wall. А вот суббренд этого концерна – Haval, успешно работающий несколько лет, — пока лишь замыкает пятерку. Его объем – 70 тысяч автомобилей [4]. Все остальные марки формируют лишь 10% парка «китайцев».
Что касается модельной структуры, то самая популярная китайская модель – кроссовер Chery Tiggo. Результат – 57 тысяч единиц. Это на 3 тысячи больше, чем у «паркетника» Lifan X60, и на 5 тысяч – чем у внедорожника Great Wall Hover H3. Совсем немного от тройки отстает седан Lifan Solano — 51,5 тысячи машин. А замыкает топ-5 еще один SUV — Grea tWall Hover H5 с объемом 35,5 тысяч авто. Отметим, что все эти модели, за исключением Solano, рынок уже покинули. Да и четырехдверный седан от Lifan присутствует в России скорее формально [6].
Лидеры (рис.1) по приросту числа новых дилерских контрактов – Chery и Cheryexeed, за год они открыли 36 и 38 «шоу-румов» соответственно. У компании Geely появился 21 новый автоцентр, FAW открыл 15 новых точек продаж, а бренды Changan и Haval – по 14 каждый [1,5].
Рисунок 1 – Динамика прироста центров продажи китайских автомобилей в России
Взрывной рост сетей китайских брендов напрямую отражает небывалый интерес россиян к продукции китайского автопрома. Среди автокомпаний из КНР в первую тройку по росту продаж по итогам семи месяцев этого года входят Chery, Haval и Geely. Отгрузка автомобилей их дилерам увеличилась на 430%, 126% и 103% соответственно к аналогичному периоду прошлого года, говорится в отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в России.
3 Результаты исследований
По итогам октября 2022 года в России было приобретено 12767 новых легковых автомобилей китайских марок, что составляет 29,5% от общего объема рынка. Об этом сообщают эксперты агентства «АВТОСТАТ» (рис. 2,3). В то время как весь российский авторынок падает (-63% в октябре), продажи «китайцев» растут, причем уже третий месяц подряд. Так, в августе они выросли на 20%, в сентябре – на 8%, а в октябре – на 3%. Соответственно растет и рыночная доля китайских брендов: если в январе – марте она составляла 9 – 10%, то теперь втрое больше.
Каждый третий (34%) купленный в октябре китайский автомобиль относится к марке Haval, показатель которого составил 4316 единиц – на 8,4% больше, чем год назад. Немногим меньше результат у Chery (3838 шт.; -16%), на долю которой пришлось 30%. Примерно пятая часть (19,4%) купленных «китайцев» осталась за Geely (2483 шт.; -11,7%). Бренд EXEED (1163 шт.; рост в 5,7 раза) преодолел тысячную отметку. Объемы покупок машин остальных китайских брендов в октябре составили менее 300 экземпляров. В рейтинге самых популярных моделей из КНР по итогам октября первенствует Haval Jolion, который за месяц был куплен в количестве 3049 автомобилей. На вторую позицию опустился самый популярный «китаец» по итогам сентября – Chery Tiggo 7 PRO (2134 шт.). Замкнул тройку лидеров Geely Coolray с показателем 1394 единицы. Порог в 1 тысячу экземпляров преодолел и Chery Tiggo 4 (1029 шт.), а показатели других китайских моделей находятся ниже этого значения [7].
Рисунок 2 – Динамика продаж новых китайских автомобилей
Рисунок 3 – Количество дилерских центров китайских автомобилей в России по состоянию на январь 2022 года
Трудности с выпуском и импортом новых автомобилей большинства европейских и азиатских брендов помогли сегменту китайских машин укрепить свои позиции [8] (рис. 5). К концу первого полугодия объём предложений оказался выше, чем в начале года, несмотря на общее снижение предложений: объявлений стало на 60% больше (среднее дневное количество в июне относительно января). При этом общее количество публикаций по продаже автомобилей за этот период сократилось на 10–15%.
В разных федеральных округах присутствие «китайцев» ощущается по-разному. Так, более четверти их дилеров (26,8%) приходится на Центральный ФО. Количественно это составляет 194 дилерских центра (подразумеваются дилерские контракты или «номера»). Немногим меньше насчитывается их в Приволжском ФО (23,4% или 169 дилеров). Еще в четырех округах (Северо-Западном, Южном, Уральском и Сибирском) число дилеров автопроизводителей из КНР находится в диапазоне от 80 до 90 (доля 11 – 12%). Меньше всего их имеется на Северном Кавказе (10 или 1,4% от общего количества) и Дальнем Востоке (9 или 1,2%). Эксперты агентства «АВТОСТАТ» считают, что в свете текущих геополитических событий доля китайских брендов на российском рынке, которая последние годы росла, может вырасти еще больше. Также нельзя исключать и увеличения количества их дилеров. Главная причина этого –уход сразу нескольких американских, европейских и японских брендов с авторынка РФ в свете принятых санкций. Как раз именно «китайцы» извлекают из этого процесса наибольшую выгоду. Это касается не только укрепления позиций на нашем рынке действующих игроков из КНР, но и возможного появления новых брендов из Поднебесной.
Те же причины позволили китайским брендам удвоить свою долю на российском рынке. В январе на Авто.ру насчитывалось не больше 8% предложений с моделями из Поднебесной, а к концу июня их доля в общем объёме выросла до 16%.
На вторичном рынке объявлений стало больше на 40%, хотя в целом рынок за 6 месяцев вырос не так сильно - на 25–30%. Доля китайских моделей по-прежнему не превышает 2%, хотя в марте она даже незначительно падала. Невысокий показатель доли автомобилей из Китая в перепродаже связан с тем, что спрос на такие машины стал стремительно расти только в последние 3–4 года, но свежие машины пока редко появляются на рынке. А доля более старых китайских машин, которые продавались лет 15 назад, исторически очень мала в общем объёме рынка.
Рисунок 4 – Динамика продаж подержанных китайских автомобилей
Спрос на новые китайские машины (рис.5) в начале лета оказался на четверть ниже, чем в январе 2022 года. При этом интерес к ним выше, чем к другим машинам: до кризиса контакты продавцов китайских автомобилей узнавали в среднем на 5% чаще, в период ажиотажа (конец февраля — первая половина марта) — в полтора раза чаще, далее — на 7% чаще.
Рисунок 5 – Запросы потребителей по поиску китайских автомобилей
На вторичном рынке спрос на китайские машины примерно такой же, как и на европейские или японские. Но это лишь из-за ограниченного выбора свежих предложений. Кроме того, ассортимент подержанных автомобилей намного шире, чем новых, и острого дефицита на вторичном рынке нет. Поэтому россияне при одинаковом бюджете отдают предпочтение пусть и более возрастным, но более знакомым моделям.
В первые недели марта 2022 года средняя цена на новые китайские автомобили на сайте Авто.ру выросла до рекордно высокого показателя — до 3,2 миллиона рублей (рис. 6). Это в полтора раза выше, чем в начале января. И примерно на этой отметке с небольшими колебаниями ценник держится до настоящего времени.
Рисунок 6 – Динамика средней цены на новый китайский автомобиль в течение 2022 года
На вторичном рынке цены менялись более резко (рис. 7). С начала года и до конца февраля средний прайс постепенно вырос на 21%, до 900 тысяч рублей, после чего, к середине марта, упал к докризисному уровню — 840 тысяч (минус 7%). С тех пор ценник плавно, но уверенно повышался и к концу мая вышел на плато — чуть меньше 1,1 миллиона рублей (плюс 44% к началу года).
Рисунок 7 – Средняя цена китайских автомобилей с пробегом
Важно понимать, что на средней цене поиска сказываются не только колебания цен на конкретные модели, но и изменение структуры предложений на рынке.
На рынке новых машин (рис. 8) доминируют предложения по продаже автомобилей марок Geely и Haval: они почти одинаково популярны среди пользователей Авто.ру. Немного уступает Chery (контакты продавцов смотрят на 8% реже), однако эта троица — далеко впереди конкурентов.
Для сравнения: телефоны дилеров Exeed узнают вдвое реже, чем контакты продавцов брендов из топ-3, а Changan — ещё в 4 раза реже. Эти бренды замыкают топ-5. В десятке лидеров также оказались FAW, JAC, GAC, Great Wall и Dongfeng.
Рисунок 8 – Списки популярных китайских марок автомобилей среди пользователей Авто.ру
На вторичном рынке (рис. 8) лидируют автомобили марки Chery — они почти вдвое популярнее, чем Geely и Lifan. Во многом на популярности сказываются массовость и длительность присутствия марки в России: таких машин на вторичном рынке больше, чем автомобилей других брендов. В пятёрку также попали Great Wall и Haval, причём Great Wall находится в списке выше, чем Haval. Это связано с тем, что Haval был основан лишь в 2013 году, и по сей день является подразделением компании Great Wall Motors по производству кроссоверов и внедорожников, следовательно, и на рынке он появился намного позже. Во второй половине топ-10 - Changan, BYD, FAW, Exeed, которые пока отсутствуют в перепродаже, а также Haima [9].
Почти все официально представленные в стране китайские модели на рынке новых машин - это кроссоверы разных размеров и ценовых сегментов. Неудивительно, что топ-10 самых популярных заняли представители SUV.
Больше 98% новых китайских автомобилей в России — это представители сегмента SUV. На вторичном рынке на них приходится 65% предложений, но к июлю их доля выросла на 10% по сравнению с началом года. И дальше она будет только расти. Около 20% предложений в перепродаже — седаны, 13% — хэтчбеки.
Почти 60% новых машин — переднеприводные, из них 87% — с автоматической трансмиссией. Среди вариантов с пробегом доля моноприводных машин выше — три четверти. Это чуть меньше, чем в начале года (минус 2 п.п.): сказывается появление свежих предложений. Доля вариантов с «механикой» снижается: если в начале года 7 из 10 машин в перепродаже были с механической КПП, то сейчас — уже 57%.
Самые частые цвета, если говорить о предложениях без пробега, — белый (четверть предложений), серый и чёрный (по 21%). Одинаково часто в продаже появляются красные и синие машины (каждое 10-е предложение) — вдвое чаще, чем серебристые и фиолетовые.
Согласно итогам опроса (рис. 9), большинство пользователей Авто.ру (58 процентов) позитивно относятся к автомобилям китайских брендов. Больше половины из них уже купили или уверены, что купят китайскую машину, остальные такую возможность как минимум не исключают.
Рисунок 9 – Данные опроса о готовности к покупке китайского автомобиля
И даже среди противников почти половина респондентов рассмотрят «китайцев» в том случае, если машина будет нужна, а других вариантов не останется.
При этом для покупателей чаще всего не имеет значение, в какой именно стране собран китайский автомобиль (рис. 10). Правда, машину из Китая хотели бы купить втрое больше респондентов, чем китайский автомобиль, но выпущенный в России.
Рисунок 10 – Данные опроса об отношении к стране - сборщику китайского автомобиля
4 Обсуждение и заключение
Сегодня машины из Поднебесной выбирают в основном из-за более конкурентных цен. Вдвое меньше респондентов предпочитают их из-за дизайна, а ещё вдвое реже такую машину готовы купить только ради современной технической начинки или богатой комплектации. На стоимость владения и практичность в эксплуатации этих машин обращают внимание лишь пять человек из ста [10] (рис. 11).
Рисунок 11 –Данные опроса о том, что наиболее всего привлекает их в китайском автомобиле
В Рязани на дорогах общего пользования с каждым днём можно встретить всё больше автомобилей китайского производства. В городе присутствуют автосалоны таких автомобилей, как: Geely, Changan, Lifan, Faw, Haval, Chery, Exeed. Почти все автосалоны находятся в черте города и имеют высокую популярность среди автолюбителей Рязани.
В России активно строятся заводы по производству китайских автомобилей. С каждым днём на дорогах общего пользования появляется всё больше автомобилей из поднебесной, поэтому владельцам частных автосервисов имеет смысл задуматься о переоборудовании своего бизнеса под обслуживание китайских авто, что будет очень прибыльным решением в 2023 году.
1. Фу Сунцзюнь, Исследование стратегии интернационализации китайских автомобильных брен-дов [Текст] / Фу Сунцзюнь // Сб.: Youth for science 2022: сборник статей Международного учебно-исследовательского конкурса - Петрозаводск, 2022 - Стр. 167-175.
2. Кравцов Ю.И., Развитие рынка электромобилей: китайский опыт [Текст] / Ю.И. Кравцов // Жур-нал автомобильных инженеров: М. - 2017. - №5(106). - Стр. 5-11.
3. Дорохин С. В., Проблемы и перспективы развития рынка электротранспорта в российской феде-рации [Текст] / С. В. Дорохин, Н.А. .Азарова, В.А. Рудь // Сб.: «Зеленая экономика: «IFOREST»: Материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 2021 - Стр. 25-28.
4. URL: https://www.chinamobil.ru/news/statistika-prodazh-avtomobiley-v-kitae-v-iyule-2022-g.html
5. Киселев Д.В., Хавейл в России: семилетний путь к успеху [Текст] / Д.В. Киселев // Скиф. Вопро-сы студенческой науки: СПб. - 2022. - №5(106). - Стр. 228-232.
6. ©ООО «Автомобильная статистика» - 2005-2023URL: https://www.autostat.ru/infographics/51088/ © Автостат.
8. Дорохин С. В., Анализ влияния внешнеэкономических факторов на развитие транзитных пере-возок на территории ЕАЭС [Текст] / С. В. Дорохин, В.А. Зеликов, А.Ш. Субхонбердиев, Е.В. Титова, Н.Н. Попова // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - Воронеж, 2020. - №1(83). - Стр. 419-425.
9. URL: https://xn----7sbbeeptbfadjdvm5ab9bqj.xn--p1ai/2021/08/23/strana-kitajskij-avtomobil/
10. URL: https://www.autostat.ru/news/53030/ © Автостат.