В статье рассматривается инновационная методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста – мнемотехника, обеспечивающая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциативных связей.
мнемотехника, связная речь, дети старшего дошкольного возраста, инновационная методика.
Современная программа любой дошкольной организации построена так, чтобы в ходе образовательной деятельности обогащался активный словарь ребенка, совершенствовался грамматический строй его речи, повышался звуковой уровень. К школьному возрасту (6–7 лет) ребенку необходимо освоить не только нормы родного языка, но и обладать навыками диалогической и монологической речи, уметь четко и ясно излагать свои мысли, применять накопленные знания на практике.
Практика показывает, что традиционные методики не всегда дают желаемые результаты в развитии детской речи, так как сами дети не всегда могут за короткое время занятия сориентироваться в потоке информации и составить рассказ или сказку за отведенное для задания время. Некоторым из них, например, необходимо время, чтобы преодолеть неуверенность.
Поэтому для наиболее успешного решения вышеизложенных задач наряду с традиционными методиками в образовательный процесс необходимо вводить новые методы и приемы, к которым, например, относится мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций (связей), замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление. В основе лежит мнемоника (в переводе с греческого (греч. ταμνημονικα) — искусство запоминания). Лучше всего мнемотехнику могут охарактеризовать такие слова: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (повторить)» [4].
Элементы мнемотехники способствуют развитию у детей памяти, что, в свою очередь, помогает развитию связной речи. В нашей жизни приемы мнемотехники используются практически везде. Это различные шифры, инструкции по применению, ярлыки на дисплее компьютера – все это элементы мнемонического метода.
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. 5-е изд., испр. М.: Лабиринт, 1999.
2. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
3. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа / Авт.-сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2012.
4. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2010.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
6. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине: Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей. М.: АРКТИ, 2012.