Анализируются основные критерии эффективности стратегий, представлены наиболее эффективные методы построения стратегий и способы достижения поставленных целей, представлены основные особенности построения стратегий в современных условиях. Выявлены основные недостатки традиционных моделей построения стратегий — экстраполяции деятельности компании на опыт других организаций, ресурсной теории стратегического менеджмента, цепочки создания стоимости, теории Кеничи Омае. Представлены ключевые особенности современных условий ведения бизнеса с точки зрения стратегического управления. Разработана модель идентификации прямого конкурента, возможного и потенциального конкурента, производителя товара-заменителя, потенциального партнера и клиента компании, а также представлены способы оценки их влияния на деятельность организации во внешней среде. Выявлены основные недостатки SWOT-анализа при оценке внешней среды организации на основании данной модели.
стратегический менеджмент, построение эффективныхстратегий, современные условия построения стратегий, оценка эффективности стратегии, цепочка создания стоимости, различия конкурента и клиента.
Проблеме формирования оценки эффективной стратегии компании в современных условиях посвящено множество работ [1–52]. Сложность формирования и оценки эффективности стратегии в значительной мере определяется одним из ключевых факторов современной бизнес-среды — ее изменчивостью и непостоянством [43]. Именно поэтому невозможно выработать универсальную стратегию, которая гарантировала бы успех [31]. Осложняет подходы к формированию эффективной стратегии тот факт, что каждой организации необходима своя уникальная стратегия в связи с многообразием условий ведения бизнеса и невозможностью их дублирования [3]. Наиболее распространен способ прогнозирования — выявление основных законов и общих тенденций, но это не гарантирует успех стратегии. Таким образом, основополагающими критериями при построении стратегии выступают время и условия, которые существуют на протяжении определенного периода [6]. Поскольку стратегия предполагает процесс достижения целей, растянутый во времени, вопрос прогнозирования становится ключевым в стратегическом менеджменте [2]. Из этого следует, что принятие решения, основанного на бизнес-кейсах, то есть экстраполяция ситуации в компании на опыт других организаций, не всегда будет эффективно. Метод обучения по бизнес-кейсам может оказаться неэффективным, так как на момент экстраполяции опыта некоторые из этих компаний уже успели обанкротиться или были поглощены конкурентами [5]. Например, в 2006 г. популярность компании Youtube достигла своего пика, но в том же году Youtube был поглощен компанией Google, несмотря на это, опыт Youtube до сих пор активно используется в бизнес-кейсах. Однако не следует полагать, что сам метод экстраполяции неэффективен, если менеджеры выделяют с его помощью основные тенденции и сценарии развития, учитывая при этом текущую ситуацию и особенности рынка в настоящий момент [29].
1. Samoilikova A.V. The Building of Optimal Financing Structure of Enterprises Innovation and Investment Activity // European Journal of Economic Studies. 2014.
2. Ansoff H.I. Corporate Strategy. Penguin Books, Middlesex, 2010.
3. Anthony E. Henry Understanding Strategic Management. 2nd ed. Oxford University Press, 2011.
4. Barney J.B. Firm resource sand sustained competitive advantage. Journal of Management. 1991.17 (1). Р. 99-120.
5. Kenichi Ohmae. The Mind of the Strategist: The Art of Japanese Business. 4th ed. McGraw-Hill, 2014.
6. Teece David J. Dynamic Capabilities and Strategic Management. Oxford: Oxford University Press, 2009.
7. Siganova V.V. The Impact of Investment Activity on the Financial Stability of the Enterprise // European Journal of Economic Studies. 2014. 2. Р. 93-98.
8. Артюшина А.В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 48-53.
9. Бабанова Ю.В. Методология оценки уровня инновационного развития предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №4. С. 3-10.
10. Баев Л. Управление производственными запасами: теоретические предпосылки и практика моделирования // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 1. С. 101-106.
11. Басовский Л.Е. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2012.
12. Блинов А. Управление изменениями на промышленных предприятиях: современные подходы // Проблемы теории и практики управления 2013. №9. С. 122-129.
13. Богданова Н. Система сбалансированных показателей и концепция экономической добавленной стоимости в стратегическом управлении предприятием // Экономика и управление: Рос. науч. журн. 2014. №6. С. 49-54.
14. Вавилов С.Ю. Стратегическое планирование как программа долгосрочного развития и адаптации ключевых компетенций компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №1. С. 4-17.
15. Волков В.Ф. Оценивание точности модельных исследований при планировании и управлении инновациями // Экономика и управление. 2014. № 6. С. 24-31.
16. Гапоненко А., Савельева М. Инновации в менеджменте как фактор конкурентоспособности организаций // Проблемы прогнозирования. 2014. № 5. С. 88.
17. Голубков Е.П. SWOT-анализ: существующие методики и пути их совершенствования // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 5-15.
18. Гондарев Р. Модель развития бизнеса на основе инструментов стейкхолдер-менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 4. С. 110-116.
19. Грант Р.М. Современный стратегический анализ. Спб.: Питер, 2008.
20. Долженко Р. Формирование стратегии организации с использованием краудсорсинга // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 4. С. 125-129.
21. Жданкин Н.А. Выбор инновационной стратегии развития предприятия // Горный журнал. 2013. №10. С. 61-65.
22. Жемчугов А. Цель предприятия и стратегия ее достижения: концептуальные основы // Проблемы теории и практики управления. 2014. №5. С. 75-80.
23. Журова Л.И. Финансовое планирование как инструмент стратегического развития предприятия // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012. № 12. С. 110-116.
24. Иванова Л.И. Развитие методики анализа финансовой отчетности как способа достижения объективной оценки финансового состояния организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 35-42.
25. Исаев Д. Информатизация стратегического менеджмента в системе архитектуры предприятия // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 1. С. 64-70.
26. Карлик А. Аналитическая структура ресурсно-ориентированного подхода // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 2. С. 15-17.
27. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М.: Финансы и статистика, 2010.
28. Крюков М.А. Инновации в систему управления организации с филиальной сетью // Эффективное Антикризисное Управление. 2013. № 7. С. 102-107.
29. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 2010.
30. Минаева О.П. Оценка рыночной позиции промышленного предприятия как средство управления стоимостью бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №3. С. 28-33.
31. Минцберг Г., Альстред Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб.: Питер, 2010.
32. Минцберг Г., Куин Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб.: Питер, 2011.
33. Новичков Н. Стратегические инициативы в экономике // Экономист. 2014. № 6. С. 12-19.
34. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
35. Пустыльник П.Н. Развитие промышленных многоуровневых структур адаптации корпоративных образований // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 5. С. 27-32.
36. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. 4-е изд. Минск: Новое знание, 2009.
37. Санникова И.Н. Оценка инновационного потенциала предприятия для управления развитием // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 57-64.
38. Саркисов П., Мешалкин В., Фасхиев А. Системный анализ предпринимательской среды при стратегическом планировании на предприятиях // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2011. № 1. С. 444-448.
39. Серебровский К. «Бережливые технологии» в производственных и административно-управленческих процессах // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 5. С. 113-118.
40. Сторчева М. Теория фирмы и стратегический менеджмент // Вопросы экономики. 2013. № 1. С.131-145.
41. Татаркин А. Программно-проектные возможности повышения конкурентоспособности территории // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 8. С. 9-15.
42. Тихомиров С.А. Теория игр в практике управления и управленческих коммуникациях // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 34-39.
43. Трифонов Ю.В. Динамическая трансформация теории стратегического управления: теория менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. № 3. С. 3-9.
44. Трошев И.В. Синтетическая модель бренда территории инновационного развития // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. №2. С. 16-29.
45. Тян Е.Г. Потребительская оценка совокупной стоимости инновационного продукта в условиях ускоряющихся рыночных изменений // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 37-40.
46. Уотермен Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 2011.
47. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынка завтрашнего дня. М.: Олимп бизнес, 2012.
48. Харитонова В.Н. Управление знаниями как инструмент обеспечения стратегической конкурентоспособности // Финансы и кредит. 2013. № 31. С. 54-60.
49. Ширяева Г.Ф., Ахмадиев И.А. Сущность, цель и задачи оценки финансового состояния организации // ФЭН-Наука. 2013. № 7-8. С. 22-23.
50. Штурмин Ф.С. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 6. С. 32-38.
51. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
52. Юкиш В. Стратегия изменений и достижения лидерства в организации // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 1. С. 95-100.