МОТИВАЦИОННЫЙ КОУЧИНГ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрено определение понятия «коучинг», его цели и польза. Проанализированы функции, структура и система коучинга как метода активного обучения и психологической адаптации выпускников педагогических специальностей к будущей профессиональной деятельности. Дано обоснование использования мотивационного коучинга как эффективной технологии подготовки будущих работников педагогических специальностей к успешной трудовой деятельности в условиях образовательных организаций. Представлен анализ технологии. Представлен уровень разработанности мотивационного коучинга на этапе психологического сопровождения будущих работников сферы образования. Занятия с молодыми специалистами строились по следующему алгоритму: постановка стратегических целей развития образования и тактических задач оптимизации деятельности в своей образовательной организации, формулировка актуальных проблем и поиск их решения, анализ проблем перехода на инновационный менеджмент деятельности; поиск каждым будущим педагогом экспериментальной группы социальных и психологических средств их решения; прогнозирование и фиксация целей, мотивов, ценностей и смыслов взаимодействия и деятельности коллег и руководства в исходной проблемной ситуации; фиксация студентом собственных целей, мотивов, смыслов в аналогичных ситуациях взаимодействия и деятельности; обращение к социокультурному контексту проблемной ситуации (анализ проблемы в рамках более широкой социальной и фиксация смыслов деятельности с учетом этих рамок; сопоставление выявленных на предыдущих этапах смыслов, ценностей, целей и выявление единства и противоречий между ними; свободный выбор студентом одного-трех смыслов как возможных «для себя» из множества вариантов, выявленных на предыдущих этапах; формулирование будущим педагогом-психологом цели в соответствии с выбранным смыслом; создание образа позитивного результата достижения цели; принятие ответственности за приложение усилий при реализации поставленной цели; решение образовательной задачи по оказанию помощи участникам образовательных отношений с учетом ее переосмысления на предыдущих этапах занятий. Также были разработаны и описаны критерии оценки эффективности мотивационного коучинга с будущими педагогами, которые влияют на процесс развития профессионально важных компетенций.

Ключевые слова:
коучинг, коуч, мотивационный коучинг, критерии оценки эффективности мотивационного коучинга, развития профессионально важных компетенций, психологическое сопровождение, молодой специалист психолого-педагогических специальностей, педагогика, образование, преподавание, саморазвитие
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Афанасьев В.В., Искуменко М.А. Тьюторское сопровождение студентов в процессе организации учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы X международной научно-практической конференции: в 3-х томах. - North Charleston, USA: CreateSpace, 2016. - С. 42-46.

2. Горшкова, Е.Г. Коуч-наставничество как инструмент развития бизнеса: практ. руководство / Е.Г. Горшкова, О.В. Бухаркова. - СПб., 2006.

3. Грант, Э. Коучинг принятия решений / Э. Грант, Дж. Грин. - СПб., 2005.

4. Кларин М.В. Новая развивающая практика - коучинг. Новая профессия - коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 71-80. URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/klarin-coaching.pdf

5. Зеленко Н.В., Ковалева Ю.Ю. Коучинг как инновационная технология управления индивидуально-личностным развитием обучающихся // Технолого-экономическое образование. - 2018. - № 9. -С. 23-27.

6. Измагурова В. Л. Концепция непрерывного совместного развития как основа методологии коучинга // Непрерывное образование: XXI ВЕК. № 1, 2015. С. 1-5

7. Кларин М.В. Новая развивающая практика - коучинг. Новая профессия - коуч // Образовательные технологии. 2014. № 1. С. 71-80. URL: http://iedtech.ru/files/journal/2014/1/klarin-coaching.pdf

8. Липенская И.А., Зубова С.П. Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе //Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4. С. 15-16.

9. Молчанова А.В. 9. Коучинг как форма консультирования педагогов в условиях системы непрерывного многоуровневого профессионального образования. - М., 9. Человеческий капитал. 2017. 9. № 9 (105). С. 33-35.

10. Огнев, А.С. Организационное консультирование в стиле коучинг / А.С. Огнев. - СПб., 2003.

11. Парслоу, Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб., 2003.

12. Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг. Успех после успеха. М.: Феникс, 2011

13. Рыбкин, И.В. Коучинг социального успеха / И.В. Рыбкин. - М., 2005.

14. Савкин, А.Д. Коучинг по-русски: смелость желать / А.Д. Савкин, М.А. Данилова. - СПб., 2003.

15. Соколова Л.В., Молчанова А.В., Дроздова О.П. 15. Управление профессиональным становлением молодых педагогов в условиях реализации15. ФГОС. - М. : Методист. 2020. № 2. С. 14-18

16. Соколова Л.В., Молчанова А.В., Дроздова О.П. 16. Особенности мотивации профессиональной деятельности у руководителей сферы образования. - М. : Методист. 2020. № 2. С. 11-13.

17. Сорокопуд Ю.В., Уварова Н.Н. Педагогический коучинг как эффективное средство сопровождения одарённых студентов // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализация и возможности управления: Материалы XXII научно-практической конференции. - Красноярск: Автономная некоммерческая образовательная организация «Институт психологии практик развития», 2016. - С. 173-178.

18. Туарменский В.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза / В.В. Туарменский, Е.С. Иванов, А.В. Барановский // Человеческий капитал. - 2017. -№ 6 (102). - С. 49-51.

19. Уитворт Л., Кимси-Хаус Г., Сэндал Ф. Коактивный коучинг. Учебник. - Центр поддержки корпоративного управления и бизнеса, 2004. 360 с.

20. Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. /Пер. с англ. - М.: Международная академия корпоративного управления и бизнеса, 2005. 286 с.

21. Харрис, Дж. Коучинг: личностный рост и успех / Дж. Харрис ; пер. с англ. А. Бреслав. - СПб., 2003.

22. Сайт международной академии коучинга - http://www.coacha.ru/

Войти или Создать
* Забыли пароль?