Россия
Культурно-исторически российское образование основывалось на традициях российской культуры и искусства, языкознания и литературоведения, научной педагогики и психологии в логике сохранения и оберегания живого в пространстве человеческого взаимодействия. В статье «живое слово» рассматривается в логике органической психологии и психологической педагогики В.П. Зинченко в её соотнесении с педагогической антропологией К.Д. Ушинского и психологической антропологией В.И. Слободчикова. Обосновывается, что направленность живого слова на познание и творческое преобразование мира характеризует человеческое существование и выступает антропологической инициативой современного отечественного образования, трансформирующегося из системы в среду.
живое слово, живая форма, личность, диалог, творчество, антропологическая инициатива, педагогическая антропология, психологическая педагогика, образование
1. Арнаудов М. Психология литературного творчества / пер. с болг. Д.Д. Николаева. - М. : Прогресс, 1970. - 654 с.
2. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 3. : Теория романа (1930-1961 гг.). - М. : ЯСК, 2012. - 880 с.
3. Бибихин В.В. Мир. Язык философии. - СПб. : Азбука, 2016. - 448 с.
4. Брушлинский А.В. Мышление и общение / А.В. Брушлинский, В.А. Поликарпов. - Самара: Самарский Дом печати, 1999. - 128 с.
5. Булгаков С.Н. Философия Имени. - СПб. : Наука, 2008. - 447 с.
6. Валуев О.С. Бегство к свободе инновационного образования России (к 310-летию Ж.-Ж. Руссо) // Междунар. науч.-практ. конференция «Развитие человека в эпоху цифровизации: ценности, смыслы, действия» (22 сентября 2022 г.) : материалы / Под ред. Р.Х. Гильмеевой, Е.Н. Прокофьевой. - Казань: Институт педагогики, психологии и социальных проблем, 2022. - С. 50-56.
7. Валуев О.С. Образовательная непрерывность жизни в обобщении опыта педагогической и психологической антропологии // Междунар. науч.-практ. конференция «Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования» (18-19 июня 2019 г.) : материалы / Отв. ред. С. И. Беленцов. - Курск: КГУ, 2019. - С. 23-25.
8. Валуев О.С. От гетерогенности к гетерофинитности творчества (90-летию В. П. Зинченко) // VIII Междунар. науч.-практ. конференция «Психология третьего тысячелетия», посвящ. 90-летию со дня рождения В.П. Зинченко и А.М. Мунипова (19-20 апреля 2021 г.) : материалы / Под общ. ред. О.А. Гончарова, Б.Г. Мещерякова. - Дубна: Университет «Дубна», 2021. - С. 64-68.
9. Валуев О.С. Экзистенциальный девиз как культурная практика разрешения личностных проблем и жизненных трудностей // Междунар. науч.-практ. конференция «Практическая психология и новая реальность» (26-27 февраля 2022 г.) : материалы / Гл. ред. М. М. Мишина. - М., 2022. - С. 135-144.
10. Вирно П. Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. - 144 с.
11. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М. : АСТ, 2008. - 668 с.
12. Галь Н. Слово живое и мертвое. - М. : Эксмо, 2021. - 352 с.
13. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М. : АСТ, 2007. - 400 с.
14. Глазунова О.И. Синергетика творчества: опыт анализа художественного текста. - М. : Либроком, 2018. - 344 с.
15. Грякалов А.А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. - СПб. : Наука, 2004. - 484 с.
16. Долар М. Голос и ничего больше / пер. с англ. А. Красовец. - СПб. : Изд-во Ивана Лимбаха, 2018. - 384 с.
17. Живое слово: логос - голос - движение - жест: сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Фещенко. - М. : НЛО, 2015. - 480 с.
18. Жолковский А.К. Поэтика за чайным столом и другие разборы. - М. : НЛО, 2014. - 824 с.
19. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / под общ. ред. Е. Завершневой, Р. ван дер Веера. - М. : Канон+, 2018. - 608 с.
20. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). - М. : Гардарики, 2002. - 431 с.
21. Зинченко В.П. Психология предметного действия. - М. : ЦГИ, 2018. - 284 с.
22. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб. : Питер, 2009. - 576 с.
23. Ильин И.А. О национальном воспитании // Педагогическая публицистика Российского зарубежья / сост. : Е.Г. Осовский, В.П. Киржаева, О.Е. Осовский; МГПИ имени М.Е. Евсевьева. - Саранск, 2006. - С. 526-532.
24. Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М. : ПСТГУ, 2013. - 432 с.
25. Клюканов И.Э. Сообщение и забытие. - СПб. : ЦГИ, 2018. - 288 с.
26. Колпакова М.Ю. Введение в диалогическую психологию. - М. : Канон+, 2013. - 256 с.
27. Константиновский Д.Л. Реальность образования и исследовательские реальности / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин. - М. : ИД ВШЭ, 2010. - 320 с.
28. Леонтьев Д.А. Поэтическое творчество и восприятие как овладение опытом: от литературного контекста к жизненному // Поэзия: опыт междисциплинарного анализа / под ред. Г.В. Иванченко, Д.А. Леонтьева, Ю.Б. Орлицкого. - М. : Смысл, 2015. - С. 30-48.
29. Мамардашвили М.К. Возможный человек. - М., 2019. - 495 с.
30. Мей Л.А. Забытые ямбы: лирика / Сост. Н.П. Суховой. - М. : Детская литература, 1984. - 159 с.
31. Млодик И.Ю. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. - М. : Генезис, 2015. - 184 с.
32. Оганесян Н.Т. Практикум по психологии творчества. - М., 2007. - 528 с.
33. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета / пер. с исп. М.Н. Голубевой, А.М. Корбута. - М. : ИД ВШЭ, 2010. - 144 с.
34. Петровская Е. Возмущение знака. Культура против трансценденции. - М. : Common place, 2019. - 288 с.
35. Полонский Вяч. Сознание и творчество. - Ленинград: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 215 с.
36. Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке. - СПб., 2021. - 416 с.
37. Скворцов Л.В. Истина самосознания: гетеротопия смысла. - М., 2020. - 496 с.
38. Слободчиков В.И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 2013. - 400 с.
39. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - Ростов н/Д. : Феникс, 1998. - 448 с.
40. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 8. : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый / сост. В. Я. Струминский. - М. : Изд-во АПН, 1950. - 627 с.
41. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 9. : Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том второй / сост. В. Я. Струминский. - М. : Изд-во АПН, 1950. - 775 с.
42. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 10. : Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» / В. Я. Струминский. - М. : Изд-во АПН, 1950. - 667 с.
43. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. - М. : Академический Проект, 2013. - 460 с.
44. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике / пер. с ит. А. Шурбелева. - М. : АСТ, 2018. - 512 с.
45. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. - М., 1867. - 472 с.
46. Ушинский К.Д. Родное слово // Журнал Министерства народного просвещения. Неофициальная часть. - СПб., 1861. - Ч. 109. - С. 87-116.