ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Данная статья посвящена вопросам формирования критического мышления в процессе обучения иностранному языку. Представлен опыт создания учебно-методического пособия по обучению английскому языку студентов университета через формирование критического мышления. Анализируется современная необходимость работы с информацией, её отбор, восприятие, анализ, оценка, осмысление. Критическое мышление изучается как неотъемлемый компонент информационной грамотности личности, которую необходимо формировать целенаправленно и систематично в образовательном процессе. Авторы приходят к выводу о том, что в процесс обучения иностранному языку можно эффективно интегрировать цели по формированию и развитию критического мышления личности в частности и информационной грамотности в целом. Приводятся доказательства того, что вопросам формирования критического мышления личности на занятиях по английскому языку можно уделять особое внимание в рамках изучения разных лексических и грамматических тем, а также рассматривают поэтапную работу по формированию искомого умения личности в рамках изучаемых лексических тем, иллюстрируя её разными типами упражнений, направленных на формирование лингвистической компетенции и информационной грамотности личности студента. Используются методы теоретического и практического анализа проблемы формирования и развития критического мышления в образовательном процессе. Положительный опыт внедрения критического мышления в обучение английскому языку доказывает потенциал и перспективу подобной интеграции.

Ключевые слова:
критическое мышление, информационная грамотность, английский язык, учебно-методическое пособие, методика преподавания, личность, СМИ
Текст

Введение

В новых условиях общества преподавание английского языка необходимо осуществлять не только через интеграцию с культурой и регионом изучения, но и через формирование критического мышления. Перед педагогом стоит задача сформировать не только языковую, культурную, социальную компетенции личности, но и её информационную грамотность, научить личность работать с англоязычной информацией, ориентироваться в информационном пространстве, мыслить, критически оценивать информацию на изучаемом языке, её автора и источник, оценивать степень достоверности, выявлять предвзятость, преувеличение или ангажированность. Подтверждение этому находим в трудах многих исследователей. Так, Арт Сильверблат считает, что формирование критического мышления в широком спектре дисциплин обеспечивает личность необходимыми умениями и навыками для существования в демократическом обществе [10, с.66].

Текст или медиатекст – это не набор языковых единиц и культурных реалий, это – интерпретация, авторский посыл, основанный на мнении, суждении, фактах. В ходе изучения английского языка современная личность постигает не только правила и нормы грамматики, овладевает лексическим минимум, но и учится оценивать семантическую нагрузку текста, выявлять пропаганду, плагиат, необоснованное суждение, подтасовку фактов, двойные стандарты, манипуляцию, личную заинтересованность автора, чтобы сделать самостоятельное умозаключение относительно получаемой информации на английском языке.

С целью эффективного преподавания английского языка в соответствии с новыми требованиями и вызовами общества кафедрой регионоведения ИГУ было разработано учебно-методическое пособие [5], [6], [7] как рациональный способ организации учебного процесса по изучению английского языка через формирование критического мышления. Пособие представляет собой сборник разработанных упражнений к аутентичным текстам в соответствии с современными условиями. Оригинальные тексты отражают действительность регионов изучаемого языка, мировоззрение граждан, их ценности, проблемы и способы их решения. Истории и жизненные ситуации представителей разных социальных групп дают возможность студентам составить собственное представление о США и других странах АТР. К каждому тексту разработан комплекс упражнений разных типов, направленных на формирование лингвистической компетенции и информационной грамотности личности. Акцентируется формирование и развитие критического мышления студентов. В каждой теме предусмотрен отдельный раздел, в котором студенты учатся работать с различными видами искажения информации на английском языке, отличать факт от мнения, правду от вымысла, анализировать текст на объективность, предвзятость, преувеличение, ангажированность и др. Разработанная система упражнений направлена на анализ, оценку, составление собственного мнения. Перечисленные умения становятся особенно ценным в условиях информационных конфликтов.

Представляемое пособие состоит из трех частей для обеспечения преемственности в изучении английского языка с 1-го по 3-й курс бакалавриата. Предназначено для студентов 1–3-х курсов направления подготовки 45.03.02 «Лингвистика», профили «Лингвистическое обеспечение региональных исследований», «Межъязыковая и межкультурная коммуникация в сфере туризма и гостиничного дела», «Перевод и переводоведение», «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и др.

Каждая часть состоит из четырех тем, по две на каждый семестр. Все темы имеют единую структуру и включают шесть разделов, направленные на работу со всеми видами речевой деятельности. Раздел 1. Lead-in знакомит с темой, лексикой, направлен на работу с основными лексемами в соответствии с рабочей программой дисциплины. Данный раздел направлен на изучение лексики и на формирование умения рассуждать, сравнивать, находить, аргументировать, использовать язык как средство получения и передачи информации. Раздел 2. Reading содержит аутентичные тексты, соответствующие таким принципам как новизна, актуальность, частотность лексических единиц и грамматических структур. Целью данного раздела является отработка лексики, грамматики и формирование умения работать с информацией. В раздел 3. Culture Corner включены аутентичные тексты, ярко отражающие культурологическую информацию о странах Азиатско-Тихоокеанского региона и задания на работу с информацией на английском языке в англоязычном информационном пространстве. Раздел 4. Critical Thinking содержит комплекс заданий и текстов, направленных на критический анализ событий и явлений, размышление и принятие решения. Раздел 5. Consolidation: Speaking направлен на совершенствование речевых навыков на основе проработанного материала и умения оперировать полученной информацией. Раздел 6. Writing содержит базовую теоретическую информацию, выстроенную в порядке усложнения от написания краткого изложения до разных видов аргументативного эссе, примеры параграфов и эссе, а также практические задания для развития навыков письменной речи. Таким образом, выстроена работа по овладению английском языком в интеграции с культурой и регионом изучаемого языка через формирование критического мышления. Критическое мышление формируется параллельно с изучением лексики и грамматики и отдельно в автономном разделе каждой темы.

В данной статье в соответствии с целью – проанализировать компонент критического мышления в учебно-методическом пособии по обучению английского языка – остановимся на этом разделе и рассмотрим задачи и задания на разных этапах обучения.

Разработка и выдвижение новых теоретическо-методологических положений

Исходя из сущности понятия критического мышления как «умения не только воспринимать информацию так таковую, но и подвергать её сомнению» [11, с. 2]. работа направлена на поиск истинного смысла сообщения. Формирование критического мышления идёт по градации от легкого к сложному и носит поэтапный характер. На начальном этапе стоит задача выявить ложь или вымысел в текстах авторов, новостей, мессенджеров. Изучаются широко распространённые типы искаженной информации: Fake news, conspiracy theory, hoax, их особенности, признаки, алгоритм анализа. С этой целью выполняются такие задания как [5]:

Match the definitions to the words:

Fake news

A type of a bad practical joke that is meant to embarrass or hurt people.

Conspiracy theory

News story that is not true used to damage a person, business, agency or get attention.

Hoax

An explanation of any event or a situation that differs from the official account.

Задание соотнести понятие с определением даёт понимание о сути явления и помогает выявить разницу. Далее следуют задание на определение типа искаженной информации в таких заданиях как:

Identify the statements as fake news, conspiracy theory or hoax:

Fake news

Conspiracy theory

Hoax

1.

2.

1.

2.

1.

2.

1. People have never landed on the moon.

2. Kim Kardashian did not like her new buttocks and she committed suicide yesterday.

3. Listening to heavy metal causes rabies.

4. Scientists claim the earth is flat.

5. A group of international elites controls governments, industry, and media organizations, with the goal of establishing global hegemony.

6. Rob Caulfield went hiking and met a ghost of Michael Jackson.

В начале работы с подобной информацией сложность у большинства студентов вызывает Hoax. Многие не видят разницу между Hoax и Fake. После выполнения типовых заданий по выявлению и определению вымысла в текстах, разбор конкретных сообщений, возникающие трудности уходят. Для облечения работы по выявлению лживой информации предлагается следующий общий алгоритм анализа, применяемый для работы с любым текстом:

· Develop a critical mindset.

· Consider the source.

· Analyze the author.

· See the date.

· Check who else is reporting the story.

· Study the evidence.

Большое внимание уделяется анализу источников информации, установлению степени доверия или недоверия им. Выполняются такие задания как:

Put the sources of news according to the order you trust them where 1 is the most reliable:

 

  • Dad

· CNN

· Groupmates

· Uncle

· Telegram

· Teacher

· Peer reviewed

· VKontakte

  • US embassy 

 

 

 

 

Данный раздел изучается в теме «Personality» [5]. Соответственно весь материал по формированию критического мышления подобран в рамках данной темы. Выявление фейка, теории заговора, розыгрыша происходит через Personality. Помимо отдельного раздела во всех остальных латентно заложена работа по осмыслению и оценке информации через такие задания как: «Do you agree?», «Surf the net to find», «Prove your point of view», «Comment on», «Develop the issue». Данные задания направлены на рассуждение, обдумывание, составление собственного суждения, аргументированной позиции на основе проведенного анализа.

На следующем этапе формирования критического мышления перед педагогом стоит задача научить отличать студента факт от мнения, чтобы привлечь внимание к достоверности информации и её актуальности. Проводится большая работа по определению объективности и субъективности сообщения. Относительно заданий выполняются такие как:

 Read each statement and then identify whether it is a fact or opinion. Prove your answer. · 1. We live in a brick house. 2. Housewife is the best wife. 3. Bungalow is a low house having only one-storey or, in some cases, upper rooms set in the roof, typically with dormer windows. 4. My father is a real estate manager 5. My mother gets annoyed when I come inside with muddy shoes. 6. A wind turbine is a modern windmill used to generate electricity. 7. My hamster’s name is Vinny. 8. A rooster woke me up this morning.

Далее студентам предлагается составить факт и мнение к определенной лексеме из изучаемой теме. В нашем случае это тема «Housing» [5]:

Write one fact and one opinion for each word. Example: Ocean. Fact: More than two-thirds of Earth’s surface is covered by oceans. Opinion: The Pacific Ocean is the best ocean to visit. 1. Mansion 2. Fence 3. Mortgage 4. Quilt 5. Vacuum Cleaner 6. Tap 7. Porch 8. Shed.

Для развития критического мышления эффективными заданиями считаются упражнения на предположение и прогноз. Формируется способность связывать действия с последствиями, предвидеть вероятный результат. Используются задания: Use the information and predict what will happen:

Sam and Rosy mopped the floor and dusted the shelves in their two storied detached house. Then they put on their snow suits, hats, boots and scarves. They went outside and took two big shovels. They began to roll the snow in three large piles.

Еще одним рекомендуемым заданием на формирование критического мышления студента выступает задание на сравнение, на поиск общего и отличительного. Вырабатывается внимание и концентрация на деталях сообщения. Материалом для сравнительного анализа в представляемом учебно-методическом пособии выступают рекламные объявления:

Look at the two ads. Compare and contrast two different types of accommodation that people live in. Which advertisement would interest you? Why?

ELM TREE COURT

Bedrooms:1

Bathrooms:1

Rent:$670 /per month

Square Feet:432

   This cozy and intimate space offers affordability for single living. Central air conditioning and gas heat provide efficient heating and cooling. The only utilities paid by the tenant are electric and cable/internet. Centrally located between Warren Street and Monks Avenue these units are close to local universities, restaurants, coffee shops, bars, etc.

EVERGREEN TERRACE

Bedrooms:2

Bathrooms:1

Rent:$415 /per person

Square Feet:750

   Our two-bedroom units are perfect for couples or besties. And if you don’t like to do the dishes - no problem. This apartment includes a dishwasher. And the kitchen island is the perfect perch to eat meals or an extra cooking surface. Central air conditioning will keep you cool in the summer and the gas heat will keep you toasty warm in the winter. Laundry facilities located within steps of your unit on property.

Выполняя подобные упражнения, личность сравнивает, рассуждает, выявляет механизмы работы рекламы, принципы построения объявления, способы воздействия на потребителя. Через рассуждение и анализ студенты не только учатся воспринимать медиа сообщения, но и создавать собственные, работая по закономерностям и механизмам медиа производства. Следует отметить, что реклама выступает богатым пластом для анализа манипулятивного воздействия СМИ на личность со специфическим языком и яркой пропагандой. В теме «Shopping» [5] реклама изучается подробно, её классификация, типология, способы манипуляции, информационная окрашенность. Задания направлены на определения вида рекламы, выявления способа воздействия на потенциального потребителя, поиск рекламы соответствующего типа, создания собственного ролика с конкретным манипулятивным воздействием.

Рассуждение и анализ являются основной деятельностью для формирования критического мышления. Подтверждения этому находим в трудах [4], [8], [11]. Для развития умения рассуждать полезно выполнить задания на поиск лишнего объекта, выявлять его общие или/и отличительные признакам в определённой группе людей, вещей или явлений. И, как показывают результаты вышеприведенных исследований, необходимо регулярно и систематически выполнять подобные задания:

For each number find a word that does not belong to the group, explain why.

1. Oven, Sewer, Mincer

2. Hut, Hostel, Cottage

3. Rent, Own, Possess,

4. Threshold, Mirror, Window

5. Tile, Laminate, Wallpaper

6. Bottle, Fork, Cup

7. Property manager, Gardener, Inspector

8. Lawn, Attic, Basement

9. Scissors, Knife, Saw

10. Bed, Blanket, Pillow

 

Правильного ответа у представленного упражнения нет. Грамотная аргументация, объективный анализ и четкое рассуждение являются основными критериями для оценивая. Большинство заданий на формирование и развитие критического мышления направлены на умения анализировать, рассуждать, доказывать, основываясь на найденных фактах. Что бы студенты не делали: отвечали на вопросы, сравнивали, искали сходство или отличия, давали прогноз и т.д. – везде идет задание «Prove it» или «Why?». Подобные действия необходимы для формирования умения делать собственное умозаключение, быть непредвзятым в выводах, составлять независимое мнение на основе проведенного анализа. Очень важно соблюдать принцип последовательности и преемственности, идти от лёгкого к сложному материалу. Начинать аналитическую деятельность с простого материала: отдельных лексем, необъемных текстов, таких как объявления, цитаты, отрывки и т.д. Большое внимание уделяется мнению, формированию привычки его составлять в условиях невозможности достичь полной объективности информации. В каждой теме и разделе данного пособия включены упражнения на составление собственного мнения, на поиск аргументов в пользу его тональности.

На последующем этапе продолжается работа по формированию умения анализировать информацию. В рамках темы «Family life» во второй части учебно-методического пособия [6] более детально продолжается изучение такого типа искаженной информации как теория заговора. На данном этапе происходит развитие критического мышления на более сложном содержании. Рассматриваются теории заговора, распространённые в США, например Кью-Анон (QAnon). Исследуются потенциальные мотивы распространителей и последователей данной теории, её манипулятивное влияние на сознание общество, реальные и вероятные последствия. Изучается сценарий теории, положительные и отрицательные герои, источники распространения, платформы публикаций. Акцентируется вероятностный вектор сообщений. Анализируется достоверность информации через вероятностную модальность автора. Выполняются следующие задания:

Put the expressions into order from the most probable to the least probable: Highly possible, almost possible, possible, probably, certainly, can’t be possible, must be possible, might be possible, may be possible, could be possible.

Identify the statements as true or false, using the expressions. Add yours if necessary:

1. Jesus married Mary Magdalene and had children. 2. Princess Diana was murdered by the British Royal Family because she was going to marry a Muslim. 3. Coronavirus is a lie made up to give governments total control over people’s lives. 4. Aliens sometimes kidnap humans and probe them in their space labs. 5. The Loch Ness monster exists. 6. The world is controlled by Freemasons. 7. Michael Jackson is still alive. 43 8. Anna Kournikova and Enrique Iglesias enlisted the help of a surrogate mother to give birth to their twins. 9. The Coca-Cola Company changed the formula of New Coke and now use cheaper ingredients. 10.Former U.S. President Barack Obama was not born in the US.

На данном этапе широко используется кейс метод с целью изучения механизмов создания и влияния на общественное мнение изучаемого типа информации.

Во второй теме «Entertainment across cultures» [6] начинается работа с post-fact или post-truth более сложным видом искаженной информации, но широко используемого сегодня. Оксфордский словарь назвал post-truth словом года в 2016 г., актуализируя лживый дискурс современного общества [9].

Кириченко А.С. и Пронина Е.Е. считают, что пост-правда – это «заведомо ложная информация, распространяемая медийными ресурсами с использованием технологий манипуляции массовым сознанием». [1, c. 37]. Данная ложная информация состоит из личных убеждений, часто эмоционально окрашенных, не совпадающих с объективными фактами. Такого рода сообщения представляют собой подмену фактов, социальную провокацию, спекуляцию общественным мнением. Формируя критическое мышление на таком контенте, важно развивать умение выявлять факт, отличать его от мнения и эмоции, от лжи и вымысла, мыслить более рационально и менее эмоционально. Также умение интерпретировать полученные данные и складывать их в полную картину события. Материалом для работы на этом этапе выбраны предвыборные речи лидеров изучаемого региона с заданием найти пост-правду, выявить факт, перечислить средства манипуляции, прокомментировать мотивы, сравнить факты, верно интерпретировать их.

От работы с лживой информацией в общественном и политическом дискурсе переходим к частному и личностному. В следующей теме «Traveling and tourism» [6] рассматриваем искаженную информацию и манипулятивное воздействие в формате аферы. Изучается информационный обман, мошенничество на бытовом уровне, способы воздействия, причины по которым граждане доверяют фейковым письмам, звонкам, предложениям. Выявляются общие признаки фейковой информации в контексте путешествий.

Менее явной искажённой информацией и сложной для восприятия считается преувеличение. С одной стороны автор передаёт факты, с другой нарушает пропорции передаваемой информации, манипулируя аргументами. В теме «Environmental issues» [6] идёт анализ на предмет выявления преувеличения. Для работы взят текст Патрика Кокбёрна «Сatastrophe on camera: why media coverage of natural disasters is flawed» [3], в котором на примере природных катаклизм автор показывает технологии искажения информации через преувеличение, акцентирование, раздувание конкретных событий средствами массовой информации. Анализируются мотивы и последствия подобного сообщения. В качестве основного задания идёт сравнение одного и того же события, освещаемого разными СМИ, выявление искажения, его разновидности, поиск заинтересованной стороны и прогноз последствий в обществе.

 

Изучая лексическую тему «Teaching and learning. Education» [7], работа по формированию и развитию критического мышления ведется на потенциальном искажении информации в сфере образования и науки. Здесь самым распространённым типом такой информации является плагиат. Изучается его суть и разновидности. Выполняются такие задания, как: Match the plagiarism with its type:

  1. Global plagiarism
  1. Rephrasing someone else’s ideas without citation.
  1. Incorrect citation
  1. Presenting an entire text by someone else as your own work.
  1. Paraphrasing plagiarism
  1. Directly copying a passage of text without citation.
  1. Mosaic plagiarism
  1. Reusing passages and ideas from your own previously submitted work.
  1. Self-plagiarism
  1. Combining text and ideas from different sources without citation.
  1. Verbatim plagiarism
  1. Failing to give all the necessary information in your source citation.

Анализируются тексты, устанавливается оригинал и ложное авторство, выявляются черты плагиатного материала, отрабатывается алгоритм анализа. Уделяется внимание ненамеренному плагиату из-за неправильно оформленной ссылки, правила использования чужого контента без нарушения авторских прав.

В теме «Job and career» [7] работа с информацией ведётся относительно двойных стандартов как манипулятивной линии повествования. Анализируется отсутствие объективной оценки автора, обвинительный тон изложения и акцент на проступках, спекуляция чувствами и эмоциями, ложные ценности и мотивы. Задания построены на текстах разного уровня и направлены на оценку событий. Изучается прием подмены понятий и дисфемизмы, разные подходы подачи информации и её интерпретации.

Предвзятость как разновидность искажения информации исследуется в теме «Нealth and medicine. Sport». Манипуляция данными, необъективность автора, его предвзятое мнение приводит к передаче недостоверных сведений. Критическое мышление личности направлено на оценку данных и выявление подобного искажения. Работа с текстом начинается с его источника для установления степени достоверности, даты публикации для определения актуальности и заголовка, отражающего довод. Анализируется не только семантика, но и визуальные образы, иллюстрации, ярко показывающие тон и настроение публикации.

В последней теме «Science and technology» [7] обобщаются все полученные умения по работе с информацией, продолжается работа по анализу и оценке текстов, поиску латентного посыла. Развиваются навыки отбора и классификации данных с пояснением и аргументацией.

Выводы

Формирование критического мышления личности является необходимостью современного информационного социума. Для осуществления коммуникации и межкультурной коммуникации важно уметь работать с информацией, выявлять и оценивать истинную цель и мотив автора, видеть латентность сообщения. Данное умение личности нужно формировать и развивать целенаправленно и систематично в процессе обучения. Представленный опыт создания учебно-методического пособия по обучению английскому языку студентов университета через формирование критического мышления показывает потенциал интеграции искомого качества личности в целеполагание преподавания иностранного языка. Применение подхода интеграции способствуют учёту современных условий и необходимостей. Через преемственность и поэтапность формируются и развиваются релевантные компетенции личности средствами комплексной системы заданий и упражнений, направленных на умение работать с информацией, правильно её анализировать; выработку привычки объективно оценивать любое сообщение. Ведётся работа с разными широко распространёнными типами искажения информации, отрабатывается алгоритм анализа, который будет использоваться студентами в их повседневной и профессиональной деятельностях. По словам Майкла Бейкера, «способность глубоко мыслить способствует глубокому пониманию, что в свою очередь ведёт к повышению общей успеваемости студента. Студенты с критическим мышлением применяют его не только на протяжении обучения, но и всей жизни» [2].

Таким образом, можно заключить, что:

  • Современный педагогический процесс в области иностранных языков должен сделать сдвиг акцентов на формирование умений работать с информацией на изучаемом языке и средствами её манипуляции в соответствии с новыми условиями общества, расширить компетентностную модель личности информационной грамотностью.
  • Формирование критического мышления является неотъемлемым компонентом информационной грамотности личности, направленного на понимание истинного содержания любого сообщения, его оценку и составления своего объективного мнения.
  • Потенциал интеграции обучения иностранным языкам и формирования критического мышления велик. Содержание дисциплины по иностранному языку может варьироваться и включать задачи по формированию критического мышления, цели дисциплины направлены на получение и передачу информации.
  • Учебно-методическое пособие по обучению английскому языку студентов университета через формирование критического мышления может выступать рациональным средством формирования информационной грамотности личности студента.

Важно понимать, что критическое мышление личности не предполагает нигилизм и отрицание данных, поиск предвзятости и необоснованности в каждом тексте и слове, формирование бинарности взглядов. Это умение работать с информацией на изучаемом языке с учётом её возможного искажения, производить отбор, анализ, оценку полученной информации, и составлять собственное объективное умозаключение на основе полученных результатов проведенного анализа.

В динамичном мире с огромным количеством информационных источников, высокой скоростью событийности педагогический процесс должен учитывать сложность восприятия происходящего в регионе изучаемого языка, недостаток времени на его осмысление, трудность сориентироваться и спрогнозировать исход разных явлений и событий. Критическое мышление способствует формированию личности выпускника университета для осуществления профессионального взаимодействия на английском языке.

Список литературы

1. Кириченко А.С., Пронина Е.Е. Пост-правда: патогенез медиавируса /А.С. Кириченко, Е.Е. Пронина. // Сборник научных статей. Московский городской педагогический университет. 2019 - М.: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Диона». - С.33-41.

2. Baker M. Critical Thinking Puzzles. - The Critical Thinking Co p.38 URL: https://www.criticalthinking.com/media/free_gift_ebooks/Critical-Thinking-Puzzles-Grades-K-5-eBook.pdf (дата обращения: 10.06.2023).

3. Cockburn P. Сatastrophe on camera: why media coverage of natural disasters is flawed URL: https://www.independent.co.uk/news/media/tv-radio/catastrophe -on-camera-why-mediacoverage-of-natural-disasters-is-flawed-2189032.html (дата обращения: 10.06.2020).

4. Corser K., T. Notley How news media literacy is taught in Australian classrooms // The Australian Educational Researcher, 2021 URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s13384-021-00457-5 (дата обращения: 11.12.2021).

5. English Dimensions: Language, Region, Cultures. Part 1 : учебно-методическое пособие / сост.: Ю. Б. Дюндик, О. А. Каверина, Е. Е. Калиш, М. В. Новосёлова, Н. Ю. Хлызова, А. В. Чайкисова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - 238 с.

6. English Dimensions: Language, Region, Cultures. Part 2 : учебно-методическое пособие / сост.: Ю. Б. Дюндик, О. А. Каверина, Е. Е. Калиш, М. В. Новосёлова, Н. Ю. Хлызова, А. В. Чайкисова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - 214 с.

7. English Dimensions: Language, Region, Cultures. Part 3 : учебно-методическое пособие / сост.: Ю. Б. Дюндик, О. А. Каверина, Е. Е. Калиш, М. В. Новосёлова, Н. Ю. Хлызова, А. В. Чайкисова. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2023. - 260 с.

8. Facione P.A. Critical Thinking: What It Is and Why It Counts? Measured Reasons LLC, Hermosa Beach, CA 2020 p. 33

9. Oxford Dictionaries URL: https://en.oxforddictionaries.com/definition/post-truth (дата обращения: 11.06.2023).

10. Silverblatt A. Media literacy and critical thinking Informational journal of media and information literacy // International Journal of Media and Information Literacy, 2018, 3(2). - P.66-71. DOI:https://doi.org/10.13187/ijmil.2018.2.66

11. Solihati N., Hikmat A. Critical Thinking Tasks Manifested in Indonesian Language Textbooks for Senior Secondary Students // SAGE. - 2018. - P. 1-8.

Рецензии
1. ИНТЕГРАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ Авторы: Башлуева Наталья Николаевна


Войти или Создать
* Забыли пароль?