РЕЛЕВАНТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ И ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представленная статья актуализирована современным состоянием логистической сферы деятельности, ибо логистическая деятельность занимает значительную долю ВНП стран, и эта доля неуклонно растет. Трансформационные процессы в цепях поставок в разрезе большинства сфер народного хозяйства как региональном, так и федеральном масштабах, диктуют необходимость усиления роли стратегического управления логистикой в целях обеспечения устойчивого развития экономики страны, в целом. Непосредственно успех бизнеса в регионах во многом зависит от обеспечения эффективной интеграции между бизнес-подразделениями. Благодаря эффективной и действенной логистической деятельности можно достичь более высокой потребительской ценности, создав как ценностное преимущество, так и преимущество в производительности, и благодаря работе, проделанной в этой области, предприятия могут сделать еще один шаг вперед по сравнению со своими конкурентами в секторах, в которых они осуществляют хозяйственную деятельность. В настоящей статье рассмотрены теоретические аспекты стратегического управления логистикой и цепями поставок в современных экономических условиях. В работе отражены некоторые аспекты эффективности применения информационных технологий в логистике, на примере использования технологии RFID-идентификации. Авторами путем применения разных методологий анализа заключено, что управление цепочками поставок выступает в качестве системы инструментария менеджмента бизнес-процессами от поставщиков сырья до конечных пользователей, в которых предоставляются продукты, услуги и информация, повышающие добавленную стоимость для клиентов и других партнеров. На основании этого представлена авторская дефиниция исследуемой научной категории и сделаны соответствующие выводы и умозаключения.

Ключевые слова:
логистика; стратегическое управление; региональная экономика, развитие, стабильность, цепь поставок
Текст

Введение

Ретроспективный взгляд на генезис концепции логистики и его историческое развитие, позволяет сказать, что концепция логистики имеет военное происхождение. Впервые он был использован в 1905 году для описания всей совокупности операций, связанных с транспортировкой, снабжением, обслуживанием и пополнением запасов и личного состава, принадлежащих армиям. После введения этого определения многие логистические модели были разработаны и использованы в военной сфере, и было также признано их серьезное влияние на результат. Войны в истории человечества были выиграны в результате материально-технического обеспечения и навыков или проиграны из-за их отсутствия. После 1950-х годов технологические и экономические потребности быстро изменились, и в период с 1956 по 1965 гг. концепция логистики начала применяться более широко промышленным сектором экономики и в сфере товарного обращения, а далее экономическая структура мира и меняющиеся тенденции создали значительные возможности для развития логистики как науки и вида деятельности. Важно учитывать, что логистический инструментарий равно как и логистическая стратегия - это методы получения оптимальной выгоды бизнесом для достижения своих целей на основе имеющихся данных. Термин «стратегия» происходит от греческого слова «стратос» и имеет военное происхождение, означающее «армия». Понятие стратегии означает «важный», решающий и стало частью управления. Содержание стратегии выражается в виде полного набора правил, используемых для определения основных видов деятельности.

Актуальность проблематики исследования обусловлена тем, что благодаря применению инструментария логистики в производственно-коммерческой деятельности предприятия смогут обеспечить эффективное управление развитием бизнеса в турбулентных экономических условиях. Не вызывает сомнения тот факт, что в современных условиях санкционного давления и разрыва устоявшихся и традиционных цепей поставок во многих отраслях нашей экономики, необходима переориентация и трансформация внутренних логистических цепей и стратегий, исходя из особенностей отраслевой принадлежности компаний. Здесь актуализируется также вопрос применения внешнего логистического аутсорсинга с целью минимизации издержкоемости производственно-коммерческих функций отечественных предприятий. Целью научной статьи идентификация и анализ релевантных аспектов повышения эффективности деятельности региональных предприятий на основе использования инструментария логистики и управления цепями поставок. Данное научное исследование базируется на теоретико-эмпирических разработках известных ученых, занимающихся анализом и исследованием проблематики развития логистики и управления цепями поставок, таких как: Борисова В. В., Наумов В. Н., Эмирова А. Е. и другие [1,3,4]. Вызывает интерес позиция ученого Каназаровой Г.Ж., которая отмечает, что каждое коммерческое предприятие зачастую выбирает именно ту или иную логистическую стратегию, формирующуюся из «комплекса стратегических решений, приемов и планов, направленных на управление логистикой и цепью поставок организации» [2, c. 57-63].

Авторы согласны с позицией ученого Сун Б., что на сегодняшний день существует объективное понимание существования множества новых вызовов и угроз развития региональных предприятий и экономики Российской Федерации, в связи с общеизвестными тенденциями в мировой политике санкционного давления, что требует реконфигурации и обновления вектора деятельности отечественных региональных предприятий в направлении формирования собственной независимой логистической системы [5, c.226-232].

В процессе формирования и написания данной работы авторами были проанализированы обширные источники научной литературы, которые позволили сформировать устойчивое мнение о многогранности логистики как науки и вида деятельности. Это подтверждается и множеством зарубежных публикаций, в частности Дж. Инь, М. Луо, Л. Фан применяют логистический инструментарий в исследовании грузовых перевозок, используя модели VAR и VECM для анализа взаимосвязи между спотовыми ставками и ставками FFA на рынке сухих грузовых перевозок, однако авторы не указывают конкретные преимущества собственно логистической стратегии [6]. Логистика в цепи поставок и конкретные логистические стратегии гармонично интегрируются с математическим инструментарием, так в частности в работах зарубежных авторов применены экономико-математические модели в трансформации ставок фрахта, что является репрезентативной переменной на рынке морских перевозок [7]. На сегодняшний день основные разработки, появившиеся в теории и практике логистической деятельности, укрепили концептуализацию логистической функции, а логистическая стратегия становится частью корпоративной бизнес-стратегии компании и строится с учетом основных целей и задач фирмы.

Список литературы

1. Борисова В. В. Менеджмент логистических систем цифрового типа // Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики: моногр. - СПб. Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 102-117.

2. Каназарова Г.Ж. Выбор логистической стратегии предприятия (на примере ОСОО «АИСТ ЛТД») // Экономика. Управление. Образование. 2019. № 8. С. 57-63.

3. Наумов В. Н. Управление товародвижением в цепи поставок с использованием интегрированной digital-платформы // Развитие науки и научно-образовательного трансфера логистики / под ред. В. В. Щербакова. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. - С. 102-117.

4. Эмирова А. Е. Международная логистика: учебное пособие для вузов / А. Е. Эмирова, Н. Д. Эмиров. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 173 с.

5. Сун Б. Анализ влияния нового коронавируса на производственную цепочку поставок. Russian Economic Bulletin. 2022. Т. 5. № 5. С. 226-232.

6. J. Yin, M. Luo, L. Fan /Dynamics and interactions between spot and forward freights in the dry bulk shipping market /Maritime Policy & Management, 44 (2) (2017), pp. 271-288, doihttps://doi.org/10.1080/03088839.2016.1253884.

7. Sunghwa Park, Hyunsok Kim, Janghan Kwon. The impacts of demand and supply shocks in the dry bulk shipping market /The Asian Journal of Shipping and Logistics. Volume 39, Issue 1, March 2023, Pages 13-22: doi.org/10.1016/j.ajsl.2022.10.004.

8. Z. Chen, X. Zhang, J. Chai / The dynamic impacts of the global shipping market under the background of oil price fluctuations and emergencies /Complexity (2021), pp. 1-13,https://doi.org/10.1155/2021/8826253.

9. Nektarios A. Michail a, Konstantinos D. Melas b. Containership new-building orders and freight rate shocks: A «wait and see» perspective / The Asian Journal of Shipping and Logistics: Volume 39, Issue 1, March 2023, Pages 30-37: doi.org/10.1016/j.ajsl.2023.01.001.

10. Ruslan Beysenbaev, Yuri Dus. Proposals for improving the Logistics Performance Index / The Asian Journal of Shipping and Logistics: Volume 36, Issue 1, March 2020, Pages 34-42: doi.org/10.1016/j.ajsl.2019.10.001


Войти или Создать
* Забыли пароль?