Россия
Россия
Россия
С усилением санкционного давления на Российскую Федерацию, уходом многих производителей с российских рынков в стране особое значение приобрела политика импортозамещения. Цель исследования – оценить проблемы и перспективы развития рынка сельхозтехники России в условиях санкционного воздействия и политики импортозамещения, внести предложения по налаживанию отечественного производства сельхозмашиностроения. Авторами работы изучен рынок сельхозтехники России, выделены его особенности и проанализированы показатели его функционирования, а также определено влияние на него геополитической нестабильности. Кроме того, в проведенном исследовании рассмотрены факторы, оказывающие негативное воздействие на рынок сельхозмашин, разработаны и внесены многоаспектные предложения для ускорения налаживания собственного производства сельхозтехники.
рынок сельхозтехники, АПК, санкции, политика импортозамещения, машиностроение, геополитическая нестабильность
Введение. Эффективность работы агропромышленного комплекса в большинстве своем определяется уровнем его технической оснащенности. Из-за геополитической нестабильности, усилившейся после 24 февраля 2022 года, среди прочих сегментов АПК особенно пострадал рынок сельхозтехники. Возникшие проблемы с логистикой, невозможность поставок необходимых иностранных оборудования и запчастей, сложности с оплатой импортной техники доказали, как важен в политике России курс на импортозамещение.
Материалы и методы. Проблематику политики импортозамещения на российском рынке сельхозтехники затрагивали многие ученые и специалисты, среди которых Е.А. Мазилов, О.С. Демидова [1], О.М. Земскова, А.А. Карпова, Т.Н. Литвинова [2], Е.П. Криничная [3]. Многие из них отмечают, что ускорение развития предпринимательства на рынке сельхозтехники – важнейший фактор становления отечественного производства.
В процессе исследования были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналитический метод, метод сравнения, системный анализ, моделирование.
Результаты исследования. Рынок сельхозтехники представляет собой совокупность экономических отношений, в ходе которых происходит взаимодействие между производителями сельхозмашин и их покупателями – сельхозтоваропроизводителями, причем все участники рынка заинтересованы в получении прибыли. Специалистами и учеными выделяются следующие его основные особенности:
- кратковременность использования некоторых машин и орудий, связанных с агротехническими сроками;
- значительное многообразие машин в зависимости от обрабатываемых культур, выполняемых ими функций, мощности, модернизации, конструкций и прочего;
- разнообразие климатических, почвенных, температурных (в течение года) условий работы техники;
- громоздкость сельскохозяйственной техники, и, как следствие, её плохая транспортабельность;
- низкая ликвидность товаров на рынке;
- износ техники;
- довольно быстрое моральное устаревание техники, что требует ее постоянной модернизации;
- с одной стороны, это самостоятельно функционирующий сектор экономики, а с другой стороны, рынок сельхозтехники является составляющей частью механизма агропромышленного комплекса;
- основное условие существования рынка – платежеспособность потребителя (т.е. аграриев);
- рынок играет важную роль в техническом и технологическом перевооружении сельскохозяйственного производства.
Для определения потребности в импортозамещении на рынке сельхозтехники необходимо проанализировать процент собственного производства на нем (рисунок 1).
Рисунок 1 - Сравнение собственного производства и импортной продукции на российском рынке сельхозтехники в 2017-2021 гг., шт. [4]
Figure 1 - Comparison of domestic production and imported products in the Russian agricultural machinery market in 2017-2021, pcs. [4]
Из рисунка 1 видно, что еще до введения санкций против Российской Федерации доля собственного производства была намного ниже доли импортного. Причем на импортные сельхозмашины приходилось порядка 75% рынка.
С усилением в России политики импортозамещения объем производства сельскохозяйственной техники увеличился и достиг 250,6 млрд. рублей, что на 15,1% больше, чем в 2021 году [5]. Объем рынка сельхозтехники в 2022 году составил 389,4 млрд. рублей, что на 0,4% меньше, чем за 2021 год. Доля российских производителей на нем составила 61% [5].
Как и на любой другой, на рынок сельхозтехники оказывает влияние огромное количество факторов, взаимосвязанных друг с другом. Среди них выделяют:
- общие факторы, влияющие на рынок сельскохозяйственной техники;
- факторы, влияющие на спрос на сельскохозяйственную технику;
- факторы, влияющие на предложение сельскохозяйственной техники [6].
Кроме вышеописанных факторов на рассматриваемый рынок оказывают воздействие стресс-факторы, негативно на него влияющие. К основным из них в настоящий период времени можно отнести:
1. Использование зарубежных запчастей при сборке российской техники;
2. Постоянный рост цен на сельхозмашины;
3. Низкий уровень цен на зерно, ведущий к невозможности аграриев выделять денежные средства на обновление парка машин (рисунок 2);
Рисунок 2 – Сравнение оптовых цен на зерно по виду в России за сентябрь 2021-2022 гг., руб/т (без НДС) [7]
Figure 2 - Comparison of wholesale grain prices by type in Russia for September 2021-2022, rub/t (without VAT) [7]
4. Нехватка денежных средств у производителей сельхозтехники для увеличения объемов производства;
5. Недостаток финансовой поддержки производителей техники со стороны государства (что демонстрирует опрос аграриев, проведенный Ассоциацией «Росспецмаш», отраженный на рисунке 3).
Рисунок 3 – Опрос аграриев об изменениях в правительственных программах, влияющие на спрос сельхозтехники, % [8]
Figure 3 - Survey of farmers on changes in government programs that affect the demand for agricultural machinery,% [8]
Обсуждение. Исследовав ситуацию на рынке сельхозтехники России, автором исследования внесены многоаспектные предложения, представленные ниже, для ускорения налаживания собственного производства.
Необходимыми мерами для развития рынка сельхозтехники могут быть:
1. Осуществление механизма предоставления производителям грантов на развитие выпуска комплектующих для сельхозтехники с объемом финансирования из федерального бюджета до 2026 гг. в размере 10 млрд. руб. ежегодно [5].
2 . Введение льгот по снижению налога на прибыль и старховых взносов [9] среди компаний, специализирующихся на выпуске комплектующих для сельхозтехники. Сэкономленные денежные средства можно вложить в инвестиции для развития производства комплектующих.
3. Выделение дополнительного финансирования, например, посредством субсидий на разработку собственного оборудования, модернизацию производства, а также на НИОКР в этой области, чтобы средства субсидий покрывали более 60% затрат.
4. Продление на вторую половину 2023 года Программы по получению аграриями льготных кредитов (субсидирование до 100% ключевой ставки Банка России).
5. Создание совместных предприятий с КНР. На фоне усилившегося сотрудничества между Россией и Китаем, развитым производством сельхозтехники с применением новых технологий в последнем Российской Федерации было бы весьма выгодно и актуально создавать совместные предприятия с КНР. Исторические опыт и факты показывают, что такое сотрудничество уже имело место быть во второй половине XX и привело к значимым положительным результатам [10].
Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность различных сегментов, связанных между собой. Поскольку ни одна из сфер АПК не может функционировать обособленно от других, необходимо поддерживать их интеграцию. Для России в условиях постковидного восстановления [11], геополитической нестабильности, усиливших значение политики импортозамещения, а также из-за влияния вышеописанных негативных факторов особую роль играет именно взаимодействие между производителями сельхозтехники и сельхозтоваропроизводителями.
В данный период времени это взаимодействие развито, по мнению авторов исследования, в недостаточной степени: спрос на отечественную аграрную технику снижается, а цены на неё стремительно растут. В связи с этим исследователем разработан механизм взаимодействия субъектов рынка сельскохозяйственной техники (рисунок 4). Его ядро представлено цифровой платформой, на базе которой будет происходить сотрудничество субъектов рынка сельскохозяйственной техники.
В разработанном автором механизме объектом выступает заключение сделок разного типа между производителями техники и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Для описываемого в работе механизма центром является сама цифровая платформа, которой определяются взаимодействия между субъектами.
Субъекты механизма – это участники процесса, имеющие горизонтальные взаимоотношения. В механизм, разработанный автором данного исследования, включены следующие субъекты рынка сельскохозяйственной техники:
1) Министерство сельского хозяйства, на базе электронных ресурсов которого планируется организовать цифровую платформу взаимодействия субъектов данного рынка. Этот субъект также выполняет функции регистрации участников в реестре (на платформе) и контроля за размещаемой информацией со стороны всех остальных субъектов.
2) Сельхозтоваропроизводители – организации или индивидуальные предприниматели, размещающие заявки на цифровой платформе на необходимую им сельхозтехнику или запчасти к ней.
3) Производители сельхозтехники – российские организации или индивидуальные предприниматели, реагирующие на заявки производителей продукции предложениями. Кроме того, данные субъекты будут иметь право выставлять на цифровой платформе свои инвестиционные проекты, связанные с созданием новых видов техники, или с модернизацией производства.
4) Инвесторы – как физические, так и юридические лица, желающие вложиться в заинтересовавший их проект. Идеи построения инвестирования в данном механизме аналогичны идеям краудфандинга (общественного финансирования) и основаны на них.
Заказы и предложения, размещенные на единой платформе, существенно сэкономят время и усилия сторон сделки, затрачиваемое на поиск оптимального варианта и заключение договоров.
По мнению авторов исследования, на цифровой платформе договоры между сельхозтоваропроизводителями и производителями сельхозтехники целесообразно заключать двумя способами:
1) договор купли-продажи;
2) договор купли-продажи с условиями о предоставлении коммерческого кредита.
Договор купли-продажи – типичное соглашение между двумя его сторонами, регулируемое главой 30 ГК РФ. Без применения условий коммерческого кредита на платформе он будет представлять сделку, по которой товар оплачивается сразу, в 100%-ном размере от его стоимости.
Заключение сделки купли-продажи с условиями о предоставлении коммерческого кредита (ст. 823 ГК РФ) предполагает, что производитель техники предоставляет в собственность производителя товаров нужные ему сельхозмашины в виде отсрочки или рассрочки платежа, а товаропроизводитель, в свою очередь, обязуется выплачивать денежные средства с процентами за это имущество производителю техники. Так, производители сельхозтехники будут получать дополнительный доход, а производителям сельхозпродукции будет предоставлена возможность оплаты техники частями.
Рисунок 4 – Механизм взаимодействия субъектов рынка сельскохозяйственной техники
Figure 4 - The mechanism of interaction between subjects of the agricultural machinery market
Источник: составлено авторами
Авторами работы вносится предложение по включению сделок, осуществляемых на данной цифровой платформе, в программу по налоговым льготам. Производителям сельхозтехники, зарегистрированным на данной платформе и внесенным Минсельхозом в реестр её участников, предлагается установить льготу: освободить доходы, полученные в виде процентов по коммерческому кредиту, от налогообложения [9]. Данная мера будет являться дополнительным стимулом для развития отечественного рынка агротехники.
Положительным аспектом для инвестора в предложенном механизме может стать значительная степень уверенности в проекте, в который он хочет вложиться. Это обеспечивается посредством проверки Минсельхозом документов лиц, желающих зайти на платформу, т.е. на ней не может оказаться несуществующих организаций с вымышленными проектами. Кроме того, инвестор будет иметь возможность изучить историю реализованных заказов, если таковые были у производителя сельхозтехники, также инвестору будут доступны ещё не реализованные заказы.
За счет привлечения инвестиций указанным способом имеет место экономия государственного бюджета, поскольку проекты производителей сельхозтехники обеспечиваются денежными средствами инвесторов, а не средствами государственного бюджета.Таким образом, преимуществами предлагаемого авторами исследования механизма взаимодействия субъектов рынка сельскохозяйственной техники являются:
1) Упрощенная система общения и сотрудничества между продавцами и покупателями напрямую, без посредников и третьих лиц;
2) Четкие требования к качеству и составу реализуемой техники;
3) Удобные способы оплаты:
- заключение договора купли-продажи между субъектами;
- заключение договора купли-продажи с условиями о предоставлении коммерческого кредита.
4) Эффективная продажа сельхозмашин;
5) Возможность финансирования инвесторами новых проектов по созданию/модернизации сельхозтехники;
6) Экономия средств государственного бюджета;
7) Безопасное цифровое пространство;
8) Хороший стимул для развития отечественного рынка сельхозмашин.
В настоящее время в России есть несколько платформ для торговли сельхозтехникой. К ним относятся, например, «Агросервер», портал «Сельхозтехника», «Агробаза», «Зерно Он-Лайн» и другие [12]. Однако они не направлены на расширение и укрепление взаимодействия между субъектами рынка, на решение вопросов финансирования производителей сельскохозяйственной техники и по большей части представляют собой обычные маркетплейсы.
Заключение. Таким образом, рынок сельхозтехники представляет собой совокупность экономических отношений, в ходе которых происходит взаимодействие между производителями сельхозмашин и их покупателями. Именно за счет рассматриваемого рынка осуществляется техническое и технологическое перевооружение сельхозпроизводства. Показатели развития рынка сельхозтехники после введения против России санкций свидетельствуют о том, что отечественное производство сельхозмашин, ещё не достигло тех размеров, чтобы в полной мере обеспечить продовольственную безопасность и реализовать политику импортозамещения.
Кроме того, под влиянием геополитический нестабильности появились новые негативные факторы, замедляющие рост собственного производства. Для его налаживания аграрии в особенной степени нуждаются в дополнительном финансировании и укреплении экономических «связей» между спросом и предложением на рынке сельхозтехники.
В связи с этим автором исследования предложены инструменты финансирования деятельности производителей сельхозтехники, а также создание совместных предприятия с КНР. Финансовая поддержка может включать в себя: денежные средства, которые могут быть выделены из госбюджета в виде грантов и субсидий; предоставление льготного кредитования, льгот по снижению налога на прибыль и взносов в социальные фонды. Также авторами был разработан и предложен механизм взаимодействия субъектов рынка сельхозтехники, который позволит существенно сэкономить время и усилия сторон сделки, затрачиваемые на поиски оптимального варианта и заключение договоров.
Благодарности. Статья опубликована по результатам конференции AGEGI 23, проведенной ВНИОПТУСХ-филиалом ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ 20-21 июня 2023 года.
1. Мазилов, Е.А. Тенденции рынка сельхозтехники в России / Е. А. Мазилов, О. С. Демидова // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 11-2(57). - С. 72-76.
2. Земскова, О.М. Структурно-функциональная модернизация инфраструктуры предпринимательства на рынке сельхозтехники в современной России / О. М. Земскова, А. А. Карпова, Т. Н. Литвинова // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 13, № 3. - С. 31-36.
3. Криничная, Е.П. Рынок сельскохозяйственной техники в России: современное состояние и тенденции развития / Е.П. Криничная // Вестник ОрелГАУ. - 2022. - №6 (99). - С. 110-118.
4. Обзор рынка сельскохозяйственной техники: тренды и структура / РБК Магазин исследований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/.
5. Динамика производства и отгрузок на внутренний рынок российской сельхозтехники в 2022 году / Ассоциация Росспецмаш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosspetsmash.ru/.
6. Агропромышленный комплекс России: Agriculture 4.0: В 2 томах / Е. Д. Абрашкина, Е. Г. Антонова, Н. В. Арзамасцева [и др.]. Том 1. - Москва : Ай Пи Ар Медиа, 2021. - 509 с. - ISBN 9785449711540(т.1),9785449710437. - EDN UVABWW.
7. Зерно по виду: как изменились цены в России за год? / АБ-Центр - Экспертно-аналитический центр агробизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ab-centre.ru/.
8. Бизнес-барометр (осень 2022) / Ассоциация Росспецмаш [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosspetsmash.ru/.
9. On the Issue of Insurance Premiums for Agricultural Producers / N. N. Shelemekh, V. V. Mizyureva, M. A. Shadrina [et al.] // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. - Heidelberg : Springer International Publishing, 2021. - P. 217-226. - EDN EJKLRL.
10. Ван Вэй. История развития китайской сельскохозяйственной техники при содействии Советского Союза / Ван Вэй // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ. - 2021. - №1 (19). - С. 132-143.
11. Рахаева, В. В. Россия в международных рейтингах и влияние коронавируса на ее экономику / В. В. Рахаева, В. В. Мизюрева // Бухучет в сельском хозяйстве. - 2020. - № 7. - С. 76-85. - DOIhttps://doi.org/10.33920/sel-11-2007-06. - EDN MCSBCY.
12. Rakhaeva, V. V. Economic Growth in Russia: Main Problems at the Current Stage / V. V. Rakhaeva // The Challenge of Sustainability in Agricultural Systems. - Heidelberg : Springer International Publishing, 2021. - P. 571-579. - DOIhttps://doi.org/10.1007/978-3-030-72110-7_63. - EDN XDFFXA.