Статья раскрывает особенности проектирования учебного занятия в аспекте требований ФГОС. Авторы статьи рассматривают цель и задачи урока с позиций системно-деятельностного подхода. Особое внимание уделяется формулированию доминантной цели урока и задач, отражающих деятельность обучающихся в логике учебного занятия. В статье раскрыты пути постановки диагностичной цели урока, способы конкретизации цели в учебнопознавательные задачи, приведены примеры из практики. Данный подход к проектированию урока позволяет целенаправленно организовывать деятельность обучающихся в логике требований ФГОС, помогает учителю более полно использовать работу с целью и задачами как ресурсами учебного занятия. Приведенные авторами критерии оценки урока могут быть полезны как для самодиагностики деятельности учителя, так и для внешней оценки качества подготовки урока.
урок, внеурочное занятие, системно-деятельностный подход.
В связи с новыми требованиями, предъявляемыми ФГОС НОО, меняется технология проектирования образовательного процесса, и прежде всего конкретных форм его реализации – урока и внеурочного занятия. Варианты проектирования уроков предложены в различных учебно-методических комплексах и образовательных системах начального образования. Учитель сам выбирает тот или иной подход к проектированию уроков и внеурочных занятий.
Предлагаем свое видение реализации системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочных занятиях, особенностью которого является способ постановки задач, реализующих доминантную цель урока, обеспечивающий логическую взаимосвязь компонентов урока и учебных ситуаций.
С позиций системного подхода важнейшей особенностью является взаимосвязь всех структурных компонентов урока: цели и задач, этапов урока, методов и форм организации взаимодействия учителя и учащихся. Системообразующим компонентом является цель урока. При проектировании урока необходимо учитывать не только тактические цели, но и стратегические, которые ставятся в начале изучения курса, больших разделов, создавать условия для понимания учащимися иерархичности целей, их взаимосвязи.
В условиях системно-деятельностного подхода ведущей категорией организации образовательного процесса становится учебная ситуация (игровая, трудовая, исследовательская и др. в зависимости от доминирующего вида деятельности), формирующая предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия. Учебная ситуация позволяет связать ведущие категории системного и деятельностного подходов, так как именно в ходе решения учебных (игровых, трудовых, исследовательских и др.) задач ребенок осознает и формулирует цель, продумывает и реализует ее на практике, оценивает результат своей деятельности.
1. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. - М.: Народное образование, 1998.
2. Кокарева З.А. Технологический подход к анализу современного урока. / З.А. Кокарева. - Вологда: ВИРО, 2003.
3. Петерсон Л.Г. Типология уроков деятельностной направленности в образовательной системе «Школа 2000…»/ Л.Г. Петерсон, М.А. Кубышева. - М., 2008.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие / М.М. Поташник. - М.: Центр педагогического образования, 2008.
5. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе: учебник / Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига, 2009.