МОНИТОРИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОРПУСОВ СУДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕЛЕУПРАВЛЯЕМОГО ПОДВОДНОГО АППАРАТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Ведение. В настоящее время мониторинг технического состояния корпусов судов осуществляется в сухих доках, либо на рейде с привлечением водолазов. Недостатками данных технологий являются большие временные, трудовые, а следовательно, и материальные затраты. В МГТУ им. Н.Э. Баумана была разработана система мониторинга, которая позволяет осуществлять обследование подводной части корпуса судна без привлечения водолазов и захода судна в сухой док. Система включает следующие основные элементы: телеуправляемый подводный аппарат (ТПА), включающий средства неразрушающего контроля (НК); гидроакустическая навигационная система (ГАНС), программное обеспечение (ПО) и технология диагностирования. Метод. Базисом разработанной технологии диагностирования служит акустический метод неразрушающего контроля. Используются SH-волны с бесконтактным способом возбуждения упругих колебаний, не требующие тщательной подготовки поверхности перед проведением контроля. Выбранный тип волны также применяется и для дефектоскопии поврежденных (отличающихся по толщине) участков контролируемого объекта. Для этого, как показали исследования, эффективным является зеркально-теневой метод акустического контроля, при котором критерием наличия коррозионных трещин является ослабление донного сигнала. Минимальный выявляемый размер коррозионных трещин составляет 1,5 – 2 мм по глубине. В предлагаемой технологии диагностирования используются электромагнитно-акустические преобразователи (ЭМАП) с частотой 5 МГц. Результаты. Система мониторинга успешно прошла испытания в бассейне. Результаты испытаний подтвердили способность системы осуществлять в автоматическом режиме диагностирование состояния металла с измерением толщины стенки изделия и выявлением возможных дефектов на участках контролируемого объекта, подверженных коррозии. Обсуждение. Сегодня система мониторинга проходит процедуру типового одобрения Российским морским регистром судоходства. В дальнейшем на базе описанного выше ТПА планируется разработать систему для ремонта подводных объектов, снабдив его средствами для выборки и заварки дефектов посредством дуговой сварки. Также прорабатываются перспективы использования системы мониторинга применительно к различным подводным металлоконструкциям, расположенным, в том числе, на Арктическом шельфе Российской Федерации.

Ключевые слова:
измерение толщины, технические условия, корабли, система мониторинга, телеуправляемый подводный аппарат, повреждение, коррозия, дефектоскопия
Список литературы

1. Горюнов Н.С. Особенности технической эксплуатации флота рыбной промышленности. - М.: Пищевая промышленность, 1975. - 310 с.

2. Фостий Г. П. Судокорпусник-ремонтник. - Л.: Судостроение, 1986. - 304 с.

3. Попов Ю. Н., Фаддеев О. В., Хейсин Д. Е., Яковлев А. Я.Прочность судов, плавающих во льдах. - Л.: Судостроение, 1967. - 224 с.

4. Османов В. О. Оценка и прогнозирование объемов ремонта наливных судов и их энергетических установок. - Одесса, 1981. - 174 с.

5. Правила классификационных освидетельствований судов в эксплуатации. - СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2013. - 372 с.

6. Инструкция по замерам толщин на судах. - СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2010. - 102 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?