Россия
УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Актуальность. Мы в рамках данной статьи рассмотрели основные особенности воспитания патриотизма у сотрудников органов правопорядка с психологической точки зрения. В частности, проанализировали закономерности, влияющие на развитие положительного, созидающего патриотизма у сотрудников органов правопорядка, которые заметили при воспитательной работе. Кроме того, мы кратко охарактеризовали ключевые элементы закономерностей воспитания патриотизма как будущих, так и ныне действующих сотрудников правоохранительных органов, разработали ряд рекомендаций по более продуктивной организации воспитательной деятельности. Постановка проблемы: несение службы в органах правопорядка подразумевает присутствие у сотрудников ОВД конкретных морально-психических качеств, которые призваны обеспечивать твердую стойкость и объективную позицию личности. Это жизненно необходимо, поскольку служба в органах правопорядка требует выдержки, уверенности и смелости. Все эти качества, безусловно, разумно расставляют риски и приоритеты в процессе выполнения военно-политических задач при несении боевого дежурства. Цель исследования: изучить психологические особенности патриотического воспитания сотрудников ОВД РФ Методы исследования: диалектика, герменевтика, синергетика, философская концептология. Результаты и ключевые выводы: в процессе изучения смогли изложить вероятные трудности и ошибочные действия, которые могут возникнуть в процессе ретрансляции идей патриотизма. Это позволило привести методическое обоснование потребности в актуальности воспитания патриотизма для личности работника органов правопорядка: как в повседневности, так и при несении службы. Высокий уровень патриотизма обеспечивает противодействие мошенникам, террористам, позволяет качественно выполнять военные и политические задачи государственной важности.
воспитание патриотизма, сотрудники правоохранительных органов, психологические черты патриотизма, специальная военная операция
Несение службы в органах правопорядка подразумевает присутствие у сотрудников ОВД конкретных морально-психических качеств, которые призваны обеспечивать твердую стойкость и объективную позицию личности. Это жизненно необходимо, поскольку служба в органах правопорядка требует выдержки, уверенности и смелости. Все эти качества, безусловно, разумно расставляют риски и приоритеты в процессе выполнения военно-политических задач при несении боевого дежурства [1, с. 349].
Гражданское лицо, желая поступить на службу в органы правопорядка, должно иметь необходимые предпосылки, способствующие для развития выше отмеченных нами личностных качеств. Последующее их улучшение реализуется при помощи систематической воспитательной деятельности, которая ориентирована на упрочнение духовно-нравственных основ службы, воспитание в сотруднике ОВД стойкого гражданского духа и необходимых чувств патриотизма.
Со стороны психологии патриотизм вызывает отдельный для нас интерес, поскольку его особенности мы рассматриваем как движущий элемент, обеспечивающий социальное развитие и национальную безопасность от психоделических попыток коллективного запада разрушить Россию.
Конструктивный анализ теоретико-методической литературы показывает, что данная проблема многократно упоминается и ряд великих отечественных специалистов по философии и психологии уже пытались найти ее решение. В частности, идея воспитания патриотизма выступает как концепцией мировоззрения, так и культурным феноменом, который отображает своеобразие нации в целом [2, с. 48].
Большинство ученых подчеркивает, что могущество государства определяется адекватным уровнем патриотизма, его выраженностью.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в своих обращениях к гражданам многократно подчеркивает, что «патриотизм, являясь ярчайшей формой идентичности нации, выступает ключевым гарантом, позволяющим сохранить целостность народа, его культурную самобытность. Именно патриотизм сохраняет приверженность к историко-культурным и морально-духовным ценностям, которые дают впоследствии почувствовать полноценность личности, выступающей связующим элементом между прошлым, актуальным и будущим Отечества» [3, с. 41].
Подчеркнем, что с точки зрения обусловленности социального характера чувство патриотизма считается доминирующим направлением в воспитательной деятельности российских граждан. В процессе воспитания и развития патриотизм переходит в конкретную идеологическую позицию политики, которая стремится к утверждению сознания нации, усилению национальных идей. Патриотизм может успешно противостоять с негативным влиянием разрушительных факторов общества. Вследствие этого выступает одним из эффективных инструментов, обеспечивающих сохранение и здоровье россиян в сложных процессах современной мировой политики.
Чувство патриотизма со стороны личностно-психических закономерностей выступает одним из сильнейших ресурсов личности, который позволяет мотивировать главнейшие качества: самоотверженность, ответственность, мужество и смелость, храбрость.
В начале наших суждений мы не зря указывали, что для положительного воздействия воспитание патриотизма должно быть осознанным, истинным, настоящим, не переведено политиками в слепую идеологическую позицию. Однако, зачастую получается так, что идеи патриотизма в политической плоскости сильно искажаются. Или же под влиянием национальной доктрины посредством манипулятивных действий конкретных лиц подменяются. Происходит трансформация: из чувства любви к Отечеству в необдуманную агрессию, где отсутствуют логика и рационализм касательно иных наций на самоопределение.
Молодежь в особенности подвергается негативному влиянию мировой политики. Лица, которые находятся в положении малой информированности и не знают актуального состояния дел как на фронте, так и в тылу, пребывают в неопределенном состоянии. А обострение фрустрации провоцирует усиление нестабильности личностной психики [4].
Из-за недопонимания гражданами настоящих основ патриотизма и искаженной его трансляции «недружественными» субъектами данное явление способно трансформироваться в иное течение, удовлетворяющее модным веяниям. Иначе говоря, человек становится патриотом не по зову души, а потому, что так модно, этого требует должность, которую он занимает. Данная форма патриотизма совершенно бесполезна, поскольку дискредитирует морально-духовные качества личности, а не совершенствует их.
Вследствие этого сотрудникам правоохранительных органов, которые отвечают за процесс воспитания с личным и командным составом, нужно внимательно относится организации воспитательной работы. Нужно постоянно следить за уровнем психологической готовности сотрудников. Это поможет избежать двойственного понимания главной сущности патриотизма.
Рассуждая о закономерностях психологического характера процесса воспитания патриотизма у сотрудников правоохранительных органов, нельзя не отметить добровольный характер данной природы. Именно добровольность определяет элементы внутренней мотивации в содержании гармонизации личности, которая стремится к социальному развитию важных когнитивных основ [5, с. 126].
В данном случае мы говорим о том, что гражданский долг патриотизма не может формироваться искусственно, без насаждения, вопреки воли человека, который не хочет понимать основ и значения этого чувства. Чувство патриотизма не может воспитываться в рамках поощрительной компании, либо как процесс избежания какого-либо наказания. Мотивация чувства служебного долга, приверженности чести настоящего человека и офицера и неукоснительного соблюдения норм права и морали не должна для сотрудника быть внешней, так как в этом случае она не будет продуктивной, не сможет выполнять тех задач, которые преследуются патриотическим воспитанием. Личностные черты работника правоохранительных органов в данной мотивации, исходящей извне, не станут активно развиваться, поскольку необходимые качества утратят свою силу и не принесут пользы. Напротив, в случае насилия канонам патриотизма сотрудник правоохранительных органов проявит иные реакции, которые будут противоположны: любовь к Отечеству сменится на неуважительное отношение к историко-культурным ценностям, к государственной власти; чувство добросовестности сменится на пренебрежение к служебным обязанностям; а чувство долга – к непреодолимому желанию действовать наперекор приказу и служебному долгу.
Толерантность – еще один важный элемент, обеспечивающий эффективное развитие гражданского патриотизма у сотрудников правоохранительных органов. Именно толерантность позволяет дать наиболее точное воспитание уважения и терпимости. Причем как к отдельному человеку, так и к государству. В соответствии со служебным долгом, сотрудник органов правопорядка обязан придерживаться объективных взглядов ко всем национальностям. Важно выражать в одинаковой степени уважительное отношение ко всем нациям, вне зависимости от каких-либо политических установок. Это одна из составляющих, которая определяет профессионализм компетенций у сотрудников правоохранительных органов [6, с. 81].
Воспитание должно быть организовано так, чтобы сотрудник понимал, что любовь к Отечеству и верность государству не являются источниками агрессии и неприязни. Наоборот, высокая развитость гражданского патриотизма у сотрудника правоохранительных органов повышает уровень толерантности относительно иных лиц, имеющих собственные историко-культурные и духовные ценности. Отличие также заслуживает более пристального внимания и уважительного отношения.
Так как работа сотрудников правоохранительных органов тесным образом связана с охраной жизни гражданского населения, а также государства от посягательств «недружественных» стран, то они обязаны четко осознавать национальные особенности. Понимание позволит продуктивно и безопасно выполнять боевые и политические задачи. Необходимо подчеркнуть, что такой формат работы подразумевает активное взаимодействие как с населением, так и с коллегами по работе иных стран.
Рассуждая об отрицательных явлениях, имеющих мировое значение, важно отметить, что вне четкого сознательного понятия патриотизма реализация миссий, которые связаны с антитеррористической и противоправной деятельностью, невыполнима.
Невозможность выполнения обусловлена рядом причин.
Во-первых, с точки зрения психологии гражданину трудно пребывать в постоянном физическом и эмоциональном напряжении. А это неразрывным образом связано с естественным участием в специальной военной операции. Когда человек перестает понимать важность служебного долга, отсутствует суть назначения, отсутствует внутренняя поддержка, то он в особенности уязвим для врага в психологическом плане. Соответственно, происходит психологическое выгорание профессиональных качеств, и личность деформируется.
Во-вторых, если посмотреть на эту проблему со стороны моральных качеств, то человек, не имея преданности своему Отечеству и гражданского патриотизма способен перейти на сторону врага. Психологическое воздействие повлияет на сознание, в результате чего произойдет вербовка на подсознательном уровне, что негативно скажется как на самой личности, так и на окружающих его сослуживцах. Предательство в условиях ведения антитеррористических действий – самое страшное явление, как для себя, осознание которого происходит впоследствии, так и для уже бывших сослуживцев. По этой причине, абсолютно каждый сотрудник правоохранительных органов, подлежащий отправке в зону проведения специальной военной операции или иную горячую точку, подлежит обязательной дополнительной работе по воспитанию истинных ценностей патриотизма.
Имея на руках практический опыт научного и эмпирического плана, мы сейчас можем отметить главные рекомендательные меры, обеспечивающие организацию воспитательной деятельности на высоком уровне. Организация дополнительных условий позволит избежать негативных последствий как для личного состава сотрудников ОВД, так и для командного:
1. Диагностика наличия и/или формирование у сотрудников адекватной и продуктивной мотивации, соответствующей целям и задачам оперативно-служебной деятельности в условиях антитеррористических операций, вооруженных конфликтов и т. д. [7, с. 123].
Для диагностики следует использовать методики, направленные на изучение мотивационных особенностей личности, такие как:
– опросные методики;
– валидизированные методики: психологические тесты; опросники; шкалы и т. д.;
– проективные методики;
– экспериментальные методы [8, с. 40].
Для формирования или коррекции мотивации служебной деятельности можно использовать: метод примера, методы установки целей и задач, методы моделирования служебных и жизненных ситуаций, просмотр документальных, художественных, обучающих фильмов, беседы с руководителями и/или психологами, а также с сотрудниками, которые уже привлекались к данному виду службы и готовы поделиться своим положительным опытом.
2. Своевременное повышение уровня актуальных профессиональных и социально-психологических знаний.
Для этого необходимо корректно и доступно довести до сотрудников определенный объем информации: об особенностях рассматриваемых условий; о правовых нормах, регулирующих общественные отношения в данных условиях; о политической, экономической, социальной обстановке в субъектах осуществления служебной деятельности по противодействию терроризму; об исторических, национальных и культурных традициях территорий и лиц, с которыми возможны мирные или конфликтные контакты; о положительном и отрицательном опыте антитеррористической и миротворческой деятельности на примере других стран; о моральных и правовых предписаниях, связанных с запретами и дозволениями каждой конкретной личности, рассматриваемых условий [9, с. 43].
3. Повышение уровня психологической устойчивости сотрудников в экстремальных ситуациях и стрессовых условиях.
Для этого необходимо провести информирование сотрудников о психологических характеристиках и особенностях психотравмирующих и стрессогенных факторов, воздействующих на участников антитеррористических операций и вооруженных конфликтов.
С целью формирования и/или развития профессионально-важных качеств, отвечающих за психологическую устойчивость сотрудников, выполняющих служебные задачи в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузкок, необходима планомерная реализация с ними комплекса психолого-педагогических мероприятий по диагностике, развитию и коррекции данных качеств, включающих в себя: оперативность мышления, осмотрительность, готовность к разумному и оправданному риску, самообладание, уверенность в себе, смелость, повышенное чувство ответственности и долга, мужество и т. д. [10, с. 142].
В качестве составляющих такого рода комплекса могут выступать антропотехники, а также элементы или полноценные социально-психологические тренинги, разработанные специалистами по воспитательной работе с учетом индивидуальных особенностей сотрудников, условий и специфики поставленных оперативно-служебных задач.
4. Регулярное обучение сотрудников правоохранительных органов необходимы умениям саморегуляции психического характера, которая позволит оказывать психологическую поддержку и повысить продуктивность работы, снять эмоциональное напряжение:
- психологические инструменты в контроле сознания и тела;
- методы дебрифинга в психологии;
- гетеротренинги;
- технологии самостоятельной регуляции личностного поведения и психики [7, с. 126].
В конце еще раз подчеркнем главные направления, обеспечивающие эффективное формирование гражданского сознания и патриотизма среди сотрудников ОВД: правовая, научно-исследовательская, наставническая, образовательная, социальная, культурно-просветительская, спортивная, морально-психологическая, творческая.
Очень важно, чтобы эта работа имела четкую организацию слаженных действий. Необходимо исключить приказной характер реализации, поскольку он наносит серьёзный ущерб. Отличным стимульным примером мы видим в выявлении авторитетных работников и руководителей. Наглядно показать на себе – один из эффективных методов, позволяющих убедить остальных сотрудников поступить также.
Обозначенные выше нами аспекты обязаны усиливать патриотизм в личностном сознании. Качественная организация воспитательной работы в среде сотрудников правоохранительных органов будет содействовать развитию гармоничной личности, которая может продуктивно выполнять служебные обязанности. Кроме того, должная организация воспитания патриотического сознания способствует формированию личностных позиций жизненной философии, которая адаптирует бойца к быстро меняющимся условиям реальности. При этом сохраняет здоровье как на физическом, так и на психическом уровне.
Подчеркнем, что чувство патриотизма не обязано выражаться как формальность, как действие. Фактор психологического характера от процесса воспитания патриотизма должен быть непрерывен, искренен. Качество воспитания отразиться на людях, несущих службу и отдающих долг Родине. Сотрудникам органов правопорядка следует понимать и знать, что органы государственной власти предпринимают все необходимые меры для обеспечения защиты их семьи. Качественная поддержка значительно повышает боевые навыки, значение которых в особенности важно при выполнении боевых и политических задач.
Резюмируя, следует подчеркнуть, что сегодня патриотизм при грамотном его использовании станет одним из важных ресурсов социума не только для мобилизуемых сотрудников ОВД для участия в специальной военной операции, но и для определенной личности в особенности. Гражданское самосознание, сформированное на элементах патриотизма, призвано гармонизировать внутренние позиции личности, связать свое «Я» с прошлым, настоящим и будущим государства.
Правильное понимание идей патриотизма считается одним из важных требований при подготовке специалистов высокого класса, которые актуализируют и ретранслируют свои компетенции в трудный момент для служения Родине.
1. Грозин С. Ю., Гайдай М. К. Создание позитивного имиджа полицейского - путь к оптимизации деятельности полиции // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: сборник материалов XXIV международной научно-практической конференции. ВосточноСибирский институт МВД России. 2019. С. 349-350.
2. Маслин М. А. Классики русской идеи: Владимир Соловьев и Николай Бердяев // Соловьевские исследования. 2014. № 1 (41). С. 47-59.
3. Каплунович И. Я., Каплунович С. М. Психологические закономерности формирования чувства патриотизма // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9-1. С. 41-45.
4. Трофимова Е. Л., Терехова Т. А. Межэтническое взаимодействие студентов из стран АТР как условие психологической безопасности // Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 4.
5. Мазур М. А. Содержание и особенности патриотического воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник ЮУрГУ. 2011. № 3. С. 126-129.
6. Шагимуратов А. Н. О патриотическом воспитании сотрудников органов внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2015. № 3. С. 79-85.
7. Белик Я. Я., Котенев И. О. психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористического акта // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2001. № 2 (16). С. 122-127
8. Мухачева А. В. Современные методы изучения мотивации труда как фактора формирования качества трудовой жизни // Россия молодая: сборник материалов IX всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием 18-21 апреля 2017 г. Кемерово: Изд-во Кемеровского государственного университета. 2017. С. 39-44.
9. Цуканов В. Н. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел в условиях противодействия терроризму // Вестник Прикамского социального института. 2015. № 1 (69). С. 41-44.
10. Трофимова Е. Л. Особенности гражданской идентичности юношей, проходящих срочную военную службу // Междисциплинарные ресурсы экономической психологии в формировании этнорегиональной идентичности и позитивного образа «малой родины»: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 27-30 июня 2019 г. Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета. 2019. С. 139-145.