МОТИВАЦИОННЫЙ РЕСУРС ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Аннотация. Актуальность. Глобальные изменения в рамках геополитической ситуации, обусловленные проведением специальной военной операции (СВО), где нашей стране отведена активная позиция, актуализировали ориентиры и приоритеты отечественной государственной политики в сторону особого внимания к подготовке кадров сотрудников полиции, способных обеспечивать правопорядок (в т.ч. в нестандартных условиях, на вновь присоединенных к Российской Федерации территориях). В связи с чем, обучение курсантов образовательных организаций МВД России сегодня предполагает как развитие профессиональных компетенций в знаниево-прикладном ключе, так и, в равной степени, формирование профессионально и личностно значимых качеств. Одна из ключевых позиций в данном русле – развитие мотивации к профессии, к обучению в рамках своего направления подготовки. Актуальность проблемы позволила выделить предмет – особенности мотивационного ресурса личности у курсантов образовательных организаций МВД России, и цель исследования – выявить особенности мотивационного ресурса личности курсантов образовательных организаций МВД России как условия формирования их профессиональной компетентности. Методологическая основа исследования сформирована на базе фундаментальных и инновационных концепций в области изучения формирования и развития мотивации личности (А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн); мотивации к обучению (А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина), мотивации к службе в силовых структурах и органах правопорядка (Ю.Н. Гурьянов, И.В. Дмитриев, Е.П. Ильин, Л.Г. Лаптев, А.А. Тетерин, и пр.). Методы исследования: обзорно-аналитический, эксперимент, количественный и качественный анализ данных. Количество респондентов – 147 курсантов 1-5 курсов мужского пола. Результаты экспериментального исследования: большинство респондентов продемонстрировали средний уровень развития мотивационного ресурса личности – 42,2 %, высокий уровень был выявлен у 32,6 % испытуемых, низкий – у 25,5 %. Материалы исследования могут быть полезны при организации и реализации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России. Выводы: при профессиональной подготовке курсантов образовательных организаций МВД России следует акцентировать внимание на формировании мотивационного ресурса личности (прогрессивный мотивационный профиль личности, стремление к достижению успеха и аффилиации, мотивации к обучению).

Ключевые слова:
мотивация, мотивационный ресурс личности, мотивация к обучению, аффилиация, мотивационный профиль личности, курсанты образовательных организаций МВД России, профессиональная компетентность
Текст

Введение. Подготовка сотрудников органов правопорядка в рамках обучения в образовательных организациях МВД России всегда занимала особенное место в структуре реализации высшего образования и государственной политики в целом, т.к. получаемая курсантами профессия связана с повышенными рисками в части жизни и здоровья (физического, психического, психологического) и другими профессиональными рисками, а также ориентирована на повышенные требования к конструктивности и объективности, морально-нравственному облику и профессиональному имиджу будущих выпускников.

Однако ввиду современных реалий геополитической арены, нестабильных межгосударственных отношений, спровоцировавших проведение специальной военной операции (СВО), приведшей к присоединению новых территорий, потребность в квалифицированных кадрах органов правопорядка несравненно возросла, а требования к их компетентности актуализировались.

Как известно, профессиональная компетентность представляет собой не только знаниево-прикладные аспекты, но и совокупность определенных качеств личности, необходимых для успешной реализации конкретной профессии [3]. На основании чего отметим, что психологические аспекты, в контексте обучения курсантов образовательных организаций МВД России (далее – курсанты) приобретают ведущее значение, т.к. их будущая профессиональная деятельность сопряжена с повышенным уровнем стрессогенного воздействия, психической и психологической напряженности и пр. Особое место здесь принадлежит именно мотивации в совокупности ее проявлений – мотивации к получаемой профессии, к успеху, к профессиональной самореализации на высоком уровне и пр.

С целью обоснования этого тезиса следует обратиться к фундаментальным трудам и современным исследованиям, посвященным разным вопросам, связанным с изучением психологии мотивации (У. Джеймс, У. Мак-Дугалл, И.П. Павлов, З. Фрейд, Э. Торндайк, А. Шопенгауэр [2]); теории мотивации, структуры и содержания и мотивационного ресурса личности (П.К. Анохин, Н.А. Бернштейн, Л.И. Божович, К. Левин, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А. Маслоу, Р.С. Немов, Г. Мюррей, Г. Олпорт, и др. [2]); развития мотивации личности (А.Г. Маклаков, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн [1]); мотивации курсантов (Д.В. Деулин, Т.В. Мальцева, Ю.Д. Милюкова, И.А. Паршутин, С.Н. Федотов [4]). Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет отметить, что появление системных исследований в области мотивации началось еще в конце XIX – начале XX века (А. Шопенгауэр, З. Фрейд) [6], однако и сегодня эти проблемы остаются актуальны, что подтверждается множеством современных разноориентированных подходов к теориям мотивации как в содержательном, так и в процессуальном ключе (И.В. Белашева, В.В. Давыдов, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.А. Осеев, А.В. Петровский, О.В. Соловьева, Е.В. Шорохова и др.) [2; 5].

Однако изучение современных социально-психологических исследований, посвященных мотивации курсантов [4], позволяет выделить некоторые противоречия: наряду с высоким уровнем мотивации к профессии курсанты демонстрируют низкую заинтересованность в процессе обучения; отмечается рассогласованность в первичных представлениях курсантов о профессии и реальными особенностями ее реализации (которые стали очевидны в процессе обучения); несовпадение сложившихся представлений (стереотипов) о будущей профессиональной деятельности с практической ее реализацией, обусловленной произошедшими изменениями во внешних условиях и их нестабильностью. Все это оказывает значительное влияние на формирование и развитие мотивации, а, следовательно, необходимо изучить особенности мотивационного ресурса личности курсантов (цель исследования) для выделения актуальных путей и механизмов, способных активизировать данный ресурс, и выработать стратегию по противостоянию негативным внешним воздействиям, провоцирующим его подавление, т.е. зафиксировать его устойчивость.

Таким образом, предметной областью исследования в данном русле выступают особенности мотивационного ресурса личности у курсантов. На основании чего мы предполагаем, что активизация и развитие устойчивой позитивной мотивации курсантов к обучению в рамках профессии позволит наиболее эффективно реализовать процесс формирования их профессиональной компетентности, укрепить психологическое здоровье, тем самым повысить конкурентоспособность в условиях несения службы, а также возможность продвигаться по карьерной лестнице. Эти показатели приобретают особую актуальность ввиду новых условий, обусловленных результатами проведения СВО, т.к. помимо прочих компетенций, необходимых будущим полицейским для несения службы в традиционных, привычных внешнесредовых условиях, актуализировалась потребность в кадрах, подготовленных для обеспечения правопорядка на вновь присоединенных к Российской Федерации территориях.

Все это позволяет подчеркнуть актуальность, значимость и новизну проведенного исследования.

Методика исследования. В процессе проведения исследования нами были использованы следующие методы: в теоретической части – обзорно-аналитический метод, включающий теоретический анализ психологической, педагогической, социологической литературы для описания и представления состояния разработанности заявленной проблемы; разработка критериев и показателей (структурно-содержательный, процессуальный, профильный), уровней (высокий, средний, низкий) сформированности мотивационного ресурса личности курсантов; в эмпирической части – эксперимент; количественный и качественный анализ обработки данных. Эксперимент включал 3 этапа: 1 – подбор диагностического инструментария; формирование выборки; 2 – диагностика уровня сформированности мотивационного ресурса личности курсантов; 3 – анализ и интерпретация полученных результатов, формирование выводов и заключений.

На основе результатов теоретического исследования нами были подобраны и адаптированы методики психологической диагностики, отвечающие задачам нашего исследования [9]: Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана. Данная методика позволяет выявить типы мотивационного профиля по следующим шкалам: жизнеобеспечение, комфорт, общение, общая активность, творческая активность, социальная полезность. Автор предлагает рассматривать мотивационную структуру личности как соотношение мотивирующих сил разного уровня, среди которых можно выделить: мотивы-интересы, мотивы-направленности личности, мотивы-функциональные тенденции личности; Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности Н.П. Фетискина (адаптированный вариант для обучающихся вузов). Главная идея методики заключается в том, что основные потребности являются исходной точкой самомотивации, поэтому зная субъектно-деятельностную мотивацию курсантов, можно применять эту информацию для актуализации стимулов к обучению и расширении профессиональной компетентности обучающихся; Методика изучения мотивации учения М.И. Лукьянова, Н.В. Калинкина (адаптированный вариант для курсантов вузов). Содержание данной методики направлено на выявление уровней мотивации к обучению и выделение основных характеристик в направлении мотивационных тенденций – внутренняя (личностная), внешняя, а также мотивация, связанная со стремлением к целедостижению. Методика позволяет выявить и оценить связь между 5 основными компонентами мотивации к обучению: наличие личностного смысла обучения, выраженность тех или иных видов мотивов (познавательные и социальные, внешние и внутренние, стремление к достижению успеха и к недопущению неудач), целеполагание, реализация доминирующих мотивов в поведении, эмоциональная составляющая.

Для выявления и оценки уровня сформированности мотивационных показателей курсантов нами были проведены исследования среди обучающихся 1-5 курсов очной формы обучения (специальность: 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности») Ставропольского филиала ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» г. Ставрополя. В эксперименте приняло участие 147 человек (муж.).

Результаты эксперимента. Результаты теоретической части исследования. Анализ психолого-педагогической и социологической литературы позволил отметить достаточную степень разработанности разных аспектов мотивации, мотива (как компонента мотивации), мотивации к обучению у студентов вузов, в т.ч. курсантов.

Однако следует отметить разнополярность в авторских подходах и концепциях, недостаточность узкопрофильного подхода (в рамках заявленной темы) и отсутствие исследований в ракурсе влияния на психику и психологию (в частности – мотивационный ресурс личности) человека текущей нестабильной геополитической ситуации и ее последствий.

Анализ авторских концепций в области теории мотивации позволил выделить структурно-содержательные компоненты, на основании которых были сгенерированы критерии и показатели оценки уровня сформированности мотивационного ресурса личности курсантов: структурно-содержательный, процессуальный, профильный.

Структурно-содержательный критерий ориентирован преимущественно на определение мотивационного профиля личности (прогрессивный, регрессивный, импульсивный, экспрессивный, уплощенный), который позволяет детально раскрыть особенности по каждому компоненту мотивационного ресурса (потребность, мотив, цель) испытуемых (Диагностика мотивационной структуры личности В.Э. Мильмана).

Процессуальный критерий позволяет отразить характер мотиваторов социально-психологической активности (достижение успеха, стремление к власти, тенденции к аффилиации* (психол., Г. Мюррей)) (Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности Н.П. Фетискина, адаптир.).

Профильный критерий позволяет оценить степень сформированности мотивации к обучению, к аудиторной и самостоятельной работе, практике, выявить ее зависимость от внешних условий (Методика изучения мотивации учения М.И. Лукьянова, Н.В. Калинкина, адаптир.). На основе совокупности показателей каждого критерия были выделены уровни сформированности мотивационного ресурса личности курсантов (высокий, средний, низкий).

Результаты экспериментального исследования. Большинство респондентов продемонстрировали средний уровень развития мотивационного ресурса личности – 42,2 %, высокий уровень был выявлен у 32,6 % испытуемых, низкий – у 25,5 % (подробные результаты представлены в таблице 1). Для курсантов с высоким уровнем характерно значительное преобладание уровня развивающих мотивов над уровнем мотивов поддержания, высокая степень успеваемости, наличие лидерских качеств, устойчивой социальной и личностной позиции, активность в дополнительной внеаудиторной деятельности (спортивной и творческой направленности), а также преобладание прогрессивного мотивационного профиля личности.

В целом полученные результаты позволяют констатировать довольно высокие показатели (особенно в части мотивации к практической реализации будущей профессии), это обусловливает вывод о верно выбранном профессиональном маршруте курсантами, наряду с чем отмечаются более низкие показатели в части мотивации к обучению, реализации процесса получения академических компетенций.

Таблица 1. Результаты диагностики уровней сформированности мотивационного ресурса личности курсантов *

Методики

 Уровни

М1

М2

М3

 Высокий

56 (38,1%)

62 (42,2%)

43 (29,3%)

 Средний

61 (41,5%)

65 (44,2%)

56 (38,1%)

 Низкий

30 (20,4%)

20 (13,6%)

48 (32,6%)

* М1 – «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э. Мильмана;  М2 – «Диагностика мотиваторов социально-психологической активности личности» Н.П. Фетискина (адаптир.); М3 – «Методика изучения мотивации учения» М.И. Лукьянова, Н.В. Калинкина (адаптир.).

При этом следует подчеркнуть неодинаковые показатели в рамках диагностики каждого критерия, которые позволяют выделить особенности мотивационного ресурса личности данной категории респондентов.

Полученные результаты диагностики по структурно-содержательному критерию демонстрируют следующие особенности: респонденты с высоким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности продемонстрировали в большинстве прогрессивный профиль личности – 42,8%, по импульсивному и прогрессивному профилю личности результаты распределились поровну – по 17,9%, наименьшие результаты были зафиксированы по регрессивному и уплощенному профилям – 14,3% и 7,1% соответственно. У респондентов со средним уровнем в большей степени отмечаются как регрессивный (27,9%), так прогрессивный (23%) и импульсивный (21,3%) профили, более низкие проценты по экспрессивному (16,3%) и уплощенному (11,5%) профилям. У курсантов с низким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности наибольший процент варьируется между категориями, относящимися к уплощенному (23,4 %) и регрессивному (30 %) профилю, наименьшие показатели выявлены по импульсивному (20%), прогрессивному (13,3%) и экспрессивному (13,3%) профилям личности. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что у курсантов с высоким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности по структурно-содержательному критерию наиболее ярко выражены творческая активность (нестандартность мышления), социальный статус (престиж выбранной профессии, самореализация), социальная (межличностная) коммуникация, требующими проявление гибкости и оригинальности мышления. Для курсантов с низким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности по структурно-содержательному критерию наиболее значимы жизнеобеспечение, комфорт, удобство, стабильность – ориентация на деятельность согласно «пути наименьшего сопротивления», максимальное нахождение в «зоне комфорта».

Полученные результаты диагностики по процессуальному критерию распределились следующим образом: для респондентов с высоким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности стремление к достижению успеха составило 40,3%, стремление к власти – 33,9%, тенденции к аффилиации – 25,8%; для респондентов со средним уровнем: 35,4%, 30,8%, 33,8% – соответственно; для респондентов с низким уровнем – 40%, 40%, 20% – соответственно. Качественный анализ полученных результатов свидетельствует о том, что для категории испытуемых, демонстрировавших высокий и средний уровни, приоритетом выступает достижение успеха и общественное признание, а наименьшая значимость отводится стремлению к власти. Они стремятся к социальному признанию и одобрению, акцентируя внимание на признании их и их заслуг, уважении к ним, их ценностям, их деятельности. У респондентов с низким уровнем – достижение успеха и стремление к власти занимают приоритетные позиции (это указывает на внутренние личностные особенности, опосредующие приоритеты и целевые ориентиры в направлении внешних составляющих успеха), стремление к аффилиации – снижено.

Анализ результатов диагностики мотивационного ресурса личности по профильному критерию показал, что у респондентов с высоким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности преобладают высокий (46,5%) и средний (34,9%) уровни мотивации к обучению, по низкому уровню – 18,6%. Более низкие показатели отмечены у респондентов со средним (высокий – 17,8%; средний – 53,6%; низкий – 28,6%) и низким уровнями развития мотивационного ресурса личности (высокий – 14,6%, средний – 43,8%, низкий – 41,6%). На основании анализа полученных данных можно заключить, что в целом мотивация к обучению у большинства респондентов сформирована в недостаточной степени, при этом отдельно выделяется именно внешняя мотивация к учебной деятельности. Для испытуемых с высоким уровнем характерно также и наличие внутренних мотивов, способности к целеполаганию, стремления к достижению значительных академических, научных и творческих результатов, личностного смысла учения. У респондентов с низким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности были отмечены слабо выраженные мотивы к обучению в целом, испытуемые не проявляли стойкого интереса к учебной деятельности, некоторые демонстрировали заинтересованность в других смежных направлениях (наука, творчество, хобби), другие – ориентированы лишь на реализацию будущей практической части работы, формализуя академическую часть подготовки. 

Результаты экспериментального исследования позволили нам обоснованно выделить конкретные особенности мотивационного ресурса курсантов, а также определить проблемные области в данном ключе, которые следует учитывать при организации и реализации профессиональной подготовки данной категории обучающихся. Среди основных особенностей мотивационного ресурса личности курсантов, позволяющих наиболее эффективно реализовывать данный ресурс, выступают следующие:

  • наличие прогрессивного мотивационного профиля личности, при котором производственные и развивающие мотивы преобладают над мотивами потребительскими, и который обусловливает необходимый уровень активности при организации и реализации учебной, научной, творческой активности (в т.ч. в рамках профессиональной деятельности). Указанный профиль способствует не только успешности в обучении, но и выступает наиболее подходящим для реализации будущей профессиональной деятельности курсантов, предполагая высокую степень развития социально и профессионально значимых качеств (гибкость, мобильность, нестандартность мышления, оперативность реакции и конструктивность в принятии решений, объективность, высокоморальные качества, и пр.) будущих сотрудников органов правопорядка;
  • наличие стремления к достижению успеха, общественному признанию (аффилиации) внешнего и внутреннего характера, при этом, следует отметить, что чем более активны исходные потребности, тем ярче проявляются стремления. Большую роль здесь играет осознание значимости получаемой профессии наряду с престижем, возможности самореализации (личностной, профессиональной, социальной), актуальности и востребованности профессии на рынке труда (гарантий устойчивости и защищенности), возможностей проявления своего потенциала, получение социального признания и других форм поощрений и пр.;
  • наличие мотивации к обучению, где особенное место отводится стремлению к получению академических знаний, теоретико-прикладного опыта, позволяющих быть профессионально компетентным. И в данном случае, следует понимать, что профессиональная компетентность выступает не только «рычагом» для конкурентоспособности и продвижения по службе, а, прежде всего, нацелена на сохранение жизни и здоровья гражданских лиц, коллег и самого сотрудника полиции в рамках обеспечения правопорядка.

Анализ полученных результатов проведенного теоретико-прикладного исследования позволяет обосновать и подтвердить вышеуказанные особенности, т.к. они являются наиболее выраженными у курсантов с высоким уровнем сформированности мотивационного ресурса личности. Вместе с тем, следует отметить другие особенности, обусловившие недостаточность уровня сформированности исследуемого феномена у категории испытуемых, продемонстрировавших средний и низкий уровни:

  • соотнесенность с регрессивным, импульсивным, экспрессивным, уплощенным мотивационными профилями личности. Специфические особенности проявлений зависели от того, какой конкретно профиль демонстрировали испытуемые, наиболее яркими среди них выступили следующие: преобладание мотивов поддержания над развивающими мотивами (регрессивный), недостаточность сознательного контроля, повышенная эмоциональность, перепады настроения (импульсивный), преобладание мотивов к самоутверждению любыми средствами, гипертрофированное стремление к признанию (экспрессивный), стремление к комфорту и стабильности с учетом минимальной ресурсозатратности, преобладание внешних мотивов, ориентиры на узкие цели, достаточные для жизнеобеспечения (уплощенный);
  • ориентация в большей степени на достижение статуса, предполагающего управление (власть), наличие внешних личностных благ (чаще материальных), наряду с низкими показателями в направлении социального признания. Респонденты отводили ведущее значение престижу профессии, финансовой стабильности, материальных и социальных льгот и поощрений, чем аргументировали свой профессиональный выбор. Наблюдался низкий уровень корреляции между степенью значимости профессии, сопряженной с ней ответственностью, и ее престижем.
  • недостаточный уровень мотивации к обучению. Респонденты, отнесенные к данной категории, чаще всего обнаруживали низкий уровень понимания связей между академическим обучением и прикладным аспектом реализации профессии, уничижая при этом значимость его теоретической части (в т.ч. в рамках изучения дисциплин общенаучной направленности, ведения научно-исследовательской работы), приоритеты принадлежали практикоорентированныму формату обучения.

Обсуждение результатов. В процессе проведения теоретико-экспериментального исследования нами были выявлены и охарактеризованы особенности мотивационного ресурса личности курсантов, основанные на анализе мотивов и мотиваторов (совокупность которых нами рассматривается как структура мотивационного ресурса, детерминирующая процесс овладения профессиональной компетентностью), влияющих на активность и реализацию данного ресурса. Среди наиболее позитивных были отмечены такие, как наличие прогрессивного мотивационного профиля личности, наличие стремления к достижению успеха, общественному признанию (аффилиации), наличие мотивации к обучению; среди сдерживающих – соотнесенность с регрессивным, импульсивным, экспрессивным, уплощенным мотивационными профилями личности, стремление к власти и материальным благам, недостаточный уровень мотивации к обучению.

Выявленные особенности мотивационного ресурса личности курсантов вузов предоставили возможность охарактеризовать мотивацию к получению будущей профессии (в совокупности мотивации к освоению теории и практики обучения, к формированию личностно, профессионально и социально значимых качеств, и пр.), определить позитивные стороны и «проблемные зоны» в данном ключе, учет которых необходим для наиболее эффективной организации и реализации образовательного процесса (конструировании психологического климата, активизации мотивации к профессии, обучению и пр.) для данной категории обучающихся на базе Ставропольского филиала ФГКОУ ВО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». Воспроизводимый характер методики исследования дает возможность для его применения другими вузами, реализующими подготовку сотрудников правоохранительных органов.

Полученные результаты отчасти соотносятся с другими исследованиями в данной области (Д.В. Деулин, Т.В. Мальцева, Ю.Д. Милюкова, И.А. Паршутин, С.Н. Федотов [4], и др.), вместе с тем отличаются уникальностью и новизной, обусловленной территориальными и региональными особенностями эксперимента, а также нетипичными, нестабильными внешними условиями, возникшими вследствие проведения СВО (в частности – потребность в мотивированных, психологически подготовленных, профессионально компетентных кадрах правоохранительных органов, способных нести военную службу на вновь присоединенных к РФ территориях).

Выводы. Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволяет заключить, что в современных условиях профессия сотрудника органов правопорядка не только остается актуальной, но становится все более востребованной, предполагая все большее расширение содержания профессиональной компетентности, ее качественное пополнение. Сложившиеся представления о реализации данной профессии трансформируются, что обусловлено новыми реалиями и потребностями в организации правопорядка на новых территориях, присоединенных к Российской Федерации в результате проведения специальной военной операции. Осознание возросшей значимости выбранной профессии курсантами, ее ценности в современных реалиях – особое направление, на котором акцентируется внимание при организации и реализации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России. Соответственно, ключевая роль, прежде всего, отводится формированию мотивационного ресурса личности, аккумулирующего в себе мотивы и мотиваторы, как «стартового» композита для успешного обучения и реализации будущей профессиональной деятельности. Мотивационный ресурс личности позволяет обеспечивать основные социально-психологические потребности, является сложным, многоуровневым регулятором жизнедеятельности человека, детерминирующим психическое развитие, поведение и деятельность. Все эти направления тесно сопряжены с профессиональной деятельностью сотрудников правопорядка, поэтому любое, даже не значительное на первый взгляд, искажение может привести к угрозе жизни и здоровью (в т.ч. психологическому) граждан, самих сотрудников, их коллег. В связи с чем, нами была поставлена цель – выявить особенности мотивационного ресурса личности курсантов, определив тем самым их влияние на мотивационные проявления и активности. Результаты экспериментального исследования позволили отметить, что наличие прогрессивного мотивационного профиля личности, стремления к достижению успеха и аффилиации, мотивации к обучению – являются специфическими особенностями мотивационного ресурса личности курсантов, наиболее успешных как в части академических, так и в части личностных достижений. Такие особенности, как регрессивный, импульсивный, экспрессивный, уплощенный мотивационные профили, высокие показатели стремления к власти в сочетании с недостаточностью мотивации к обучению были характерны для респондентов с низким уровнем мотивационного ресурса личности, которые демонстрировали сравнительно невысокие результаты в отношении академических успехов, личностной и социальной самореализации и пр.

Таким образом, отметим прямую зависимость между уровнем сформированности мотивационного ресурса личности курсантов и успешностью обучения, реализации себя в будущей профессии, а также их профессионально-личностными и социально значимыми достижениями. На основании выделенных особенностей при организации и реализации образовательного процесса для данной категории обучающихся следует акцентировать внимание на формировании прогрессивного мотивационного профиля личности, развитии стремлений к достижению успеха и аффилиации, мотивации к обучению. Это позволит сгенерировать высокий уровень мотивационного ресурса личности, а, тем самым, повысить эффективность в наработке профессиональной компетентности, расширить ее качественно-содержательные границы, быть конкурентоспособным, востребованным, способным в короткие сроки адаптироваться к меняющимся условиям и максимально эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность вне зависимости от внешних средовых факторов.

Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А., Славская А.Н., Леванова Е.А., Пушкарева Т.В. Теория личности В.Н. Мясищева // Мир образования - образование в мире. - 2018. - № 4 (72). - С. 58-66.

2. Горбач Н.С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы // Молодой ученый. - 2021. - № 3 (345). - С. 42-44. - URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 07.03.2023)

3. Крыжевская Н.Н., Максименко М.В. Формирование профессионально важных качеств в учебном процессе ведомственного вуза // Образование. Наука. Научные кадры. - 2020. - № 4. - С. 302-303. - DOIhttps://doi.org/10.24411/2073-3305-2020-10263.

4. Паршутин И.А., Деулин Д.В. Сравнительный анализ особенностей мотивации обучения студентов и курсантов образовательных организаций системы МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 5. - С. 290-293. - DOIhttps://doi.org/10.24411/2073-0454-2019-10298.

5. Соловьева О.В., Ромаева Н.Б., Сальникова О.Д. Мотивационный ресурс личности как условие развития компетенции самообразования студентов вуза // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 2 (50). - С. 311-324. - DOIhttps://doi.org/10.32744/pse.2021.2.21.

6. Шкляр Т.Л. Мотивация: ракурс из психоанализа // Лидерство и менеджмент. - 2019. - № 3. - С. 335-344. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-rakurs-iz-psihoanaliza (дата обращения: 07.03.2023).

Рецензии
1. Мотивационный ресурс личности курсантов образовательных организаций МВД России Авторы: Лебедев Игорь Борисович


Войти или Создать
* Забыли пароль?