Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Настоящая публикация посвящена анализу и обоснованию вопросов преподавания одного из важнейших разделов курса «Начертательная геометрия» «Геометрические преобразования». На основе критического анализа выдвигаются предложения по совершенствованию методики изложения этого раздела на занятиях и в учебной литературе, а также расширению области применения геометрических преобразований для решения позиционных и метрических задач, моделирования поверхностей, организации научно-исследовательской работы студентов. Предлагается внести ряд значительных поправок в термины и определения, используемые в существующих курсах начертательной геометрии. Делается вывод и вносятся соответствующие предложения о целесообразности согласования преподавания преобразований движения в курсах аналитической и начертательной геометрий. Это обеспечит междисциплинарные связи, позволит студентам убедиться в полезности и целесообразности сочетания аналитических и графических способов решения геометрических задач. Реализация предложений, сформулированных в статье, внесет свой вклад в повышение уровня инженерно- геометрической подготовки и, как следствие, качества подготовки специалистов.
начертательная геометрия, инженерная графика, геометрические преобразования, моделирование поверхностей, позиционные и метрические задачи, научно- исследовательская работа студентов.
Введение. Геометрические преобразования входят в число основных разделов начертательной геометрии и предназначены для упрощения решения позиционных и метрических задач. Они широко используются в инженерной графике при построении основных, дополнительных, местных видов, а также вынесенных сечений. Создание твердотельных моделей в компьютерной графике способом «выдавливания» [1; 5; 13] основано на последовательном выполнении их сечений как метрических, аффинных, проективно зависимых от исходного контура. В связи с этим настоящая публикация посвящена анализу и обоснованию вопросов преподавания одного из важнейших разделов курса «Геометрические преобразования», а именно:
- критическому анализу содержания и методики преподавания этого раздела в существующих учебниках начертательной геометрии;
- предложениям авторов статьи к изложению материала указанной темы с учетом современных требований подготовки инженерных кадров.
1. Асекритова С.В. Специфика разработки конструкторской документации в условиях автоматизации производства // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 3-4. С. 36-39. DOI:https://doi.org/10.12737/2131.
2. Волошинов Д.В. О перспективах развития геометрии и ее инструментария // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 1. С. 15-21. DOI:https://doi.org/10.12737/3844.
3. Вышнепольский В.И., Сальков Н.А. Цели и методы обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 8-9. DOI: 10.12737/ 777.
4. Гордон В.О., Семенцов-Огиевский М.А. Курс начертательной геометрии. М.: Высшая школа, 2000.
5. Гузненков В.Н., Журбенко П.А. Autodesk Inventor 2012. Трехмерное моделирование деталей и создание чертежей. М.: ДМК Пресс, 2012.
6. Жирных Б.Г., Новоселова Л.В. Рабочая тетрадь для записи лекций по начертательной геометрии. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.
7. Иванов Г.С. Компетентностный подход к содержанию курса начертательной геометрии // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 2. С. 3-5. DOI:https://doi.org/10.12737/775.
8. Иванов Г.С. Начертательная геометрия. М.: Изд-во МГУЛ, 2012.
9. Иванов Г.С. Перспективы начертательной геометрии как учебной дисциплины // Геометрия и графика. 2013. Т. 1. № 1. С. 26-27. DOI:https://doi.org/10.12737/467.
10. Иванов Г.С. Теоретические основы начертательной геометрии. М.: Машиностроение, 1998.
11. Игнатьев Е.П. Разработка метода геометрического моделирования технических форм изделий машиностроительного производства. Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск: Томский политехнический университет, 2010. С. 327-329.
12. Клейн Ф. Высшая геометрия. М.: Либроком, 2009.
13. Новожилова С.А., Егорычева Е.В. Информационное обеспечение в современных технологиях обучения графическим дисциплинам // Геометрия и графика. 2014. Т. 1. № 3-4. С. 33-35. DOI:https://doi.org/10.12737/2130.
14. Пятанин П.С., Владимирова В.В. Нелинейные инволюции как базовый способ геометрического моделирования сложных технических форм // Молодежный научно-технический вестник. 2014. № 11. URL: http://sntbul.bmstu.ru/doc/741128.html (дата обращения 25.05.2014).
15. Серегин В.И., Иванов Г.С., Дмитриева И.М., Муравьев К.А. Междисциплинарные связи начертательной геометрии и смежных разделов высшей математики // Геометрия и графика. 2014. Т. 2. № 3-4. С. 8-12. DOI:https://doi.org/10.12737/2124.