сотрудник
Россия
УДК 159.9 Психология
В статье предпринята попытка исследования особенностей проявления профессионального выгорания сотрудников ОВД и факторов, оказывающих влияние на его возникновение и протекание. На основе анализа научных работ по проблеме выгорания, выделены основные направления в изучении данного феномена, а также проблемные вопросы, требующие дальнейшего исследования. Сделаны выводы о необходимости более детального изучения детерминант профессионального выгорания, обусловленных как экстремальными условиями профессиональной деятельности обследуемых, так и их индивидуальными особенностями, связанными с проявлениями нервно-психической устойчивости, адаптационного потенциала и развития типологических характеристик личности. Для проведения исследования подобран и апробирован комплекс диагностических методик, направленный на выявление профвыгорания и описания его симптомов, а также факторов, оказывающих влияние на возникновение/отсутствие выгорания в деятельности сотрудников организации. В качестве респондентов выступили 80 сотрудников органов внутренних дел Главного управления МВД России по Ставропольскому краю. На основе анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных сделаны выводы о связи проявления синдрома профессионального выгорания с индивидуально-типологическими свойствами личности, а также с субъективным восприятием испытуемыми своей профессиональной деятельности как психотравмирующей, связанной как с личными достижениями, так и с возможностями профессионального роста и приводящей к снижению адаптационного потенциала и серьезным личностным изменениям. Полученные в ходе исследования результаты были использованы для построения программы психологических мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального выгорания и повышения адаптационных возможностей сотрудников ОВД.
выгорание, профессиональное выгорание, профессиональная деятельность, редукция личностных достижений, редукция профессиональных обязанностей, индивидуально-типологические характеристики личности, психотравмирующие обстоятельства деятельности
Введение. Сегодня как никогда остро стоит проблема профессионального выгорания. Причем данная проблема актуальна для представителей любых профессий, поскольку сложившиеся на сегодняшний день экономические, политические реалии требуют от человека огромных затрат физических, духовных, моральных сил, а темп жизни таков, что человек не всегда может соответствовать новым требованиям, и это приводит к серьезным последствиям для психического и психологического здоровья личности.
При этом, по мнению некоторых исследователей (Ю.В. Варданян, Н.Е. Водопьянова, О.М. Воробьева, З.К. Давлетбаева, О.П. Глущенко, Е.В. Змановская, В.Е. Орел, Н.В. Петрова, В.Ю. Рыбников, Л.Р. Файзуллина, Т.В. Форманюк и др.), одной из самых сложных и стрессогенных является деятельность сотрудников органов внутренних дел (ОВД). В частности, Е.В. Змановская, Т.В. Мальцева, А.А. Купцов объясняют это тем, что деятельность сотрудников ОВД несет в себе «повышенный риск негативного влияния на субъектов профессионального взаимодействия» [6, с. 221; 7]; В.Л. Марищук и М.А. Евдокимов выделяют социально-бытовые, профессиональные и ситуативные стресс-факторы [9], О.П. Глущенко, Н.В. Петрова, З.К. Давлетбаева, Л.Р. Файзуллина указывают на высокий уровень ответственности, экстремальность и непредсказуемость профессиональной деятельности, чрезмерные психические и физические нагрузки [4, с 245; 5], а В.В. Стеценко обращает внимание на «конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба», «виктимологические аспекты службы и особенности, связанные с действием фактора опасности» [8, с 105]. Эти и многие другие факторы, по мнению исследователей, оказывают негативное влияние на психологическое состояние сотрудников ОВД и способствуют развитию профессионального выгорания, а также лежат в основе последующей профессиональной деформации личности.
Все это делает проблему изучения профессионального выгорания актуальной не только в теоретическом, но и в практическом плане, поскольку знание специфики возникновения, проявления и развития профессионального выгорания у сотрудников ОВД может стать основой для проведения психопрофилактической работы по снижению дезадаптивных форм поведения и повышению психологического благополучия и психологического здоровья личности, разработки психологических технологий/методов по нивелированию его негативных последствий.
Рассматривая проблему профессионального выгорания, следует отметить, что в науке нет однозначного понимания данного феномена: его рассматривают как один из механизмов психологической защиты (В.В. Бойко), как профессиональную девиацию (Г.И. Колесникова, А.Б. Котова, И.А. Петрулевич), личностную деформацию (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк), психофизиологический феномен (В.Е. Орел, К. Маслач), функциональный стереотип или стереотип профессионального поведения, профессиональный кризис (К. Маслач), феномен конструктивно-деструктивных тенденций профессионального становления личности (Ю.П. Поваренков; Е.П. Кораблина). Кроме того, отсутствует и терминологическая однозначность: в работах разных авторов используются такие понятия, как «эмоциональное сгорание» (Т.В. Форманюк, Е.В. Юдина), «эмоциональное выгорание» (М.В. Агапова, В.В. Бойко, О.П. Глущенко, О.В. Крапивина, Н.В. Петрова, С.В. Умняшкина и др.), «перегорание» (Г.А. Зарипова), «психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел, А.Б. Серебрякова) и «профессиональное выгорание» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, А.Д. Наследов) [2].
Под выгоранием в науке чаще всего понимают «реакцию организма, возникающую вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности» [7, с. 75]. При этом под профессиональным выгоранием мы, вслед за Н.Е. Водопьяновой, будем понимать «системное качество субъекта труда, которое проявляется в негативных психических состояниях, процессах, отношениях и диспозиционных установках по отношению к себе, субъектам и объектам деятельности, в деформации профессиональной направленности в виде смыслового отчуждения и ресурсо-разрушающих копинг-стратегий» [3, с. 5].
На сегодняшний день проделана серьезная и глубокая работа по изучению разных аспектов профессионального выгорания: выделены и описаны признаки/симптомы выгорания (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, К. Маслач и др.), факторы, оказывающие влияние на его возникновение (К. Маслач, Н.Е. Водопьянова, В.М. Дружинин, В.И. Ковалев, Л.Ф. Колесников, Л.Н. Корнеева, В.Е. Орел, Е.С. Старченкова и др.), динамика развития (Н.Ю. Андреева) и последствия профвыгорания (К. Кондо, Л.Н. Корнеева). Проявления профессионального стресса и его влияние на эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию сотрудников ОВД отражены в работах Т.В. Мальцевой, А.А. Купцова, Г.И. Уразаевой, В.Е. Шохина и др.
При этом, как считает Н.Ю. Андреева, «профессиональное выгорание имеет специфическую динамику, связанную с профессиональным развитием и нормативными кризисами развития личности, на разных этапах которых «обогащается» деструктивными новообразованиями» [1, с.24].
Исследователи и практики обращают внимание на важность изучения факторов, провоцирующих развитие выгорания субъектов профессиональной деятельности. К их числу относят: субъективные и объективные (М.В. Борисова); личностные, ролевые и организационные (К. Кондо, Т.В. Форманюк, Ковалев В.И., В.М. Дружинин, Колесников Л.Ф., Корнеева Л.Н., .В. Кондратьев, В. Реньге); индивидуальные и организационные (В.Е. Орел); социально-экономические, социально-психологические и индивидуально-психологические (Т.В. Зайчикова, Т.В. Решетова); ситуационные, личностные (К. Маслач, С.Е. Джексон) факторы. Кроме того в качестве факторов называют особенности группы и групповое давление (М.В. Гурьева), а также специфику профессиональной деятельности (В.В. Бойко).
Для нас в рамках нашего исследования наиболее важными являются два основных фактора – специфика профессиональной деятельности и индивидуально-личностные особенности как предикторы профессионального выгорания. Еще в работах Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева. Е.А. Климова, К.А. Абульхановой-Славской и др. были поставлены проблемы взаимосвязи профдеятельности и человека как субъекта трудовой деятельности, профессии и сознания и самосознания личности, профессиональной деятельности и адаптационного потенциала личности.
В ходе исследования мы исходили из предположения о том, что существует связь между профессиональным выгоранием, субъективным восприятием профессиональной деятельности как психотравмирующей и индивидуально-типологическими особенностями личности.
Исследование было проведено на базе Главного управления МВД России по Ставропольскому краю. В нём приняли участие 80 сотрудников органов внутренних дел.
Методика исследования. Для проведения исследования был использован комплекс методик: «Методика диагностики уровня профессионального выгорания» автор В.В. Бойко (с её помощью были выделены и описаны фазы выгорания и основные симптомы); «Опросник на определение уровня психического выгорания» (MBI) авторы К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой (позволил выделить степень выраженности профессионального выгорания у сотрудников разных подразделений); анкета «Прогноз-2» автор В.Ю. Рыбников для определения уровня нервно-психической устойчивости, отдельных признаков личностных нарушений использовались и опросник «Нервно-психическая неустойчивость – акцентуация» авторы К.Н. Поляков и А.Н. Глушко; для оценки адаптационных возможностей личностей с учётом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщённые особенности нервно-психологического и социального развития, был применен многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», разработанный А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным; для определения ведущей тенденции в структуре личности, выявления индивидуально-типологических особенности личности – «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик.
Результаты эксперимента и их обсуждение. Анализ полученных нами эмпирических данных по методикам, направленным на выявление степени эмоционального/профессионального выгорания, позволил выделить три группы испытуемых (см. рис. 1) – первая группа – высокий уровень профессионального выгорания (32% опрошенных), вторая – средний (38%) и третья – низкий уровень профессионального выгорания (30%).
Рисунок 1. Результаты обследования по методике MBI
Для испытуемых первой группы, в отличие от остальных, характерно снижение профессиональной мотивации, высокий уровень психоэмоционального истощения, что приводит к недооценке себя и своей профессиональной компетентности, повышению негативной оценки своих служебных обязанностей, уменьшению ответственности, увеличению дистанции во взаимодействии с коллегами, и как результат – к психическому выгоранию (сравните: индекс «психического выгорания» в группах76,2/49,62/15,77 баллов соответственно).
Именно в данной группе все три фазы развития стресса – истощение, резистенция и напряжение – являются сформированными, однако наиболее выражена фаза напряжения (см. рис. 2).
Рисунок 2. Фазы развития стресса в группах испытуемых
При этом в группе испытуемых со средним уровнем проявления профессионального выгорания эти три фазы развития стресса находятся в стадии формирования. Причем наибольшее значение получили фазы резистенции и напряжения. В третьей группе фаза резистенции также оказалась в стадии формирования. Таким образом, можно предположить, что для всех испытуемых характерно стремление снизить давление внешних обстоятельств на эмоциональную сферу, чтобы защитить психику от разрушения.
Более детальный анализ фаз развития синдрома выгорания показал, что испытуемые с выраженным синдромом профессионального выгорания стремятся не проявлять эмоции в профессиональной деятельности, что влечет за собой психосоматические нарушения, связанные с ухудшением состояния физического и психического здоровья личности (см. рис. 3).
Рисунок 3. Выраженность симптомов в фазе истощения
При этом именно у испытуемых первой группы доминирует состояние безысходности, связанное с осознанием психотравматичности профессиональной деятельности и отсутствии ресурсов для изменения сложившейся ситуации (см. рис. 4).
Рисунок 4. Выраженность симптомов в фазе напряжения
Кроме того, для них характерна повышенная тревожность; не исключена возможность возникновения депрессивных состояний, обусловленных содержанием экстремальных условий профессиональной деятельности и приводящих к усилению степени неудовлетворенности собой, своими достижениями.
Однако неудовлетворенность собой как симптом проявляется и у испытуемых других групп, правда находится на стадии формирования. Возможно, его наличие обусловлено особенностями формирования и проявления эмоциональной сферы личности сотрудников: и в фазе истощения, и в фазе резистенции в данных группах выделены симптомы, связанные с эмоциональными особенностями – симптомы «эмоциональной отстраненности» и «расширения экономии эмоций», свидетельствующие о наличии эмоционального выгорания, что может быть показателем начальной стадии профессиональной деформации личности. С другой стороны, особенности профессиональной деятельности наших испытуемых таковы, что требуют умения контролировать проявление своих эмоций. Тем не менее, с психологической точки зрения, блокирование эмоциональных проявлений, распространение эмоциональной отстраненности с профессиональной сферы на личную приводит к искажению восприятия себя и окружающих, к выбору неконструктивных способов межличностного взаимодействия и усилению неудовлетворенности личности собой и своим окружением.
В фазе резистенции (см. рис. 5) в первой группе проявились все четыре симптома, связанные с диссонансом в сфере эмоциональных проявлений – несоответствие эмоциональных реакций конкретной ситуации профессионального/личного взаимодействия, что, в свою очередь, приводит к снижению активности в сфере выполнения профессиональных обязанностей, связанных со значительными эмоциональными затратами.
Рисунок 5. Выраженность симптомов в фазе резистенции
Результаты, полученные по методикам, направленным на выявление индивидуально-типологических и профессиональных особенностей личности, показали, что испытуемые первой группы склонны к нервно-психическим срывам при значительных физических и эмоциональных нагрузках, могут неадекватно воспринимать ситуацию, у них низкий уровень поведенческой регуляции (см. рис. 6). Они испытывают сложности во взаимодействии с другими, могут проявлять агрессию, не всегда четко понимают свое место и роль в коллективе, что может приводить к конфликтам.
Рисунок 6. Результаты исследования, полученные по опроснику «Адаптивность»
В отличие от респондентов первой группы испытуемые третьей группы (низкий уровень профвыгорания) характеризуются умением адекватно оценивать обстановку, легко входить в новый коллектив, обладают высокой нервно-психической устойчивостью (сравните: 2,5/5,1/8,05).
Несмотря на то, что уровень развития моральных качеств в данной группе является средним (5.35 баллов по шкале), тем не менее, он отличается от результатов, полученных по данной шкале у испытуемых первой и второй группы (3.38/4.2), что может свидетельствовать об адекватной оценке своей роли в коллективе и более успешной социализации.
Результаты, полученные по данной методике, подтвердили, что для испытуемых первой группы, в отличие от других, характерны эмоциональная холодность и отстраненность в отношения. Кроме того, им свойственны повышенная тревожность, сниженный уровень самоконтроля, пониженная самооценка, недовольство собой. При этом они могут проявлять упрямство, склонны к агрессивным реакциям, соперничеству, что может приводить к затруднениям в общении, нарушениям дисциплинарных и моральных норм поведения в профессиональной деятельности (см. рис. 7).
Рисунок 7. Результаты обследования по методике
«Нервно-психическая неустойчивость – акцентуация»
Однако стоит отметить тот факт, что эмоциональная холодность и отчужденность, поверхностное сопереживание характерно и для испытуемых двух других групп (шкала шизофрении: 9,08/7,5/6,45 баллов соответственно). Мы склонны считать, что в этом, скорее всего, проявляются особенности профессиональной деятельности обследуемых.
При изучении индивидуально-типологических особенностей испытуемых первой группы были выявлены высокие показатели по шкалам «агрессивность», «ригидность», «тревожность» (см. рис. 8). Такое сочетание шкал может свидетельствовать о том, что в данной группе проявляются такие особенности поведения, как склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, конфликтное поведение, стремление к лидерству и независимости, эгоцентризм. У них преобладают тревожно-мнительные черты характера.
Рисунок 8. Результаты обследования по методике
«Индивидуально-типологический опросник» Л. Собчик
В отличие от первой группы для испытуемых третьей группы характерны стремление к активной самореализации, отстаиванию своих интересов, самостоятельности в принятии решений, предприимчивости. Для них важно занять лидерскую позицию в группе, проявляя высокий уровень социальной активности.
Результаты корреляционного анализа (частично) приведены в таблице.
Таблица. – Результаты корреляции эмпирических данных
Шкалы |
Редукция личностных достижений |
Редукция профессиональных обязанностей |
Эмоциональное истощение |
0,59 (*) |
|
Деперсонализация |
0,28 (**) |
0,28 (**) |
Эмоциональный дефицит |
-0,34 (**) |
|
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
-0,31 (**) |
|
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
|
-0,28 (**) |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
|
0,57 (*) |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
|
0,41 (*) |
Расширение сферы экономии эмоций |
|
0,64 (*) |
Фаза резистенции |
-0,28 (**) |
0,86 (*) |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
0,48 (*) |
0,46 (*) |
Неудовлетворенность собой |
0,46 (*) |
-0,39 (*) |
«Загнанность в клетку» |
0,46 (*) |
-0,45 (*) |
Тревога и депрессия |
0,45 (*) |
-0.37 (*) |
Фаза напряжения |
0,49 (*) |
-0,44 (*) |
Личностный адаптационный потенциал |
-0,36 (*) |
|
Агрессивность |
0,47 (*) |
|
Тревожность |
|
0,35 (**) |
* Корреляционные связи значимы при r £ 0,05
** Корреляционные связи значимы при r £ 0,01
В результате проведённого нами сравнительного анализа результатов исследования было выявлено, что испытуемые всех трёх групп имеют явные отличия в сфере проявления и развития синдрома профессионального выгорания, индивидуально-типологических свойств личности, влияющих на становление и проявление профессионального взаимодействия и имеющих важное значение в плане профессиональной деструкции.
Выводы.
Было установлено, что редукция личных достижений может приводить к эмоциональному истощению, деперсонализации, неудовлетворенности собой, ощущению бессилия, усилению тревоги, депрессивным состояниям и появлению агрессивных форм реагирования на ситуации. Редукция профессиональных обязанностей связана с такими проявлениями личности, как деперсонализация, неадекватность и избирательность эмоциональных реакций, экономией эмоций, тревожностью. При этом профессиональное выгорание в большей степени обусловлено осознанием прихотравмирующих факторов профессиональной деятельности, связанных с личными достижениями и возможностями профессионального роста. В результате неудовлетворения потребности в достижениях, самореализации происходит профессиональная деформация, приводящая к снижению активности и продуктивности сотрудников и эмоционально-нравственной дезориентации.
Были выделены отличия в индивидуально-типологических особенностях сотрудников с разным уровнем проявления синдрома профвыгорания: если для сотрудников с выраженным проявлением симптома профессионального выгорания характерны низкий уровень самоконтроля, высокое чувство соперничества, повышенная возбудимость, высокий уровень ригидности в сочетание с агрессивностью, тревожностью и спонтанностью, приводящими к проявлению оборонительно-агрессивной реакции у субъектов, к непредсказуемости эмоциональных паттернов, то для сотрудников с низким уровнем редукции свойственны высокая внешняя реактивность и низкая интрапсихическая активность, ведущие к адекватному восприятию действительности; повышенная лабильность нервных процессов, проявляющаяся в высокой активности; низкий уровень ригидности и тревожности, выражающийся в самостоятельности и ответственности в принятии решений; таких субъектов отличает стремление к соблюдению общепринятых норм поведения.
Исследование показало, что уровень профессионального выгорания зависит от степени выраженности нервно-психического состояния: чем выше уровень проявления личностной/профессиональной редукции, тем ниже нервно-психическая устойчивость сотрудников, что отражается в отсутствии адекватной оценки своих профессиональных и личностных особенностей, склонности к нервно-психическим срывам, неадекватном поведении в стрессовых ситуациях, в выборе неадекватных способов взаимодействия в коллективе.
Полученные в ходе исследования результаты легли в основу создания и проведения психологических мероприятий, направленных на снижение уровня профессионального выгорания, повышения адаптационных возможностей личности сотрудников ОВД.
1. Андреева Н.Ю. Дисгармоничная эго-идентичность как системообразующий фактор профессионального выгорания// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Выпуск 4(9). - 2011. - С. 21-28.
2. Богатырёв С.В. Современные зарубежные и отечественные исследования эмоционального выгорания и стресса у сотрудников полиции // Сетевое издание «Академическая мысль». - 2020. - № 4 (13). - С. 106-109.
3. Водопьянова Н.Е. Ресурсное обеспечение противодействия профессиональному выгоранию субъектов труда (на примере специалистов «субъект-субъектных» профессий): автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук 19.00.03/ Водопьянова Наталия Евгеньевна. - Санкт-Петербург, 2014. - 49 с.
4. Глущенко О.П., Петрова Н.В. Эмоциональное выгорание как детерминанта посттравматических стрессовых расстройств у сотрудников полиции// Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 3 (33). - С. 244-247.
5. Давлетбаева З.К, Файзуллина Л.Р. Профессиональная деформация личности: социально-психологический анализ // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2015. - Т. 17. - №1(4). - С. 886-890.
6. Змановская Е.В. Девиантное поведение личности и группы / Е.В. Змановская, В.Ю. Рыбников. - СПб: Питер, 2010. - 352 с.
7. Мальцева Т.В., Купцов А.А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и синдрома эмоционального выгорания у сотрудников полиции // Психопе¬дагогика в правоохранительных органах. - 2019. - Т. 24. - № 1(76). - С. 74-79. DOI: 10. 24411/1999-6241-2019-11011
8. Стеценко В.В. Психологические особенности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел: рефлексивный аспект // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2016. - № 1. - С. 104-107.
9. Табурца В. А. Стресс в служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 13. - С. 3126-3130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/85626.htm