Рассмотрены опыт и система работы с преподавателями на кафедре «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства на основе исследования состава и содержания деятельности молодых преподавателей. Разработаны предложения по повышению эффективности подготовки молодых преподавателей к научной и педагогической деятельности.
высшее учебное заведение, аспирантура, подготовка научно-педагогических кадров, преподаватель вуза, научный руководитель аспирантов, научная деятельность, педагогическая деятельность
Об эффективности подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении свидетельствует, главным образом, процент защит диссертаций. Усилия аспирантов и их научных руководителей концентрируются, в основном, на реализации исследовательского компонента образовательной программы аспирантуры в ущерб образовательному. Педагогико-психологической подготовке молодых преподавателей зачастую уделяется недостаточно внимания [15].
Целью нашего исследования является изучение практики подготовки научно-педагогических кадров на кафедре высшего учебного заведения в контексте опыта регионального вуза.
Задачами этого исследования являются рассмотрение организационно-методических вопросов подготовки студентов к научно-исследовательской и педагогической деятельности; изучение организации научно-исследовательской деятельности аспирантов кафедры и представления ее результатов; исследование опыта подготовки аспирантов кафедры к преподавательской деятельности, подготовки и повышения квалификации молодых преподавателей кафедры в целом.
1. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности. Учебник / Резник С.Д. 4-изд., перераб. М.: ИНФРА-М, 2015.
2. Березовская Е.А., Крюков С.В. Привлечение и сохранение молодых преподавателей в системе высшего образования // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 117-122.
3. Джевицкая Е.С. Практика оценки сформированности компетенций студентов в российских высших учебных заведениях // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/02/47077.
4. Джевицкая Е.С. Оценка сформированности компетенций студентов в процессе изучения финансовых дисциплин // Гуманитарные научные исследования. 2015, № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/02/9815.
5. Дремова Н.Б., Конопля А.И. Формирование педагогического мастерства преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 127-132.
6. Еженедельник аспиранта. М.: ИНФРА-М, 2015.
7. Еженедельник преподавателя вуза. М.: ИНФРА-М, 2015.
8. Инновационная образовательная программа «Комплексная система непрерывной практической подготовки студентов к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики»: Инновационный образовательный проект «Институт студенческих лидеров». Пенза: ПГУАС, 2014.
9. Красинская Л.Ф. Преподаватель высшей школы: каким ему быть? (Размышления о социальных ожиданиях и профессиональных реализациях) // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 37-46.
10. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: технологии организации деятельности: Учеб. пособие / под общ. ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2009.
11. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. (Высшее образование).
12. Резник С.Д. Как защитить свою диссертацию: Практическое пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011.
13. Резник С.Д. Научное руководство аспирантами. Практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2012.
14. Резник С.Д., Васин С.М., Сазыкина О.А. Формирование, обучение и развитие управленческого персонала высшего учебного заведения в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. С.Д. Резника. Пенза: ПГАСА, 2002.
15. Резник С.Д., Джевицкая Е.С., Чаусова Ю.С. Система и механизмы управления конкурентоспособностью высшего учебного заведения. Пенза: ПГУАС, 2009.
16. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. О повышении роли и механизмах подготовки научно-педагогических кадров в высшем учебном заведении // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 12-1 (40). С. 125-135.
17. Резник С.Д., Джевицкая Е.С. Опыт отбора и продвижения научно-педагогических кадров в вузе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12-3 (44). С. 93-101.
18. Резник С.Д., Мосичева И.А., Джевицкая Е.С. Управление подготовкой и повышением квалификации научно-педагогических кадров в вузе. Практическое пособие. Пенза: ПГУАС, 2010.
19. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Новые приоритеты деятельности и моделирование качеств руководящих кадров высших учебных заведений // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 6. С. 57-61.
20. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2012.