УДК 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В представленной статье актуализируются проблемы совершенствования процесса профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на работу в качестве участковых уполномоченных. Предметом данного исследования является анализ возможностей реализации ситуации критической самооценки в процессе профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу, в качестве участковых уполномоченных. Цель исследования направлена на выявление проблемных факторов, препятствующих процессу дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на работу, в качестве участковых уполномоченных, и поиск возможностей их преодоления с использованием метода критической самооценки на примере Барнаульского юридического института МВД РФ. Ведущей методологической основой данной работы выступила теория и технология мотивационного программно-целевого подхода. В качестве методов, используемых для достижения поставленной цели, выступили методы анализа теоретических источников по изучаемой проблематике, опрос и анализ и количественная интерпретация результатов практической деятельности. Респондентами в данном исследовании выступили 89 участковых уполномоченных, проходивших первоначальную профессиональную подготовку на базе (БЮИ) на протяжении шести месяцев 2022 года. Результаты работы. Проведённое исследование позволило определить преобладающий внутриличностный, мотивационный характер препятствующих факторов и обусловило выбор адекватного инструмента их преодоления. Таким инструментом в данной работе выступает метод создания ситуации критической самооценки с учётом специфики категории обучающихся и сферы их деятельности, позволяющий осуществить коррекционное психологическое воздействие на личность посредством обращения к внутриличностным механизмам самоуправления своего поведения. Подавляющее большинство слушателей отметили, что в результате самоанализа и последующей работы, смогли осознать имеющиеся трудности и определить дальнейшую линию своего поведения, понизить или повысить уровень притязаний, концентрируясь на поставленных задачах, а не на прошлом негативном опыте. Данные результаты позволяют сделать вывод о результативности проведённой деятельности. Новизна исследования может заключаться в том, что впервые ситуация критической самооценки была использована в качестве инструмента преодоления мотивационных проблем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на службу, в качестве участкового уполномоченного. Выводы. Полученные предварительные результаты наталкивают на вывод о необходимости продолжения начатого исследования, что предполагает её дальнейшее развитие с технологической и содержательной стороны, а также расширение состава групп сотрудников органов внутренних дел, учитывая особенности и специфику прохождения службы для каждой из категорий.
профессиональная подготовка, сотрудники органов внутренних дел, проблемы мотивации к обучению, ситуация критической самооценки; участковые уполномоченные
Введение. Возрастание глобальных угроз и опасности в современном обществе актуализируют вопросы непрерывного совершенствования профессиональной подготовки специалистов, от уровня профессиональной компетентности которых, во многом зависит безопасность всех граждан, проживающих на территории российского государства.
Речь идёт, в первую очередь, о такой категории сотрудников органов внутренних дел, как участковые уполномоченные, которым чаще всего приходится взаимодействовать с населением, решая вопросы, обеспечения защиты интересов и прав граждан, нередко первыми вступая в столкновение с различными криминальными и асоциальными элементами.
Успешность реализации многочисленных задач и обязанностей, возлагаемых на участковых уполномоченных, во многом будет зависеть от уровня их изначальной профессиональной и мотивационной готовности к выполнению своей социально-значимой миссии.
Кроме того, на сегодняшний день, высока актуальность изучения вопросов, связанных с развитием навыков критического самоанализа у современного человека. Дело в том, что только образованная, думающая личность, обладающая умениями и навыками критической самооценки, способна противостоять манипуляционным, психологическим воздействиям со стороны средств массовой информации, включая глобальную информационную сеть, и самостоятельно вырабатывать корректный ответ в форме адекватных действий и поступков.
Именно критический взгляд современного человека не только на окружающую действительность, но и на самого себя, даёт возможность сориентироваться в стремительно меняющемся мире, логически грамотно интерпретировать происходящие события, осуществлять оценку различных мнений и точек зрения, выбирать правильную установку для построения дальнейшей траектории собственного поведения. [2]
Применительно к процессу профессиональной подготовки слушателей юридического вуза – будущих защитников отечественного правопорядка данное обстоятельство обретает особое значение. Их способность к критической самооценке и самоанализу выступает не просто пожеланием, а профессиональной необходимостью и, можно сказать, атрибутом современного российского полицейского.
Актуальность реализации данного вопроса также обусловлена важностью корректного выполнения положений приказа МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 “Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации”, где подчёркивается необходимость и значимость обретения комплекса компетенций, позволяющих выполнять свои служебные обязанности на высоком уровне, учитывая современные требования [1].
Исходя из актуальности затрагиваемого вопроса, была сформулирована научная проблема исследования, которая заключается в определении возможностей для преодоления мотивационных проблем профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на работу, в качестве участкового уполномоченного, с использованием ситуации критической самооценки, в образовательной среде Барнаульского юридического института МВД России.
Постановка проблемы исследования предопределила цель предстоящей деятельности, которая направлена на выявление проблемных факторов, препятствующих процессу дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, впервые принятых на работу, в качестве участковых уполномоченных, и поиск возможностей их преодоления с использованием метода критической самооценки на примере Барнаульского юридического института МВД РФ.
В качестве методов, используемых для достижения поставленной цели, выступили методы анализа теоретических источников по изучаемой проблематике, опрос и анализ и количественная интерпретация результатов практической деятельности.
Степень разработанности проблемы. Современная наука накопила солидный багаж как теоретических, так и практических наработок, посвящённый самым различным аспектам деятельности в области профессионального обучения, включая и сферу подготовки в системе органов внутренних дел.
В частности, проблемам подготовки сотрудников органов внутренних дел, свои труды посвящали Александрова Д. А., Будило И. В., Горбатенко Г. В.,Ежевского Д. О., Ефимкина С. В., Жевлаковича С. С., Закатова В. В., Колонтаевской И. Ф.,Марданова Д. Р. и др.
В контексте реализуемого исследования также следует назвать труды, в которых раскрываются вопросы, касающиеся изучения личностных качеств критического самоанализа, и в целом критического мышления: Б.В. Зейгарник, С.К.Король, Б.М. Теплов, Д. Халперн и др. вопросы, рассматривающие проблемы формирования критического мышления и самооценки: А.В. Т.Ю. Копылова, И.Я. Лернер, А.И. Липкина, Н.А. Менчинская, Л.А. Рыбак, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Ж. Пиаже, Д.И. Фельдштейн, В. Штерн Л. И. Божович и др.
Несомненный интерес вызывают труды И.К. Шалаева, посвящённые вопросам реализации ситуации критической самооценки и самоанализа в практике управления образовательным процессом в целом, в управлении личностью и коллективом.
Однако, несмотря на имеющийся научно-теоретический и практический потенциал, до сих пор вопросы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД, посредством обращения к мотивационным механизмам самоанализа, остаются открытыми, что и предопределило необходимость проведения данного исследования.
Полученные результаты. Реализацией задач обеспечения требуемой профессиональной готовности сотрудников, впервые принятых на работу в качестве участковых уполномоченных, в Барнаульском юридическом институте (БЮИ) давно и успешно занимается факультет первоначальной подготовки.
С целью более корректного определения мер, направленных на дальнейшее совершенствование образовательной деятельности, изначально был организован опрос 89 участковых уполномоченных, проходивших первоначальную профессиональную подготовку на базе (БЮИ) на протяжении шести месяцев 2022 года.
Основной целью проводимого опроса являлось выявление тех проблем, которые можно назвать препятствующими факторами на пути обеспечения желаемых результатов в обучении слушателей.
Анализ ответов, со стороны опрошенных участковых уполномоченных, впервые принятых на работу, позволил обозначить проблему, которая, вероятно, является наиболее распространённой на всех ступенях системы непрерывного образования – проблема недостаточной учебной мотивации у слушателей и конкретизировать возможные причины сложившейся ситуации:
- изначально скептическое отношение к обучению;
- неадекватная самооценка;
- непонимание значения, которые несёт в себе профессиональная подготовка;
- нежелание тратить дополнительные усилия во время учёбы;
- неумение эффективно организовать свой учебный день;
- прежний неудачный опыт обучения, сформировавший ложный оценочный стереотип у слушателя;
- ценностные ориентации личности, которые отводят процессам профессиональной подготовки не очень высокое место в «рейтинге» социально и личностно значимых жизненных приоритетов и т.д.
Также необходимо отметить комплекс причин, высказанных участниками проводимого исследования, которые указывают на наличие у начинающих сотрудников отдельных внутриличностных конфликтов.
Думается, что выявленные психологические проблемы, возможно, стали следствием тех препятствующих факторов, личностного плана, которые были названы выше.
В частности, среди 72% наиболее распространённых видов внутриличностных конфликтов, у начинающих участковых уполномоченных, можно было назвать адаптационный и ролевой конфликты.
В 29% столкнувшись с серьёзными воздействиями со стороны окружающей среды и профессиональными требованиями, сотрудник не всегда способен выполнить их на том высоком уровне, который требуется, что иногда вызывает внутренние противоречия.
Ролевой конфликт (43%), по высказываниям подавляющего большинства опрошенных, появляется в результате выполнения нескольких социальных ролей: сотрудника полиции, супруга (супруги), сына (дочери), родителя и т.д. и неспособность соответствовать ожиданиям всех, с кем связано выполнение данных ролей, либо различия в понимании содержания каждой выполняемой полицейским роли вызывает негативные эмоциональные состояния, свойственные внутриличностному конфликту.
Далее, по частоте встречающихся внутриличностных конфликтов можно отметить мотивационный конфликт (18%) и конфликт неадекватной самооценки (10%).
В своей деятельности сотрудник нередко сталкивается с ситуациями выбора: между желанием достичь профессиональных успехов и стремлением оставаться в относительной зоне «комфорта», но не удовлетворить свои профессиональные и личностные устремления и т.д.
Конфликты неадекватной самооценки, судя по полученным результатам, чаще возникают, как ответ на возникшее противоречие между завышенной (заниженной) самооценкой, что приводит к переоценке либо недооценке своих возможностей.
Размышления о возможных способах преодоления выявленных препятствующих факторов, подводят к адекватным инструментам потенциальной коррекции поведения личности.
Среди таких инструментов, на наш взгляд, находится ситуация критической самооценки.
Выбор данного метода в качестве адекватного средства преодоления вскрытых мотивационных проблем профессиональной подготовки участковых уполномоченных, был сделан не случайно.
Такое решение явилось результатом следующих размышлений:
- большинство выявленных проблем носят психологический характер и связаны с эмоционально-волевой, мотивационной и эмоционально-оценочной составляющей внутриличностных характеристик;
- проведённый опрос и непосредственные беседы со слушателями позволили констатировать достаточно высокое значение в структуре их ценностей самооценку и самоуважение, как показатели внутренней гармонии своей личности;
- проводимый самоанализ и определённая самооценка может быть рассмотрена не только как самостоятельный компонент в структуре личности, но и как средство самокоррекции поведения и всех поступков человека;
- самоанализ способен оказывать влияние на уровень мотивации к профессиональной деятельности, содействуя, таким образом, повышению результативности любой деятельности;
- осуществлённый на объективной основе, самоанализ способен привести к успеху и самореализации;
- самоанализ и сформированная на его основе объективная самооценка – явления динамические, способные изменяться и вместе с собой – изменять своего носителя.
Всё вышесказанное обуславливает выбор метода критической самооценки в качестве основного в представленном исследовании.
Анализируя сущностные аспекты исследуемой дефиниции, мы первоначально обратились к работам известных отечественных учёных Б.Г.Ананьева, А.Н. Леонтьева, В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна и др., изучавшим проблематику психологии личности. [4].
В частности, А.Н.Леонтьеву принадлежит высказывание по вопросу значения самооценки и самопознания в структуре личности «...самооценка выступает у индивида в роли мотива, побуждает соответствовать уровню его ожиданий, а также требований окружающих и уровню собственных притязаний. Самооценка характеризуется как основа процесса совершенствования личности, показатель уровня его развития» [3]
В зарубежной науке также много внимания уделялось проблематике самопознания и самосознания. Так, например, в рамках известной гуманистической психологии, наиболее известными представителями которой являются А.Маслоу и К.Роджерс, Р.Бернс широкую популярность получила «Я - концепция», связанная с вопросами самоактуализации, самопознания и самооценки, а также деятельность С.Л. Рубинштейна, посвящённая исследованию психологии личности. [5]
В рамках проводимого исследования, за методологическую основу реализации поставленной цели были взяты работы отечественного учёного И.К. Шалаева, автора теории мотивационного программно-целевого управления (МПЦУ).
Данная управленческая концепция многократно проявила себя как эффективный инструмент управления образовательными процессами, включающий мотивационные механизмы. И особо важно выделить в системе МПЦУ, метод, названный ситуацией критической самооценки (СКС), в рамках которого осуществляется реализация социально-психологических условий, которые позволяют каждому участнику ситуации взглянуть на себя со стороны, анализируя свои сильные и слабые стороны, на фоне социально и личностно значимых характеристик выполняемой деятельности.[1, с.71]
Реализация метода критического самоанализа (самооценки) проводилась с учетом специфики учебных групп в системе образования взрослых, а именно:
- акцент в обучении ставился на прикладном характере обучения;
- актуализация выбора содержания и средств обучения (важность скорейшего применения получаемых знаний);
- опора на имеющийся положительный практический опыт деятельности (социальный и профессиональный) слушателей;
- индивидуальный подход с учётом личностных особенностей слушателей;
- приоритет выбора – активные (интерактивные) формы и методы обучения, предоставляющие возможность раскрыть имеющийся личностный и профессиональный потенциал и т.д.
В соответствии с идеей, заложенной в концепции МПЦУ, на первом этапе профессионально подготовки, была реализована мотивационная (психологическая) готовность к достижению поставленной цели. В качестве такой цели, в данном случае, вступило качественное и в полном объёме овладение профессиональными компетенциями в области изучаемого модуля. Тема образовательного модуля была посвящена морально-психологической подготовке сотрудников ОВД.
От успеха на первом, мотивационном этапе, во многом зависит успешность всего процесса обучения.
На данном этапе и был использован инструмент создания ситуации критического самоанализа посредством следующих приёмов:
- подготовки и обсуждения нормы-образца поведения и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел (своеобразного эталона деятельности);
- своеобразной расстановки «психологических зеркал», в которых каждый может увидеть себя со своими достоинствами и недостатками (с учётом соблюдения норм профессиональной этики). Например, моральное поощрение и положительная публичная оценка всех имеющихся достижений у каждого, создание ситуации «успеха», с возможностью увидеть свои достижения на фоне всего коллектива;
- актуальное сравнение результатов выполняемых задач в динамике имеющихся изменений;
- проведение взаимного анализа выполненных слушателями работ и постановка оценок;
- приглашение для участия в совместном проведении занятия компетентного практика и заинтересованное обсуждение слагаемых успешного профессионала и т.д.
На втором этапе осуществляется процесс обучения в соответствии с поставленными учебными целями и теми особенностями профессиональной подготовки, которые были уже названы выше.
Завершающий (третий) этап профессиональной подготовки включает в себя также элемент самоанализа, связанный с ответом на следующие возможные варианты вопросов:
- во время курса профессиональной подготовки я научился (лась)...
- меня заставило задуматься...
- я понял (а), что смогу теперь...
- моё удивление вызвало...
- теперь мне хочется...
- меня огорчило...
- особо трудно было...
- для работы мне особенно важно применять... и т.д.
Обсуждение результатов. Проведя сравнительный анализ полученных ответов слушателей группы, которая выступала в качестве контрольной и экспериментальной одновременно, по завершению процесса обучения, приходим к выводу об изменении в динамике и характере результатов.
В частности, 92% слушателей высказались о необходимости прохождения морально-психологической подготовки участковым уполномоченным; 82% отметили, что в результате самоанализа и последующей работы, смогли осознать имеющиеся трудности и определить дальнейшую линию своего поведения, понизить или повысить уровень притязаний, концентрируясь на поставленных задачах, а не на прошлом негативном опыте. Данные результаты позволяют сделать вывод о результативности проведённой деятельности.
Выводы. Подводя итог проделанной работе, необходимо отметить, что данное исследование является только началом предстоящего большого поискового пути.
Осознание сложности и многогранности тех вопросов, с которыми ежедневно сталкиваются наши коллеги, участковые уполномоченные органов внутренних дел, побуждают продолжать работу, дополняя её технологически и содержательно, а также расширяя состав групп сотрудников органов внутренних дел, учитывая особенности и специфику прохождения службы для каждой из категорий.
[1] Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 “Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации” [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-MVD-Rossii-ot-31.03.2015-N-385/ (Дата обращения 18.01.2023)
1. История региональной научной школы управления образованием: Коллективная монография / под ред. И.К. Шалаева.- Барнаул: АлтГПА, 2010.- 327 с.
2. Квашко Л.П., Буркова И.Н., Савельева Е.В.Способы повышения эффективности обучения на лекции в вузе//Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №1, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-povysheniya-effektivnosti-obucheniya-na-lektsii-v-vuze/viewer (дата обращения 11.01.23)
3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. [Электронный ресурс]. Режим электронного доступа: http://www.psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/index.html (дата обращения 12.01.23)
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л.Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2018.- 713 с.
5. Сокольская М. В., Коростелева И. К. Формирование Я-концепции личности профессионала в процессе учебно-профессиональной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 121-128. DOI: https://doi.org/10.21603/2078-8975-2018-3-121-128 (дата обращения 12.01.23)