Красноярск, Красноярский край, Россия
Изначально концепция «мягкого права», ее разработка, накопление эмпирического материала, обобщение и анализ осуществлялись в рамках науки международного права. Переломный момент заключается в том, что проблематика «мягкого права» с определенного времени уже не ограничивается международно-правовым уровнем. Мягко-правовая концепция начинает активно использоваться при характеристике многочисленных внутригосударственных актов, которые формально не вписываются в систему традиционных источников права, но имеют важное значение для правотворчества и правоприменения.
«жесткое право», «мягкое право», правотворчество
Анализ отечественных и зарубежных источников показывает: единой и общепринятой дефиниции «мягкого права» сегодня не существует. «Хотя термин “мягкое право” был введен в правовой лексикон по крайней мере с 1970-х годов, — пишут Эндрю Гузман и Тимоти Мейер, — до сих пор нет консенсуса в вопросе о его значениях и его роли в международной правовой системе… Любое обсуждение “мягкого права” должно начинаться с признания того, что согласованное определение этого термина отсутствует. Фактически нельзя говорить о том, что существует одна-единственная “истинная” дефиниция “мягкого права”» [3, p. 1, 4]. Уместно привести суждение Кристин Чинкин, одного из первых исследователей «мягкого права»: «Существует слишком широкое разнообразие инструментов так называемого “мягкого права”, что делает любой общий термин для его определения вводящим в заблуждение упрощением» [1, p. 850].
Если обобщить международно-правовые позиции по рассматриваемой проблематике, то «мягкое право» можно определить как совокупность формализованных общих положений (норм, принципов, критериев, стандартов), которые не имеют юридически обязательного характера, не обеспечены официальными санкциями и соблюдаются добровольно в силу авторитетности их создателей, заинтересованности адресатов и целенаправленного социального «давления», которое оказывает на потенциальных (и фактических) нарушителей соответствующее сообщество.
1. Chinkin C.M. The Challenge of Soft Law: Development and Change in International Law // International and Comparative Law Quarterly. 1989. Vol. 38. № 4. Р. 850-866.
2. Gersen J.E., Posner E.A. Soft Law: Lessons from Congressional Practice // Stanford law review. 2008. Vol. 61. № 3. Р. 573-627.
3. Guzman A.T., Meyer T.L. Soft Law. The Research Handbook on the Economics of Public International Law / ed. by E. Kontorovich // Elgar Publishing. 2014; UGA Legal Studies Research Paper. № 2014-17. URL: http://ssrn.com/abstract=2437956.
4. Tollenaar A. Soft Law and Policy Rules in the Netherlands. Federal Law Review, 2011. URL: http://ssrn.com/abstract=1904427.
5. Weeks G. The Use and Enforcement of Soft Law by Australian Public Authorities // Federal Law Review, Forthcoming. 2014. Vol. 42. № 1.
6. Zaring D. Best Practices // New York University Law Review. 2006. Vol. 81. № 1. Р. 307-313.
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 5 июня 1996 г. № 7 (ред. от 22.06.2012) «Об утверждении Регламента арбитражных судов» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 11.
8. Статья 1 Кодекса судейской этики: утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012 // Бюллетень актов по судебной системе. 2013. № 2.