Россия
В статье рассматривается релевантность трёхчастной модели социального устройства к русской национальной идеологии; обозначаются начала этой «социальной идеи» на фоне обзора истории филологии, психологии, социологии и национализма в европейской и отечественной социогуманитарной области знания; выделяются философские, богословские и компаративистские предпосылки социальной идеи; отмечается период становления науки о национализме как в европейской научной мысли, так и в русской научной журналистике; упоминается статус национальной идеологии в социологической иерархии идеологий; сопоставляются концепты «гений нации» и «гений общества».
национальная идея, социология идеологии, социальная идея, «Филологические записки», гений нации, гений общества, история науки
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. - М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. - 288 с.
2. Анисимов Е. Требуются опричники? // Комсомольская правда, 12.08.2005. - С. 9.
3. Атнашев Т., Велижев М. Кембриджская школа. «Context is king»: Джон Покок - историк политических языков // НЛО, 2015. - №134 - С. 21-44.
4. Бергер П.Л. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива // Пер. с англ. О.А. Оберемко; под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 168 с.
5. Бёрк П. Язык и идентичность в Италии начала Нового времени / Идеология языка // Пер. с англ. Е. Островской и Ю. Кагарлицкого // НЛО, 1999. - №2. - С. 5-25.
6. Васильев А.В. «Письма для поощрения гуманности» и понятие «дух времени» у И.Г. Гердера // Молодой ученый, 2010. - № 11 (22). - Т. 2. - С. 43-45.
7. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 2021. - 352 с.
8. Веблен Т. Теория праздного класса. - М.: «Прогресс», 1984. - 194.
9. Гейзе К. Система языкознания (школа Гегеля и Боппа) // Филологические записки, 1864. - В.2. - С. 123-187.
10. Гирц К. Идеология как культурная система // Интерпретация культур / Пер. с англ. - М.: 2004. - С. 250.
11. Горшков М.К. Социология в России: становление и развитие // Гуманитарий Юга России, 2017. - № 1. - С. 13-26.
12. Гуревич А.Я. Труд - проклятие или спасение? / Категории средневековой культуры. - М., 1984. - С. 268-281.
13. Делягин М. К глобализации не готовы // Новые известия, 28.08.2003. - С. 1.
14. Добровский В.М. Зачатки прикладного языкознания как науки о национализме : введение. Проект. - Воронеж, 1889. - 48 с.
15. Дюби Ж. Трехчастная модель, или представления средневекового общества о самом себе // Пер. с фр. Ю.А. Гинзбург. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 320 с.
16. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. - М.: Наука, 1986. - 234 с.
17. Ерусалимский К.Ю. Понятия «народ», «Росиа», «русская земля» и социальные дискурсы Московской Руси конца XV-XVII в. // Религиозные и этнические традиции в формировании национальных идентичностей в Европе (Средние века - Новое время). - М.: Индрик, 2008. - С. 137-170.
18. Кареев Н.И. Расы и национальности с психологической точки зрения // Филологические записки, 1876. - В.2. - С. 1-24.
19. Книга закона Ману (Mânava-Dharma-Çâstra) / Пер. Н.И. Кареева // Филологические записки, 1874. - В.3-4. - С.1-22.
20. Козлов С.Л. «Гений языка» и «гений нации»: две категории XVII-XVIII веков // НЛО, 1999. - № 2 (36). - С. 56-82.
21. Котляревский А.А. Сравнительное языкознание // Филологические записки, 1862. - В. 4-5. - С. 75-113.
22. Кузнецов В.Н. Социология идеологии. - М.,2009. - С. 220.
23. Кузнецов В.Н. Феномен идеологии / Идеология и российская идентичность // Общество и право, 2006. - С. 15.
24. Лазарев А.И. Межславянский язык как инструмент устойчивого развития славянского мира // По следам живого слова. Научно-педагогическое наследие «Филологических записок» в современном контексте. - Воронеж: Изд.-полигр. центр «Научная книга», 2022. - С. 72-77.
25. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М., 1996. - С. 240.
26. Лисовская Г.В. Возникновение и развитие идеи национального государства в политической философии Нового времени // Северо-Кавказский юридический вестник, 2011. - № 3. - С. 27-31.
27. Лучицкая С.И. Рыцарство / Словарь средневековой культуры // Под ред. А.Я. Гуревича. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. - С. 431-437.
28. Непогодин А. Как национализм меняет мир и почему России нужна национальная идея? / интервью М.В. Ремизова // Лента.ру, 21.11.2022 / (https://lenta.ru/articles/2022/11/21/remizov/ (Дата посещения: 22.11.2022).
29. НИОР РГБ. Ф. 304.I. Д. 794. Л. 338-338 об.
30. Памятники отреченной русской литературы / Собр. и изд. Н. Тихонравовым. - М., 1863. - Т. 2. - С. 451.
31. Платон. Государство // Пер. [с древнегреч.] А.Н. Егунова. - М., 2012. - 415 с.
32. Ротунда Р. Символы в политике и законодательстве / Словесная политика: либерализм как слово и символ // http://libertynews.ru/node/982 (Дата посещения: 05.16.2009).
33. Стефанович П.С. Бояре, отроки, дружины: военно-политическая элита Руси в X-XI веках. - М., 2012. - С. 559.
34. Трубецкой Н.С. Европа и человечество. - София : Российско-болгарское книгоизд-во, 1920. - 82 с.
35. Трубецкой Н.С. Религии Индии и Христианство // Литературная учеба. Ноябрь-декабрь, 1991. - С. 131-144.
36. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии. - М., 1998. - С. 12-13.
37. Уколова В.И. У истоков пацифизма / Пацифизм в истории. Идеи и движения мира // Институт всеобщей истории РАН, 1997. - С. 25.
38. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / Собрание сочинение. - М., 1948. - Т. 2. - С.169-176.
39. Шугаев Г. Философы обсудили российскую идеологию / Лента.ру, 02.06.2022 // https://lenta.ru/news/ 2022/06/02 / idea/ (Дата посещения: 22. 11. 2022).
40. Элиаде М. Трехсоставная индоевропейская идеология / История веры и религиозных идей. - М., 2002. - Т.1. - С. 178-182.
41. Эспань М. Межкультурная история филологии // НЛО, 2006. - № 82. - С. 13-31.
42. Эфендиев А.Г. Идеология в современном обществе // Общая социология: Учебное пособие. - М., 2000. - С. 385.
43. Култыгин В.П. Предыстория социологии и теоретико-методологические предпосылки её становления // Социология: Учебник / Под общ. ред. В.Э. Байкова. - М., 2004. - С. 15.
44. Осипов Г.В. Российская социология в XXI веке // Социологические исследования, 2004. - No 3. - С. 3-14.
45. Доманов О.A. Понятие контекста в контекстуализме Марка Бивира // Сибирский философский журнал, 2019. - Т. 17. - № 2. - С. 99-114.
46. Фомин С. (Воронежский митрополит Сергий) «Не покориться духу времени». - Воронеж, 2014. - 320 с.
47. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / Пер. с англ. О.А. Оберемко; под общей редакцией и с предисловием Г.С. Батыгина. - М., 2001. - 264 с.
48. Цит. по Дюби Ж.: «Речь епископов - политическая, она призывает реформировать социальные отношения. Это проект общества. В каролингской традиции епископат - это естественный производитель идеологии» [15].
49. Цит. по Дюби Ж.: «Письменные свидетельства - наш единственный материал. И довольно ущербный. Как только выходишь за пределы настоящего, обнаруживается, что огромная часть написанного безвозвратно утрачена; а то, что осталось, принадлежит почти исключительно к письму торжественному. Официальному» [15].
50. Цит. по Стефанович П.С.: «Например, в одном из постановлений Стоглавого собора (1551 г.) пересказывается некое толкование на 23-е правило VI-го Вселенского собора, и говорится о доходах духовенства в сравнении со светским обществом:…вси бо дают, и богатии, и убозии, и нищия, своего ради спасения, священнии же и пищу, и прочая потребы от сих себе имеют, якоже и земледелатели от плода вкушают труда своего и якоже воини воинствующеи оброки своими довлеются…». «Священнии», «земледелатели» и «воини» здесь прямо соответствуют oratores, laboratores, bellatores» [33].
51. Eagleton Т. Ideology. Аn introduction. - L., 1996. - Р. 35.
52. Dem «Geist der Welt» widerstehen: «Eines ist sicher: Je stärker sich jemand vom Geist der Welt beeinflussen lässt, desto mehr wird er wie Satan werden» // JW.org (https://www.jw.org/de/bibliothek/zeitschriften/w20080915/ Dem-Geist-der-Welt-widerstehen/ (Дата посещения: 22.02.2022).
53. de Méseray F. Histoire de France depuis Faramond jusqu’au règne de Louis le Juste. - T. II. - P., 1646. - P. 39.