ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОМПЬЮТЕР В ФИЗИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предложена программа элективного курса «Компьютер в физическом эксперименте». В курсе планируется проектная деятельность учащихся по исследованию физических явлений с использованием компьютера в качестве основного измерительного прибора. Учащиеся освоят технологию изготовления электронного прибора, компьютерное осциллографирование физических процессов, исследуют движение тел методом компьютерного стробоскопирования, научатся измерять малые промежутки времени и небольшие изменения температуры, изучат импульсный метод измерения скорости звука. Все проекты носят исследовательский характер, направлены на формирование мотивации к изучению физики и способствуют интеллектуальному развитию школьников. Последовательное выполнение предлагаемых исследовательских проектов способствует формированию и развитию у учащихся экспериментальных умений в области натурного компьютерного эксперимента. Проверка предлагаемого элективного курса в школьных условиях подтвердила его доступность учащимся и целесообразность проведения этого курса в старшей школе.

Ключевые слова:
элективный курс, проектная деятельность, учебный проект, натурный компьютерный эксперимент, учебный прибор, экспериментальные умения.
Текст

Элективный курс «Компьютер в физическом эксперименте» предназначен для учащихся 10-х или 11-х классов, желающих выполнять проектные исследования по физике, и рассчитан на 34 часа учебных занятий. Курс состоит из введения, шести модулей и заключения. Модули содержат учебные темы, каждая из которых составляет содержание одного исследовательского проекта, связанного с выполнением натурного компьютерного эксперимента. Элективный курс тесно связан с вопросами школьного курса физики и предполагает изучение физических явлений и процессов с помощью физического эксперимента на базе персонального компьютера. Это позволяет расширить кругозор учащихся в области современной электроники и компьютерной техники.

При изучении элективного курса уча щиеся осваивают чтение принципиальных схем электронных устройств, составление монтажных схем, компьютерную разработку монтажных плат, монтаж электронных приборов пайкой, подключение собранного прибора к персональному компьютеру, современное программное обеспечение для учебного физического эксперимента. Используя изготовленные приборы и установки, школьники учатся выполнять натурные компьютерные опыты, получать экспериментальные результаты и делать выводы. В основу рассматриваемого элективного курса положена описанная в работах [2, 5] методика организации аудиторной работы учащихся, в процессе которой они изготавливают учебные электронные приборы. Детальные рекомендации по содержанию такой работы, методике ее организации и по подготовке к ней интеллектуальных и материально-технических ресурсов даны в монографии [8]. При разработке содержания модулей курса использовались приборы и учебные эксперименты, разработанные на кафедре физики и дидактики физики Глазовского государственного пединститута [1, 3, 4, 6, 7, 9, 10]. Задачи курса тесно связаны с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования [11].

Список литературы

1. Вараксина Е.И. Базовые умения натурного компьютерного эксперимента / Е.И. Вараксина, И.М. Гуляев // Физика в школе и вузе: Международный сборник научных статей. - Вып. 14. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - С. 20-23.

2. Вараксина Е.И. Исследование процесса организации проектной деятельности школьников, связанной с выполнением натурного компьютерного эксперимента / Е.И. Вараксина, В.В. Майер // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 5-2. - С. 33-38.

3. Вараксина Е.И. Натурный компьютерный эксперимент: учебно-исследовательские проекты: Учебное пособие / Е.И. Вараксина, В.В. Майер. - Глазов: ГГПИ, 2013. - 76 с.

4. Вараксина Е.И. Оценка готовности выпускников педагогического вуза к организации проектной деятельности по физике в массовой школе / Е.И. Вараксина, И.М. Гуляев // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 8. - Часть 2. - С. 444-448.

5. Вараксина Е.И. Совершенствование методики формирования основной компетенции будущих учителей физики / Е.И. Вараксина // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 11. - Часть 6. - С. 1356-1359.

6. Вараксина Е.И. Формирование умений компьютерного исследования механических колебаний: Учебное пособие / Е.И. Вараксина, А.С. Рудин. - Глазов: ГГПИ, ООО «Глазовская типография», 2012. - 64 с.

7. Майер В.В. Импульсный метод измерения скорости звука / В.В. Майер, Е.И. Вараксина // Потенциал. - 2014. - № 11. - С. 65-74.

8. Майер В.В. Образовательные ресурсы проектной деятельности школьников по физике: Монография / В.В. Майер, Е.И. Вараксина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. - 228 с.

9. Майер В.В. Свободное падение: натурный эксперимент и компьютерная модель / В.В. Майер, Е.И. Вараксина // Потенциал. - 2014. - № 1. - С. 56-65.

10. Майер В.В. Совершенствование учебных опытов в проектной деятельности школьников / В.В. Майер, Е.И. Вараксина, И.М. Гуляев // Физика в школе. - 2014. - № 8. - С. 13-21.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 01.07.2015).

Войти или Создать
* Забыли пароль?