с 01.01.2020 по настоящее время
Тула, Тульская область, Россия
ВАК 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
ВАК 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
ВАК 12.00.10 Международное право; Европейское право
ВАК 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
ВАК 12.00.14 Административное право; административный процесс
УДК 342 Государственное право. Конституционное право. Административное право
ГРНТИ 10.00 ГОСУДАРСТВО И ПРАВО. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ГРНТИ 10.17 Административное право
ГРНТИ 10.07 Теория государства и права
ОКСО 40.03.01 Юриспруденция
ББК 67401 Административное право
ББК 60 Общественные науки в целом
BISAC LAW001000 Administrative Law & Regulatory Practice
Предметом исследования в настоящей статье выступают особенности и закономерности обеспечения качества образования в национальных исследовательских университетах, а также роль правового регулирования в обеспечении формирования системы управления качеством образования в национальных исследовательских университетах. Цель исследования состоит в рассмотрении закономерностей обеспечения качества образования в национальных исследовательских университетах, а также роли правового регулирования в обеспечении формирования системы управления качеством образования в национальных исследовательских университетах. К числу методов исследования, которые использовались в настоящем исследовании можно отнести: функциональный анализ, факторный анализ, системный анализ. При этом системный анализ использовался для анализа системы управления качеством в национальных исследовательских университетах, функциональный анализ использовался для анализа функционирования систем управления качеством образования в национальных исследовательских университетах. Факторный анализ использовался для анализа факторов, влияющих на функционирование системы управления качеством образования в национальных исследовательских университетах. В ходе исследования было установлено, что некоторые национальные исследовательские университеты при переходе на собственные стандарты в области высшего образования не озаботились о необходимости внедрения у себя эффективно действующей системы управления качеством образования, а восприняли право обучать студентов по собственным стандартам, как возможности творить то, что хотим в области высшего образования, что естественно не способствует повышению качества образования и может нарушать права студентов. Для предотвращения подобного рода вещей предлагается разработать концепцию юридического образования в России, в том числе эффективно действующие механизмы проверки качества юридического образования, которая организуется профессиональными ассоциациями в той или иной области профессиональной деятельности, а также предложены пути совершенствования правового регулирования общественных отношений в области качества юридического образования.
качество, образование, правовое регулирование, системы управления, национальные исследовательские университеты, концепция юридического образования, правовое регулирование
Одной из актуальных проблем, стоящих перед российской системой высшего образования, является проблема обеспечения его качества. Об этой проблеме написано немало работ [1] [2] [3] [4] [5] и другие. В указанных работах рассматриваются особенности формирования системы управления качеством высшего образования.
Так в работе [1] система обеспечения качества образования рассматривается как многоуровневая система, которая включает в себя следующие уровни: «федеральный, который представлен в виде федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также процессов лицензирования и аккредитации образовательной деятельности, контроля и надзора за осуществлением образовательной деятельности, а также государственных органов, которые осуществляют данные процессы [1, c. 12], вузовский уровень, который включает в себя системы менеджмента качества (СМК), самообследования и информационную открытость образовательной организации [1, c.12], общественный уровень, который включает в себя профессиональные стандарты, процессы общественной и общественно – профессиональной аккредитации образовательной деятельности, независимые аккредитационные агентства, а также репутационная оценка организаций, осуществляющих независимую аккредитацию, включая рейтинги данных организаций [1, c.12], международный уровень, который включает в себя международную аккредитацию образовательных программ, международные требования к образовательным программам, рейтинги и репутация международных агентств в области аккредитации образовательных программ» [1, c.12]
В работе [2] главным условием обеспечения качества образования является «повышение заработной платы преподавателей и пересмотр базовых ценностей университетов» [2, c. 316]. В работе [3] главными составляющими системы управления качеством высшего образования являются следующие составляющие требования, предъявляемые к студентам и преподавателям, и контроль за соблюдением этих требований [3, c. 208]. В работе [4] отмечается, что главными факторами, влияющими на качество высшего образования, являются: «практикоориентированность, повышение субъектности участников образовательного процесса, развитие форм образовательной деятельности, учет специфики вуза [4, c.15-16]. В работе [5] выделены следующие критерии обеспечения качества высшего образования в соответствии с Вашингтонским соглашением [5, c. К числу таких критериев можно отнести: цели, содержание программы, студенты, профессорско- преподавательский состав, подготовка к профессиональной деятельности, материально – техническая база, информационное обеспечение, финансовое обеспечение, выпускники [5, c, 21-24]. Анализ различных точек зрения, представленных в литературе показывает, что система обеспечения качества образования это достаточно сложная социально – правовая система, включающая в себя различные уровни и компоненты, в том числе такие как институциональные компоненты (органы и организации, деятельность которых направлена на обеспечение качества высшего образования, различные нормы и правила, регулирующие общественные отношения в сфере обеспечения качества высшего образования; процессы, направленные на обеспечение качества высшего образования, особенности правосознания и правовой культуры участников общественных отношений в области качества высшего образования» [6, c. 35-36]
Возникает, однако, вопрос, что представляет собой качество высшего образования. Согласно Федеральному закону об образовании: «качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [7]
Однако, согласно пункту 10 статьи 11 Федерального закона об образовании, организациям, имеющим статус федерального университета или национального исследовательского университета дано право обучать студентов по собственным образовательным стандартам [7]. При этом «требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов» [7].
Теперь посмотрим, как это реализуется в действительности на примере подготовки юристов в национальном исследовательском университете Высшая школа экономики», а также в других федеральных университетах.
Особенности подготовки юристов в национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики»
Анализ действующего образовательного стандарта НИУ ВШЭ в области юриспруденции показывает, что, к сожалению, его требования ниже, чем требования ФГОС по соответствующему направлению подготовки [8]. Это выражается, в частности, в том, что профессиональная составляющая юридического образования в НИУ ВШЭ составляет всего лишь 191 зачетную единицу, тогда как согласно действующему ФГОС по направлению подготовки «Юриспруденция» объем дисциплин должен составлять не менее 200 зачетных единиц [9]. Кроме того, студенты этого вуза не изучают в обязательном порядке такие дисциплины как «Экологическое право», Криминалистика», «Криминология» [9] [11].
Некоторые авторы из данного вуза полагают вообще резко сократить количество обязательных изучаемых дисциплин, ограничившихся изучением таких юридических дисциплин как: «конституционное, гражданское, уголовное право, гражданский и уголовный процесс» [10, с.44]. При этом мотивация в качестве резкого сокращения обязательных юридических дисциплин – это отсутствие хороших учебников по данным дисциплинам и отсутствие хороших преподавателей [10, c. 44-45]. Однако, по нашему мнению, с этим можно согласиться только отчасти. Дело все в том, что отсутствие хороших преподавателей в области юриспруденции должно побудить общественность и прежде всего национальные исследовательские университеты озаботится подготовкой преподавателей в области юриспруденции, способных преподавать юридические дисциплины на высоком уровне, а также методистов, способных создавать качественные образовательные стандарты в области юриспруденции, а также образовательные программы в области юриспруденции.
Далее рассмотрим особенности подготовки юристов в других федеральных и национальных исследовательских университетах.
Особенности подготовки юристов в Томском национальном исследовательском университете и других федеральных и национальных исследовательских университетах.
В Томском национальном исследовательском университете по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» действует образовательный стандарт, разработанный и утверждённый Ученым Советом Томского национального исследовательского университета [13]. В части общей трудоемкости дисциплин и перечня обязательных юридических дисциплин он, на наш взгляд полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту по соответствующему направлению подготовки [13, c. 12-13]. Аналогичная ситуация касается и некоторых других федеральных и национальных исследовательских университетов [15] [16]. Но отсутствие контрольного механизма проверки соответствия образовательных стандартов образовательных организаций требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, в контексте требований пункта 10 статьи 11 Федерального закона об образовании, а также отсутствие примерного перечня дисциплин, при помощи которых формируются те или иные компетенции и индикаторы их достижения в стандартах отсутствуют, что не позволяет, по нашему мнению обеспечить единство образовательного пространства, как то требует Федеральный закон об образовании [7]
Все это заставляет задумается о необходимости разработки новой концепции юридического образования в России в 21 веке. Данная концепция, по нашему мнению, должна включать в себя:
1. Основные цели высшего юридического образования (для чего и зачем мы учим юристов);
2. основные проблемы, стоящие перед высшим юридическим образованием, которые препятствуют достижению целей высшего юридического образования;
3. основные задачи высшего юридического образования, то есть те проблемы, которые необходимо решить для достижения целей высшего юридического образования
3. основные результаты высшего юридического образования, представленные в виде компетенций, знаний, умений и навыков;
4. основные показатели достижения компетенций, знаний, умений и навыков;
5. перечень дисциплин и практик иных учебных элементов, которые способствуют формированию компетенций, знаний, умений и навыков;
6. критерии оценивания сформированности компетенций, знаний, умений и навыков;
7. перечень возможных ресурсов, которые необходимы для достижения целей, задач, и планируемых результатов освоения образовательных программ в области юриспруденции;
8. обеспечение фундаментальности и вариативности юридического образования;
9. возможные негативные факторы, препятствующие получению юридического образования и пути их поколения;
10. возможные механизмы контроля качества высшего юридического образования, в том числе в федеральных и национальных исследовательских университетах.
Данная концепция на наш взгляд должна выполнять следующие функции.
1. Функцию моделирования процессов получения юридического образования, ибо на основе данной концепции вузами должны формироваться модели получения студентами юридического образования.
2. Функцию ориентирования – данная концепция юридического образования должна ориентировать субъектов образовательного процесса относительно требований, предъявляемых к высшему юридическому образованию.
На основе данной концепции должны разрабатываться соответствующие федеральные государственные образовательные стандарты и образовательные стандарты вузов, которым предоставлено такое право, образовательные программы и их основные составляющие, в том числе такие как учебные планы, рабочие программы дисциплин, практик, итоговой аттестации, оценочные средства и другие материалы образовательной программы.
По нашему мнению, концепция должна выступать в форме того ядра, вокруг которого вращаются все остальные документы и материалы образовательной программы.
Подобного рода концепция высшего юридического образования России должна формироваться Ассоциацией юристов России с привлечением ведущих ученых и практических работников, в том числе профессорско – преподавательского состава вузов.
В заключение данной статьи, хотелось бы остановиться на негативных факторах, препятствующих разработке подобного рода концепций и путях преодоления их негативного влияния.
По нашему мнению, к числу таких негативных факторов можно отнести:
1. Непонимание субъектами образовательного процесса целей и задач юридического образования. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо четко сформулировать и понятно изложить в соответствующих нормативных документах цели и задачи юридического образования и довести их до сведения всех участников образовательного процесса.
2. Непонимание субъектами образовательного процесса какими должны быть результаты высшего юридического образования, представленные в виде компетенций, знаний, умений и навыков. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо четко сформулировать и понятно изложить результаты высшего юридического образования, представленные в виде компетенций, знаний, умений и навыков в соответствующих документах.
3. Непонимание субъектами образовательного процесса каковы основные показатели и критерии оценивания основных результатов юридического образования. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо четко сформулировать и понятно изложить основные показатели и критерии оценивания результатов высшего юридического образования в соответствующих документах.
4. Непонимание субъектами образовательного процесса при помощи каких дисциплин, практик и иных учебных элементов могут быть сформированы результаты высшего юридического образования, представленные в виде компетенций, знаний, умений и навыков. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо четко сформулировать и понятно изложить в соответствующих документах перечни дисциплин, практик и иных учебных элементов, при помощи которых могут быть сформированы результаты высшего юридического образования, представленные в виде компетенций, знаний, умений и навыков.
5. Непонимание субъектами образовательного процесса каковы должны быть критерии оценивания сформированности компетенций, знаний, умений и навыков. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо четко сформулировать и понятно изложить в соответствующих документах критерии оценивания сформированности компетенций, знаний, умений и навыков.
6. Отсутствие надлежащих механизмов обеспечения фундаментальности высшего образования. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо четко сформулировать и понятно изложить в соответствующих документах в чем заключается фундаментальность высшего юридического образования, которая по нашему мнению состоит в знании и понимании студентами юристами закономерностей осуществления тех или иных видов юридической деятельности, а также функционирования правовых систем их компонентов и элементов, а также в умении осуществлять защиту прав и законных интересов субъектов права.
7. Отсутствие надлежащих механизмов контроля качества высшего юридического образования в федеральных и национальных исследовательских университетах. Для преодоления негативного влияния данного фактора необходимо разработать и четко закрепить механизмы контроля качества юридического образования в том числе в федеральных и национальных исследовательских университетах, в том числе посредством проведения независимой экспертизы качества юридического образования в федеральных и национальных исследовательских университетах, по итогам которой Министерство образования принимает родно из двух решений: о продолжении разрешения федеральным и национальным исследовательским университетам продолжать обучение студентов юристов по собственным стандартам, об отказе в разрешении разрешения федеральным и национальным исследовательским университетам продолжать обучение студентов юристов по собственным стандартам, в связи с нарушением ими требований пункта 10 статьи 11 Федерального закона об образовании. Указанное положение необходимо закрепить в статье 11 Федерального закона об образовании.
Также представляется необходимым пункт 3 статьи 11 Федерального закона об образовании изложить в следующей редакции.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:
А) целям и задачам образования;
Б) основным результатам образования;
В) основным показателям достижения результатов образования;
Г) перечням дисциплин, практик иных учебных элементов, которые способствуют формированию результатов образования;
Д) критериям оценивания сформированности у обучающихся основных результатов образования
Е) ресурсам (информационным, материально техническим, кадровым) которые необходимы для достижения целей и задач и получению необходимых результатов образования;
Ж) к механизмам контроля качества образования
Представляется, что подобного рода механизм законодательного регулирования будет способствовать повышению качества высшего юридического образования благодаря прозрачной и понятной системе обеспечения качества высшего в том числе юридического образования.
Таковы на наш взгляд особенности и проблемы обеспечения качества высшего в том числе юридического образования и возможные пути их решения.
1. Алексанков А.М., Магер В.Е., Черненькая Л.В., Черненький А.В. Обеспечение качества высшего образования // Открытое образование. 2016. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-kachestva-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2023).
2. Шевелева Людмила Ивановна Анализ условий обеспечения качества высшего образования // Вологдинские чтения. 2012. №80. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-usloviy-obespecheniya-kachestva-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2023).
3. Кощеева Надежда Анатольевна Основные направления обеспечения качества высшего образования // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2011. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-obespecheniya-kachestva-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2023).
4. Давидович Ница, Демьянов Евгений Игоревич, Лобова Елена Владимировна, Прямикова Елена Викторовна Стратегии вузов в обеспечении качества высшего образования // Педагогическое образование в России. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-vuzov-v-obespechenii-kachestva-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2023).
5. Похолков Ю., Чучалин А., Могильницкий С., Боев Б. Обеспечение и оценка качества высшего образования // Высшее образование в России. 2004. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-i-otsenka-kachestva-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 10.03.2023).
6. Осипов М.Ю. Системы в праве и правовые процессы: монография. - М.: РИОР, 2019. - 274 с.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)//CПС КонсультантПлюс
8. Образовательный стандарт уровень высшего образования - бакалавриат. Утвержден Ученым советом НИУ ВШЭ. Протокол от 29.11.2019 № 15 В редакции 22 ноября 2021 г.1 В редакции 17 декабря 2021 г.2 В редакции 30 ноября 2022 г. М: НИУ ВШЭ, 2019 URL https://www.hse.ru/data/2022/12/22/1719581540/%D0%9E%D0%A1%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%2019%20%D1%80%D0%B5%D0%B4%2022.pdf (дата обращения 10.03.2023)
9. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1011 (ред. от 19.07.2022)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2020 N 59673)//CПС КонсультантПлюс
10. Ильин А.В. Высшее юридическое образование в России: что мы должны делать и на что мы можем надеяться? // Закон. 2019. N 9. С. 39 - 52.
11. Образовательный стандарт федерального государственного Автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «высшая школа экономики». Утвержден Учёным советом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Протокол от 26.12.2014 № 10 М. НИУ ВШЭ 2014 г URL https://www.hse.ru/data/2019/12/23/1525025597/1_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA14%20%D0%9E%D0%A1_%D0%AD%D0%A6%D0%9F.pdf (дата обращения 10.03.2023)
12. Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 N 1511 (ред. от 11.01.2018) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2016 N 45038)//СПС КонсультантПлюс
13. Образовательный стандарт Томского национального исследовательского университета по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». Утвержден Ученым советом НИ ТГУ протокол № 06 от 30.06.2021 г. Томск 2021 URL https://www.tsu.ru/upload/uf/e96/h8p6gtogdv495t52zvz25khbnyurs7dw/40.03.01_YUrisprudentsiya_OS.pdf (дата обращения 10.03.2023)
14. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция. Форма обучения (очная). Томск 2022. URL https://www.tsu.ru/upload/iblock/667/gwq9f55hev708rrkt9wxub48hmo06dcy/kharakteristika_OPOP2022_40.03.01_YUrisprudentsiya.pdf (дата обращения 10.03.2023)
15. Образовательный стандарт высшего образования уровень высшего образования бакалавриат направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция». УТВЕРЖДЕН решением ученого совета ННГУ (протокол от 24.04.2020 г. № 5) URL http://www.unn.ru/sveden/files/docs/edustandarts/2020/40_03_01_259_OD.pdf
16. Основная образовательная программа Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки / специальность 40.03.01 «Юриспруденция» Направленность (профиль/специализация) образовательной программы Государственно-правовой (профиль). утверждена решением президиума Ученого совета ННГУ протокол № 4 от «14» декабря 2021г URL http://opop2.unn.ru/files/file.php?hash=4b942e7d715ee468 (дата обращения 10.03.2021 г)