АНАЛИЗ КРУТИЛЬНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДЕТАЛЕЙ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ С ДВУХМАССОВЫМ МАХОВИКОМ ДВС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель работы: анализ влияние упруго-демпфирующих характеристик двухмассового маховика ДВС на крутильные колебания деталей трансмиссии автомобиля. Задача состоит в определении характеристик вынужденных стационарных крутильных колебаний деталей трансмиссии под действием пульсаций крутящего момента ДВС. Методы: математическое и компьютерное моделирование вынужденных крутильных колебаний деталей трансмиссии. Новизна работы состоит в создании математической и компьютерной моделей крутильных колебаний автомобильной трансмиссии с двухмассовым маховиком и двойным сухим сцеплением, определении условий предотвращения резонанса крутильных колебаний маховика на холостых оборотах. Результаты: разработаны математическая и компьютерная модели для анализа крутильных колебаний автомобильной трансмиссии с двухмассовым маховиком и двойным сухим сцеплением. Проведен анализ вынужденных стационарных крутильных колебаний деталей трансмиссии во временной области. Определены условия предотвращения резонанса крутильных колебаний маховика на холостых оборотах. Показано, что использование двухмассового маховика заметно снижает СКО угловых скоростей и ускорений деталей (кроме коленвала) по сравнению с одномассовым маховиком.

Ключевые слова:
компьютерная модель, трансмиссия, автомобиль, маховик, ДВС, колебания
Список литературы

1. Wang M.Y., Manoj R., Zhao W. Gear rattle modelling and analysis for automotive manual transmissions. Proc. IMechE, Part D: Journal of Automobile Engineering. 2001. no. 215 (2). P. 241-258.

2. Theodossiades S., Tangasawi O., Rahnejat H. Gear teeth impacts in hydrodynamic conjunctions promoting idle gear rattle. Journal of Sound and Vibration. 2007. no. 303 (3-5). P. 632-658.

3. Brancati R., Rocca E., Russo R. A gear rattle model accounting for oil squeeze between the meshing gear teeth. Proc. IMechE. Part D: Journal of Automobile Engineering. 2005. no. 219 (9). P. 1075-1083.

4. Mendes A.S., Meirelles P.S., Zampieri D.E. Analysis of torsional vibration in internal combustion engines: modelling and experimental validation. Proc. IMechE Part K: Journal Multi-body Dynamics. 2008. no. 222. P. 155-178. doi:https://doi.org/10.1243/14644193JMBD126.

5. Lin T.R., Zhang X.W. A study of the torsional vibration of a 4-cylinder diesel engine crankshaft. Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2019. Springer Nature Publ. P. 383-392. ISSN 2195-4356. doi:https://doi.org/10.1007/978-3-319-95711-1_38.

6. Yoon J.Y., Kim B. Gear rattle analysis of a torsional system with multi-staged clutch damper in a manual transmission under the wide-open throttle condition. Journal of Mechanical Science and Technology. 2016. no. 30 (3). P.1003-1019. doi:https://doi.org/10.1007/s12206-016-0204-8.

7. Li L.P., Lu Z.J., Liu X.L., Sun T., Jing X. J., Shangguan W.B. Modeling and analysis of friction clutch at a driveline for suppressing car starting judder. Journal of Sound and Vibration. 2018. no. 424. P. 335-351. doi:https://doi.org/10.1016/j.jsv.2018.03.011.

8. Иванов С.Н. Колебания и вибрации трансмиссий автомобилей // Автомобильная промышленность. 2009. № 8. C. 14-16.

9. Wei Z., Shangguan W.B., Liu X. Hou Q. Modeling and analysis of friction clutches with three stages stiffness and damping for reducing gear rattles of unloaded gears at transmission. Journal of Sound and Vibration. 2020. no. 483. 115469. doi:https://doi.org/10.1016/j.jsv.2020.115469.

10. Sezgen H.C., Tinkir M. Optimization of torsional vibration damper of cranktrain system using a hybrid damping approach. Engineering Science and Technology. 2021. no. 24. P. 959-973. doi:https://doi.org/10.1016/j.jestch.2021.02.008.

11. Bucha J., Danko J., Milesich T, Mitrovic R, and Miskovic Z. Dynamic Simulation of Dual Mass Flywheel. CNNTech. 2020. LNNS 90. P. 375-392. doi:https://doi.org/10.1007/978-3-030-30853-7_22.

12. Реутов А.А. Моделирование переключения передач автомобильной трансмиссии с двойным сцеплением // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2021. № 3-4 (14). С. 14-24. doi:https://doi.org/10.30987/2658-6436-2021-3-4-14-24.

13. Mashadi B., Badrykoohi M. Driveline oscillation control by using a dry clutch system. Applied Mathematical Modelling. 2015. no. 39. P. 6471-6490. doi:https://doi.org/10.1016/j.apm.2015.01.061.

14. Bo L. C., Pavelescu D. The friction-speed relation and its influence on the critical velocity of the stick-slip motion. Wear. 1982. no. 82(3). P. 277-289.

15. Universal Mechanism. Mechanical System as an Object for Modeling. User’s manual. 2020. URL: http://www.universalmechanism.com/download/90/eng/02_um_technical_manual.pdf (дата обращения: 23.01.2023).

16. Universal Mechanism. Driveline Modeling. User’s manual. 2020. URL: http://www.universalmechanism.com/download/90/eng/22_um_driveline.pdf (дата обращения: 23.01.2023).

17. Brancati R., Rocca E., Russo R. An analysis of the automotive driveline dynamic behaviour focusing on the influence of the oil squeeze effect on the idle rattle phenomenon. Journal of Sound and Vibration. 2007. no. 303. P. 858-872.

18. Реутов А.А. Моделирование переключения передач автомобильной трансмиссии с гидротрансформатором // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2022. № 2 (16). P. 27-38. doi:https://doi.org/10.30987/2658-6436-2022-2-27-38.

19. Bakker E., Pacejka H.B. and Lidner L. A new tyre model with application in vehicle dynamics studies. Proc. 4th Int. Conf. Automotive Technologies, Monte Carlo. 1989. SAE paper 890087.

20. Мазур В.В., Рыков С.П. Экспериментальное исследование упругих свойств безвоздушной шины при нормальном, боковом и продольном нагружениях // Механики ХХI веку. 2021. № 20. С. 181-190.

Войти или Создать
* Забыли пароль?