Россия
ВАК 5.2 Экономика
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 338.984 Производственные планы. Экономическое планирование
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье представлены результаты разработки организационно-экономического механизма повышения инвестиционной привлекательности региона. Определены предпосылки и факторы, определяющие потребность разработки данного механизма. Представлен комплекс мероприятий, которые реализуются в рамках организационного и экономического блоков механизма.
инвестиции, механизм, регионы, государственное регулирование, развитие
Обеспечение опережающего социально-экономического развития Российской Федерации предполагает достижение более высоких по сравнению с мировыми темпов экономического роста. В тоже время, актуальной задачей является завоевание технологического и инновационного лидерства, обеспечение разработки и внедрения передовых практик в социальной сфере. Успех в решении вышеперечисленных задач во многом определяется результатами, достигнутыми в конкретных регионах. Национальные цели развития достигаются прежде всего на региональном уровне с безусловной опорой на федеральные инфраструктурные проекты.
В этих условиях повышается роль регионов, как субъектов инвестиционного процесса. Именно регионы являются объектом вложения инвестиционных ресурсов, которые осваиваются корпоративным сектором. За исключением относительно небольшого перечня видов экономической деятельности с безусловной инвестиционной привлекательностью, перспективы предприятий как реципиентов вложения – во многом зависят от привлекательности региона их размещения для инвестирования.
В этих условиях актуализируется проблематика разработки организационно-экономического механизма повышения инвестиционной привлекательности регионов. Разработка такого рода механизма и инструментов его практической реализации позволит существенно усилить потенциал регионов к обеспечению собственного развития на основе формирования конкурентных преимуществ, основанных прежде всего на внутрирегиональном экономическом потенциале.
Результаты разработки элементов конструктивного инструментария, специфических инструментов, систем, механизмов и отдельных мероприятий в сфере повышения инвестиционной привлекательности регионов были представлены в работах ряда представителей отечественной экономической науки: Седаш Т.Н., Бирюков А.В. [1], Цвырко А.А., Сухорукова Н.В. [2], Нагоев А.Б., Стас М.Ф., Каноков А.М. [3], Подгорная Е.А. [4], Хоменко Я.В., Павлова П.А. [5], Казакова Г.Я., Фарид И., Чжан Ю., Надбитов К.Ю., Кикеев А.С., Шаргадыкова Н.И. [6], Сазонов С.П., Елсуков Л.А., Елсукова Ю.Ю. [7], Семёнов К.М. [8], Козлова А.В., Ершов Н.А. [9], Даштиева М.Э. [10], Щербина О.Ю., Щербина О. [11], Сенько А.Н., Советникова О.П. [12], Шишкин А.В., Погориляк Б.И. [13], Голоманчук Э.В. [14].
Традиционно выделяются следующие факторы, которые могут способствовать формированию и повышению инвестиционной привлекательности региона:
- Экономическая стабильность: инвесторы предпочитают осуществлять вложения в регионах со стабильной экономической средой, которая предлагает потенциал роста, высокий уровень потребительского спроса и благоприятную фискальную политику.
- Инфраструктура: регион с развитой транспортной, энергетической, телекоммуникационной и коммунальной инфраструктурой – повышает эффективность инвестиционных вложений.
- Квалифицированная рабочая сила: регион с достаточным количеством образованных и квалифицированных кадров более привлекателен для инвесторов, которые предполагают инвестирование в высокопроизводительные и технологичные основные фонды для реализации их бизнес-планов.
- Регуляторная среда: регион с четкими и прозрачными правилами, облегчающими деловые операции, более привлекателен для инвесторов.
- Налоговые льготы и другие стимулирующие программы, предлагаемые региональным правительством обеспечивают более высокий уровень рентабельности и ускоряют темпы окупаемости инвестиционных проектов.
- Природные ресурсы: регион с развитой ресурсной базой, а также значительными запасами минерального сырья имеет потенциал реализации данного конкурентного преимущества с точки зрения снижения затрат на доставку сырья.
- Качество жизни: регион с высоким качеством жизни, включая доступ к сервисам здравоохранения, образования и культуры способствует привлечению квалифицированных и конкурентных трудовых ресурсов для участия в проекте.
- Географическая близость к рынкам сбыта: регион, который стратегически расположен близко к ключевым рынкам имеет потенциал привлечения инвестиций, что определяется потенциально более низкими затратами на реализацию продукции.
- Деловой климат: развитая культура предпринимательства и инновационной деятельности, а также благоприятная экосистема для стартапов и малого бизнеса являются элементами формирования среды, привлекательной для инвесторов, которые хотят использовать ее для эффективных коллабораций с инновационными предпринимательскими структурами.
Современным регионам необходимы новые механизмы развития, основанные на инновациях. Недостаточное использование инновационных технологий и устаревшие методы управления ведут к снижению конкурентоспособности регионов и отставанию от зарубежных конкурентов. Хотя на государственном и региональном уровнях было принято много документов, связанных с повышением инвестиционной привлекательности регионов, их реализация не принесла ожидаемых результатов. Текущий механизм государственного управления не стимулирует высокого уровня инвестиционной деятельности в целом ряде регионов.
Для успешного функционирования и развития в современных условиях регионам необходимы новые технологии управления территориальным развитием, адаптированные к использованию в обществе, основанном на знаниях и последних достижениях науки. Это позволит повысить конкурентоспособность регионов и страны в целом. Для этого необходимо сформировать новую технологическую основу, основанную на инновационном типе развития региональной экономики и эффективно использовать территории и ресурсы. Управление регионом связано с решением системообразующих проблем, возникающих в процессе постановки и достижения целей территории. Суть управления региональной системой заключается в разрешении противоречий между функционированием и развитием, стабильностью и динамикой, материальной и духовной сторонами развития. Для успешного развития региона необходимо постоянно внедрять инновационные технологии и поддерживать инновационную активность предприятий.
Организационно-экономический механизм повышения инвестиционной привлекательности региона – это совокупность мер, направленных на создание благоприятной инвестиционной среды, привлечение инвесторов и повышение инвестиционной активности в регионе. Эта проблема актуальна для большинства регионов, особенно для тех, которые испытывают проблемы с экономическим развитием и конкурентоспособностью. Структура проблемы включает в себя несколько аспектов. Один из них – это анализ текущего состояния инвестиционной среды региона. Для этого проводятся исследования экономических и социальных показателей, анализируется наличие инфраструктуры, налоговой и правовой базы, уровень конкуренции и т.д.
Второй аспект – это определение стратегических целей и задач, связанных с развитием инвестиционной сферы. Это может быть увеличение объемов инвестиций, расширение направлений инвестирования, улучшение качества услуг для инвесторов, создание новых рабочих мест и т.д.
Также в структуру проблемы разработки организационно-экономического механизма повышения инвестиционной привлекательности региона входит выбор инструментов и механизмов, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей. Это может быть субсидирование, налоговые льготы, создание специальных экономических зон, привлечение инвестиционных фондов и т.д. Актуальность проблемы обусловлена тем, что инвестиции являются основным источником развития экономики региона и увеличения благосостояния населения. Более того, современная экономика характеризуется высокой конкуренцией между регионами за привлечение инвестиций, поэтому эффективный механизм повышения инвестиционной привлекательности является необходимым условием для успешного развития региона. На рис. 1 схематически представлена структура организационно-экономического механизма повышения инвестиционной привлекательности региона.
В рамках данного механизма осуществляется использование существующих преимуществ, формируемых в рамках факторов внешней среды, а также существующих факторов производства, естественных конкурентных преимуществ и потенциала привлечения инвестиций регионом (воспроизводимые конкурентные преимущества).
Основной целью функционирования организационно-экономического механизма повышения инвестиционной привлекательности региона является рост объема инвестиций; расширение производства; импортозамещение; рост благосостояния населения региона. Данная цель решается в рамках мероприятий, реализуемых в рамках организационного (рис. 2) и экономического (рис. 3) блоков механизма.
Рис. 2. Организационный блок механизма
Рис. 3. Экономический блок механизма
Работа механизма способствует созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в промышленности и сфере услуг регионов, что в свою очередь способствует повышению уровня и качества жизни населения и интенсификации трансфера технологий. Для достижения этих целей в рамках программы разработки и внедрения механизма следует выделить ряд приоритетных задач.
Важными задачами являются создание нормативно-правовой базы, которая позволит свободно перемещать инвестиции в регион, сотрудничество с дружественными странами, потенциальными инвесторами, и создание условий для повышения технического и технологического уровня промышленных предприятий региона. Также важно усиление промышленного производства на инновационной основе и развитие экологически безопасного производства. Для обеспечения качества трудовых ресурсов в соответствии с потребностями промышленности необходимо реализовать комплекс мероприятий в сфере развития профессионального и высшего образования. Актуальной остается задача углубления интеграционных отношений с дружественными странами. Таким образом, реализация вышеупомянутых задач поможет создать благоприятную среду для развития инвестиций в регионах, улучшения качества жизни населения и усиления трансфера технологий.
1. Седаш Т.Н., Бирюков А.В. Использование зарубежного опыта для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских регионов // Финансы и кредит. 2013. № 38 (566). С. 59-65
2. Цвырко А.А., Сухорукова Н.В. Проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона // Вектор экономики. 2022. № 6 (72).
3. Нагоев А.Б., Стас М.Ф., Каноков А.М. Механизмы формирования инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса региона // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2016. № 3 (39). С. 18
4. Подгорная Е.А. Информационное содействие повышению инвестиционной привлекательности региона // Социогуманитарный вестник. 2014. № 1 (13). С. 32-38
5. Хоменко Я.В., Павлова П.А. Современная политика повышения инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации: в чем результат? // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2022. № 1. С. 307-316
6. Казакова Г.Я., Фарид И., Чжан Ю., Надбитов К.Ю., Кикеев А.С., Шаргадыкова Н.И. Агротехнопарк как инструмент управления инвестиционной привлекательностью аграрной отрасли региона // Управленческий учет. 2021. № 3-2. С. 344-353
7. Сазонов С.П., Елсуков Л.А., Елсукова Ю.Ю. Совершенствование мер государственной поддержки инвестиционной привлекательности региона (на примере Волгоградской области) // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 3 (56). С. 48-52
8. Семёнов К.М. Выявление резервов повышения инвестиционной привлекательности региона // Региональные агросистемы: экономика и социология. 2006. № 1. С. 6
9. Козлова А.В., Ершов Н.А. Проблемы повышения инвестиционной привлекательности региона на примере Свердловской области // Наука через призму времени. 2019. № 6 (27). С. 75-77
10. Даштиева М.Э. Повышение инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа и другие инструменты сглаживания пространственной поляризации в регионе // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 4. С. 1009-1018
11. Щербина О.Ю., Щербина О. Разработка модели инвестиционной привлекательности региона России на примере СФО // Финансовый бизнес. 2022. № 3 (225). С. 74-77
12. Сенько А.Н., Советникова О.П. Повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов Беларуси // Экономика, право и проблемы управления. 2012. № 2. С. 188-194
13. Шишкин А.В., Погориляк Б.И. Применение концепции регионального маркетинга для повышения инвестиционной и туристской привлекательности российских регионов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2012. № 7. С. 22-28
14. Голоманчук Э.В. Роль конституционных социально-экономических гарантий в повышении инвестиционной привлекательности региона // Научный вестник Волгоградской академии государственной службы. Серия: Экономика. 2014. № 1 (11). С. 53-55