СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕНОМЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ХХ – НАЧАЛА XXI В.
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Потребность современного образования в системном анализе и комплексной оценке профессиональной деятельности, осуществляемой педагогами, актуализирует проблему поиска и обоснования способов и средств педагогической экспертизы. Целенаправленное историко-генетическое исследование процессов становления и развития феномена педагогической экспертизы в отечественном образовании позволило определить ее социально-исторические предпосылки, обозначить ключевые приоритеты, а также выявить и осмыслить основные черты и специфические особенности экспертизы труда российских учителей на протяжении XX – первой четверти XXI в. Раскрыт генезис функционального назначения экспертизы педагогического труда, обоснован приоритет гуманитарной функции экспертной оценки, обобщен опыт современного изучения и использования педагогической экспертизы в отечественной системе обучения и воспитания. Обозначены тенденции дальнейшего исследования и применения экспертизы в условиях российского образования.

Ключевые слова:
экспертиза труда, педагогическая экспертиза, профессиональная педагогическая деятельность, система образования, историко-генетический анализ
Список литературы

1. Беляев М.Ф. К проблеме педагогической экспертизы. - Иркутск: Изд-во 1-й Гостипо-литографии, 1925. - 15 с. (оттиск из IX сборника трудов профессоров и преподавателей Иркутского государственного университета, с. 23-35).

2. Бухвалов В.А. Педагогическая экспертиза школы: пособие для методистов, завучей и директоров школ. - М.: Центр «Пед. поиск», 2000. - 160 с.

3. Ерохина Е.П. Работа учителя трудна и почетна: уровень нагрузки и оплаты труда советского учителя в 1930-е гг. (по материалам Мордовии) // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2016. - № 5. - С. 18-22.

4. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.

5. Конева Е.В. Психологическая гуманитарная экспертиза: учебно-методическое пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 52 с.

6. Кречко Д.А. Категория «обучение» в отечественной педагогике 50-х-80-х годов XX века: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Хабаровск, 2009. - 23 с.

7. Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза: методология и смысл. - М.: Смысл, 2008. - 133 с.

8. Липманн О. Психология профессий / пер. с нем. под ред. Л.Г. Оршанского. - Пг.: «Academia», 1923. - 106 с.

9. Носкова О.Г. Московская школа психотехники (к 115-летию И. Н. Шпильрейна и 110-летию С.Г. Геллерштейна) // Методология и история психологии. - 2006. - Том1. Выпуск 2. - С. 31-46.

10. Федотов Д.В. Гуманитарная экспертиза образования: историко-педагогический контекст становления и развития // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. Материалы VI Всероссийской научной конференции с международным участием. - Иркутск, 2022. - С. 481-485.

11. Школам - политически грамотного и подготовленного обществоведа // За коммунистическое просвещение. - 1933. - 27 марта. - С. 3.

12. Юинг Е.Т. Учителя эпохи сталинизма: власть, политика и жизнь школы 1930-х гг. - М., 2011. - 359 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?