В статье рассматривается вопрос о необходимости использования тренинговых форм при обучении технологиям делового общения, описываются стадии естественного цикла научения, предпочитаемые стили познания, даются рекомендации их использования для повышения мотивации студентов и эффективности процесса научения. Автором описаны особенности взаимодействия между тренером и клиентом, т.е. между преподавателем и студентом в разных парадигмах тренинга, указаны условия, помогающие студентам занять субъектную позицию в учебном процессе, а также представлена модель упражнения в формате тренинга. Методологической основой тренинговых технологий является теория естественного научения, естественного освоения опыта, американского психолога-консультанта по обучению Д. Колба. Мы легко учимся на основе непосредственно переживаемого опыта. Такой подход противопоставляется обучению, в котором студент только читает, слушает, пересказывает материал. «Естественный» учебный цикл запускается в конкретном опыте, развивая у нас способность к восприятию нового. Далее мы это новое наблюдаем, осмысливаем – это стадия анализа, развивающая способность к рефлексии и интерпретации. Третья фаза – концептуализация опыта. Это наша способность мыслить системно, целостно, логично и целенаправленно, способность формировать понятия. И, наконец, активное экспериментирование направляется нашей способностью решать проблемы, делать выводы на основе теоретического знания. Это и есть фаза выработки нового опыта. К разным стадиям можно обращаться несколько раз и много раз, прежде чем будет достигнуто новое познание и новый реально действующий опыт. Цикл обучения можно называть спиралью научения. Правильная программа обучения должна быть сбалансирована. Наиболее эффективно осваивать новый опыт в собственном стиле научения. Компетентное понимание этих стилей позволяет осознанно использовать сильные стороны, развивать менее выраженные способности, терпимо относиться к чужим предпочтениям. Индивидуально и прицельно распределяя роли, определяя формы активности, преподаватель создает условия для комфортного и результативного процесса научения
научение, индивидуальный стиль обучения, активный опыт
1. Вачков, И.В., Дерябо, С.Д. Окна в мир тренинга. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
2. Джонсон, Р. 40 упражнений тренинга НЛП. - М.: изд-во «КСП+», 2000. -384 с.
3. Зорина, Н.М. Использование дискурсивных матриц в формировании коммуникативной компетенции студентов // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 1. - С. 30-33.
4. Киреенкова, З.А. Учебные навыки как инструмент и средство развития профессиональной компетенции // Вестник ассоциации Вузов туризма и сервиса. - 2011. - №3.
5. Котлер, Ф., Боуэн, Дж., Мейкенз, Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 1071 с.
6. Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от А до Я. - М,: Дело, 2001, - 224 с.
7. Новикова, Н.Г., Зорина, Н.М., Кортунов, В.В. Использование ситуационных задач в обучении студентов созданию делового дискурса // Образование и общество. - 2014. - Т. 6, № 89. - С. 28-32.
8. Моделирование профессиональной траектории выпускников на основе интеграции классического и бизнес-образования / Н.М. Пестерева, Н.П. Мазаева, Ю.Н. Баврина, М.В. Виноградова, Л.К. Гори, Е.А. Губанова, О.Б. Добрякова, Г.И. Илюхина, З.А. Киреенкова, Н.И. Ковалева, А.А. Ларионова, Е.С. Мухортых, Н.С. Мухортых, О.И. Предбанникова, Т.Е. Ривчун, Н.Л. Смит, И.А. Суслова, П.А. Трубкин, И.А. Шишкина, В.Н. Романова и др.: отчет о НИР (Федеральное агентство по образованию). - М., 2008.
9. Плигин, А.А., Герасимов, А.В. Руководство к курсу НЛП-Практик. - М.: КСП+, 2009. - 576 с.
10. Сидоренко, Е.В. Технологии создания тренинга. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
11. Фанталова, Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. -184 с.
12. Zorina N.M., Kortunov V.V. The issues of methodology of a discourse-analysis in teaching of professional speech to the students of non-philological specialties. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. Т. 19. № 4. С. 554-559.