ИНЖЕНЕРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УТИЛИЗАЦИИ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ С ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены принципиальные подходы к утилизации тяжелых атомных ракетных крейсеров на примере тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Ушаков» и концептуальные вопросы обеспечения безопасности при планируемой утилизации. Рассмотрены основные факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии утилизации и на обеспечение ядерной, радиационной и экологической безопасности персонала, населения и окружающей среды при утилизации. Сделан вывод, что содержание и обслуживание выведенных из эксплуатации надводных кораблей с ядерной энергетической установкой и их реакторных установок, а также многие работы в процессе последующей утилизации надводных кораблей с ядерной энергетической установкой не имеют принципиальных отличий от соответствующих состояний атомных подводных лодок и работ на них. ОАО «ЦС “Звёздочка”» располагает многолетним опытом содержания и утилизации атомных подводных лодок, в том числе по выгрузке ядерного топлива из десятков судовых реакторных установок. Этот опыт убедительно подтверждает высокую надежность решений (в том числе по ядерной и радиационной безопасности и от недопустимого воздействия на окружающую среду), заложенных в отечественных проектах судовых реакторных установок, а также обработанность и приемлемость применяемых на ОАО «ЦС “Звёздочка”» регламентов и технологий соответствующих работ, включая такие потенциально опасные операции и работы, как выгрузка отработанного ядерного топлива из реакторов и обращение с ним.

Ключевые слова:
тяжелый атомный ракетный крейсер, комплексная утилизация надводных кораблей с ядерной энергетической установкой, отработанное ядерное топливо, радиоактивные отходы, токсичные отходы.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

1. История создания тяжелых атомных ракетных крейсеров

В 1961 г. в состав ВМС США вошел первый атомный крейсер «Лонг Бич» [1]. Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. В силу естественного развития военно-морской техники в 1964 г. начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода [2]. Исследования проводились для удовлетворения объективной потребности флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах мирового океана в составе группировки и самостоятельно, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн.

Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые варианты главной энергетической установки (ЭУ), в первую очередь ее паропроизводящей части. В конце концов приняли решение о создании специальной ЭУ. При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль — это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота [3].

Список литературы

1. Коваленко В.А., Остроумов М.Н. Справочник по иностранным флотам. - М.: Военное издательство Министерства обороны СССР, 1971.

2. Апальков Ю.В. Корабли ВМФ СССР. - Том II, Ч. 1. - СПб.: Галея Принт, 2003.

3. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-морской флот СССР 1945-1991. - СПб.: Историческое морское общество, 1996.

4. Кузнецов В.М., Назаров А.Г. Радиационное наследие холодной войны: опыт историко-научного исследования. - М.: Ключ-С, 2006.

5. Калистратов Н.Я., Никитин В.С., Макаров В.Г. Утилизация атомных подводных лодок. Ч.1. Современное состояние атомного подводного флота. - СПб.: Судостроение, 2007.

6. Калистратов Н.Я., Никитин В.С., Макаров В.Г. Утилизация атомных подводных лодок. Ч.2. Вывод из эксплуатации и транспортировка атомных подводных лодок / Под общ. ред. В.С. Никитина. - СПб.: Судостроение, 2008.

7. http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=2013121648

8. Кузнецов В.М., Чеченов Х.Д., Никитин В.С. Вывод из эксплуатации объектов использования атомной энергии. - М.: Восход-А, 2009.

9. Никитин В.С. Реализация концепции комплексной утилизации АПЛ на предприятиях Северодвинска // Вопросы утилизации АПЛ. 2002. № 2. С. 54-57.

10. Кузнецов В.М., Никитин В.С., Хвостова М.С. Радиоэкология и радиационная безопасность. История, подходы, современное состояние. - М.: Восход-А, 2011.

11. Куликов К.Н., Никитин В.С. Обеспечение экологической безопасности при утилизации АПЛ. Утилизация судов на предприятиях ГРЦАС / Науч.-практ. конф. специалистов и молодых ученых. Северодвинск, 2002.

12. Куликов К.Н., Михеев А.А., Никитин В.С. Компактная переработка РАО на ФГУП МП «Звездочка» / Тез. докл. науч.-техн. конф. «Перспективные технологии строительства и утилизации судов на предприятиях ГРЦАС». - Северодвинск, 2000.

Войти или Создать
* Забыли пароль?