Образовательные организации относятся к категории сложных, но наиболее развитых социальных систем, состоящих из различных подсистем. Основными образующими признаками социальной системы являются цели, которые выполняют определенные функции. Сегодня образовательные организации, которые сделали выбор в пользу стратегии качества, должны представить понятную для всех сотрудников пирамиду целей. Каждый сотрудник должен знать, к чему стремится весь коллектив, каковы его общие цели, представлять свою роль в образовательном процессе, а также то, зачем он выполняет те или иные конкретные задания в своем структурном подразделении. Универсальными свойствами социальной организации являются: обособленность, непосредственное руководство, саморегулирование деятельности, организационная культура.
образовательные организации, социальные системы, качество образования, организационная культура.
Современное представление об образовательной организации опирается на определенные базовые научные положения:
- образовательная организация, независимо от своего статуса, срока существования, структуры является социальной;
- организации в сфере образования, так же, как и все другие социальные организации, представляют собой открытые целостные системы, связанные с внешней средой. При этом образовательные организации относятся к категории сверхсложных, но наиболее развитых социальных систем, состоящих из взаимодействующих подсистем. Основными свойствами образовательных организаций как социальных систем являются цель, управление и взаимодействие [3].
Основополагающим признаком социальной системы является цель. В теории управления организацией выделяется значение цели. Существует указание на то, что организация есть целевая общность. Цель — это не только повод для начала совместной деятельности, но и событие, с которого начинается жизнь любой организации, обеспечивается ее целостность, благодаря чему организация обретает внутреннюю структуру, становится управляемой.
1. Бурлакова, И.И. Качество образования и его оценка в системе высшего образования: теория и методология: монография. М.: РосНОУ, 2013. 112 с.
2. Лазарев, B.C. Управление инновациями в школе: учеб. пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008. 352 с.
3. nto.immpu.sgu.ru›sites/default/files/3/__11091.pdf