В данной статье автором делается попытка выявить наиболее распространенную в настоящее время структуру организации обучающих курсов в электронных образовательных средах в условиях дистанционного образования, а также обосновать целесообразность выявленной структуры. В соответствии с проведенными исследованиями делается вывод о наибольшей востребованности в настоящее время сложной структуры обучающих курсов, состоящих из пяти основных многократно взаимосвязанных между собой разделов — вводного раздела, содержащего начальные сведения из данной профессиональной сферы, информационно-обучающего раздела, на который ложится основная нагрузка в процессе обучения, раздела текущей педагогической диагностики для контроля текущей успеваемости обучающихся, раздела научно-исследовательской деятельности, предназначенного для более глубокого погружения обучающихся в профессиональную сферу, и раздела итоговой педагогической диагностики, содержащего необходимый инструментарий для подведения итогов педагогического курса.
дистанционный, образовательный, педагогический, обучение, курс, процесс, среда.
Реализация педагогического процесса в дистанционном образовании осуществляется при помощи той или иной электронной образовательной среды, которая или выбирается из уже существующих, или создается, исходя из существующих педагогических условий, в которых протекает данный педагогический процесс, таких как изучаемые дисциплины, подготовленность обучающихся, и педагогических задач, стоящих перед педагогами. Также часто учитываются технологические аспекты, среди которых можно отметить скорость и стабильность интернет-соединений, используемое оборудование.
В некоторых случаях наиболее оптимальным является применение электронных образовательных сред, в основе которых лежат case-технологии, наиболее популярными из которых можно назвать LMS Moodle и LMS Blackboard [4, с. 5]. В других случаях реализация педагогического процесса будет наиболее оптимальной при использовании электронных образовательных сред с применением технологий виртуальной реальности, где наиболее ярким примером может служить VLE Virtual Academia [9, с. 200]. В соответствии с современным законодательством, качество педагогического процесса, реализуемого посредством тех или иных методов дистанционного образования, ни в коей мере не должно быть ниже, нежели качество педагогического процесса с применением соответствующих его целям и задачам методов традиционной педагогики [8, с. 56].
1. Алексеев А.Н. Дистанционное обучение инженерным специальностям: Монография. Сумы: ИТД «Университетская книга», 2005. 333 с.
2. Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. № 10. С. 106-111.
3. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999. 196 с.
4. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 146 с.
5. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Ю.В. Позняка. 2-е изд., исправл. и доп. М.: БГУ, 2003. 227 с.
6. Тишкова И.А. Метод проектов при подготовке магистрантов к международной образовательной деятельности // Профессиональное образование в России и зарубежом. 2014. № 3 (5). С. 117-121.
7. Шалкина Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. 160 с.
8. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.
9. Morozov M., Gerasimov A., Fominykh M. vAcademia - Educational Virtual World with 3D Recording // The Digest of the 12th International Conference on Cyberworlds (CW) / Edited by Kuijper A., Sourin A. Darmstadt (Germany), 2012. P. 199-206.