Статья посвящена анализу специфики воспроизводства суицидальных рисков среди молодежи Бурлинского района Алтайского края. Описываются и обобщаются социальные условия и факторы роста числа суицидов среди молодежи. На основе ретроспективного анализа делается предположение о возможных тенденциях формирования суицидальных рисков. Статья включает описание разнообразных аспектов, обусловливающих возникновение суицидов, таких как семейный, социальный, экономический, психологический и др. Статья представляет научный интерес для специалистов в области социологии риска, а также социологии девиаций.
суицидальный риск, факторы суицидального риска, преодоление суицидального риска, социальные условия и факторы профилактики суицидального риска.
В настоящее время суициды в структуре смертности населения занимают значительное место. Существует выраженная динамика роста суицидов среди молодежи [1, с. 282]. Согласно статистике за последние три года, в России на 100 тыс. молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет приходится около 20 случаев суицида [2]. В структуре смертности от неестественных причин смертность подростков от суицидов в Алтайском крае занимает второе место. В Алтайском крае за 2006–2010 гг. самый высокий показатель суицидов отмечается в возрасте 14, 16 и 17 лет. Их удельный вес в общей численности составил 14, 22 и 49% соответственно [5]. В городах края подростками совершен 41 суицид, что составляет 29% от общего количества, в сельских районах – 98 суицидов (71%) [4, c. 246]. Спецификой подросткового возраста является повышенная восприимчивость, иногда внушаемость, совпадающая с периодом вхождения во взрослую жизнь. Зачастую это способствует тому, что в кризисной ситуации подросток может выбирать добровольный уход из жизни как наиболее «легкий» способ разрешения кажущихся непреодолимыми трудностей.
Нами было проведено социологическое исследование по теме «Факторы суицидального риска старшеклассников (на примере школ Бурлинского района Алтайского края)» в феврале 2014 г. Анкета выявила социально-демографические, социально-психологические и другие характеристики современных сельских школьников. По результатам исследования можно утверждать, что в большей степени влияние на формирование суицидального поведения у подростков Бурлинского района оказывают семейные факторы, значимое социальное окружение. Данный факт подтверждают следующие показатели: У большинства учащихся из числа опрошенных нет взаимопонимания с их родителями. Треть учащихся отметили, что родители их не понимают, 46% затрудняются ответить на этот вопрос.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что наблюдается безграмотность родителей в вопросах выстраивания отношений с детьми-подростками. Родители мало общаются с детьми, не беседуют с ними на сокровенные темы. Многие родители не способны оказать ребенку моральную психологическую поддержку, хотя 30% учащихся ответили, что у них в семье в основном доброжелательная обстановка. Но такая обстановка, где нет конфликтов, но и нет внимания друг к другу, далеко не благополучная. Подтверждением тому служат результаты опроса: 23% детей считают домашнюю обстановку дискомфортной; у 33% учащихся в семьях случаются конфликты. Многие из них переживают трудный период в одиночестве, что является опасным суицидальным фактором. Все эти факты должны насторожить общественность, в первую очередь семью и школу.
Следующим по значимости, одним из существенных, решающих факторов суицидального риска являются макросоциальные факторы. Они связаны с воздействием на сознание несовершеннолетних средств массовой информации (СМИ) и интернета. Как видно из результатов исследования, свободное время подростки посвящают в большей степени (66%) общению в социальных сетях. Больше всего подростки любят смотреть боевики (43%) и детективы (36%). Информация, льющаяся с экранов, сопровождается агрессивной пропагандой обогащения и наживы любыми путями и средствами, в том числе криминальными. Такое телевидение, внедряющее в сознание подростков «обыденность» насилия и смерти, имеет негативное влияние на несформировавшуюся психику подростков.
Влияние имеют также экономические факторы, которые определяют выраженное по материальному достатку расслоение общества, его разделение на «бедных и богатых» (73% опрошенных учащихся относятся к семьям с низким общим доходом). Данный фактор формирует у подростков ощущение своей ущербности, невозможности «иметь то, что имеют другие». В условиях насаждаемого в обществе культа потребления этот фактор (с учетом незрелости подростковой психики) приобретает суицидогенный характер.
На суицидальное поведение старшеклассников большое влияние оказывают социально-психологические факторы. Подростки часто подвержены неприятностям и стрессам (20%), 23% подростков имеют душевную травму, 40% регулярно впадают в депрессию, из которой с трудом выходят. Такие моменты в жизни подростков способны вызвать в них попытки к свершению непредсказуемых поступков.
Радует тот факт, что, в отличие от статистики по Алтайскому краю и по России в целом, попыток самоубийства среди подростков Бурлинского района не наблюдается (100% опрошенных учащихся ответили «нет»). При этом отметим, что ранее факт попыток самоубийства в подростковой среде Бурлинского района имел место. Об этом говорят результаты опроса: 33% учащихся отметили, что среди их знакомых есть люди, пытавшиеся совершить самоубийство.
В школе учащиеся проводят большую часть своего рабочего дня. Поэтому школу можно считать идеальной средой для проведения программы предотвращения суицидальных поступков подростков.
С целью получения более объективных результатов исследования и выработке соответствующих рекомендаций по предотвращению суицидального поведения подростков для школ Бурлинского района был проведен экспертный опрос педагогов и классных руководителей. Исследовав результаты опроса, можно утверждать, что 60% педагогов подтвердили факт того, что семейные факторы в большей степени оказывают влияние на формирование суицидального поведения у подростков Бурлинского района.
Был также проведен сравнительный анализ влияния факторов на суицидальное поведение среди старшеклассников Бурлинского района, Алтайского края и России. Из сравнительной характеристики можно сделать следующие выводы о том, что суицидальная ситуация по Бурлинскому району и по России похожи. Здесь семейный фактор оказывает наибольшее влияние на суицидальное поведение подростков. Как ни странно, но, хотя Бурлинский район входит в состав Алтайского края, суицидальные ситуации здесь разные. Это свидетельствует о том, что социальные условия жизни, а, следовательно, и факторы суицидального риска в условиях сельской жизни могут существенно отличаться от таковых в более крупных городах Алтайского края [3].
Исследования, проведенные в данной работе, показали чрезвычайную важность работы с подростками, склонными к суицидальному поведению. Результаты исследования позволили разработать предложения и рекомендации, направленные на снижение уровня суицидального поведения среди старшеклассников Бурлинского района Алтайского края [6]. Проблему суицида необходимо решать. Суицидогенные факторы современного социума столь многочисленны и разнообразны, что их невозможно преодолеть усилиями лишь одной отдельно взятой службы. Главная задача состоит в том, чтобы научиться их предупреждать. Задача эта сложная, требующая разработки масштабных социальных программ. Как выяснилось, в результате исследования, к сожалению, не во всех школах Бурлинского района имеются квалифицированные кадры, способные отследить и предупредить суицидальные предпосылки и проявления в поведении подростков. Речь идет о школьных психологах и социальных педагогах. Численность школьных психологов в школах Бурлинского района составляет 38%, социальных педагогов – 7%. В основных школах и даже некоторых средних вся ответственность ложится на плечи классного руководителя. Педагоги и классные руководители часто оказываются в сложных ситуациях: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Отсюда вытекает еще одна из главных задач, которую предстоит решать, – это социально-педагогическое просвещение учителей и родителей по профилактике суицидального поведения. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за суицидальное поведение детей, установление доверительных отношений с детьми помогут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.
Можно отметить, что антисуицидальными факторами, способствующими профилактике суицидальных намерений молодежи, являются: формирование ценностного отношения к своей жизни и здоровью как основе самосохранительного поведения; создание социально-психологических и экономических условий для роста удовлетворенности молодежи разными аспектами своей жизнедеятельности; позитивные стратегии родительского воспитания; формирование гибких и адаптивных копинг-стратегий выхода из жизненных затруднений; мировоззренческих установок, направленных на неприятие суицида [7, c. 135].
1. Дронова Е.Н. Социальная профилактика суицидального поведения несовершеннолетних [Текст] / Е.Н. Дронова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - Вып. 6. - Барнаул, 2014. - С. 280-289.
2. Официальный сайт Госкомстата [Электронный ресурс] // URL: http://www.gks.ru.htm (дата обращения: 14.03.2014).
3. Черепанова М.И. Социальные условия и факторы суицидального поведения молодежи [Текст] / М.И. Черепанова // Известия АлтГУ. - Барнаул, 2010. Серия «Социология». - № ½.
4. Черепанова М.И. Региональная специфика латентных суицидальных рисков населения Алтайского края [Текст] / М.И. Черепанова // Известия АлтГУ. - Барнаул. - 2011. Серия «Философия, социология, культурология». - № 2/2. - С. 246-249.
5. Черепанова М.И. Основные тенденции суицидального поведения молодежи Алтайского края [Электронный ресурс] / М.И. Черепанова, Э.О. Эбелинг // Социальные исследования социальных проблем. - 2011. - № 4. -http//sips.nkras.ru/issues/2011/4/04.html
6. Черепанова М.И. Субъективные оценки социального благополучия населения, как индикаторы суицидального риска [Текст] / М.И. Черепанова // Мир науки, культуры, образования. Серия «Социология». - 2012. - № 2(33). - С. 502-504.
7. Черепанова М.И. Анализ факторов суицидального поведения населения современной России в контексте социологии риска [Текст] / М.И. Черепанова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - Вып. 2. - Барнаул, 2010. - С. 134-151.