ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объект исследования. Трудовая миграция в Российской Федерации и в г. Москве в частности. Предмет исследования. Изменение нормативно-правовой базы и порядка регулирования привлечения иностранной рабочей силы (ИРС) за последние 25 лет. Цель исследования. Выявление тенденций и основных причин изменения правил регулирования привлечения ИРС. Дать примеры положительной практики работы, на основе которых предложить корректировку существующего порядка привлечения ИРС. Результат исследования. Выявлены основные причины и интересы в изменении нормативно-правовых основ регулирования миграции в Российской Федерации. Сформулированы последствия для рынка труда России и Москвы, в частности изменения порядка привлечения ИРС как на федеральном, так и на региональном уровне в конкретные временные периоды, в том числе в периоды наибольшей напряженности на рынке труда («кризисные» периоды). В исследовании проанализирована положительная практика регионального опыта регулирования миграционных процессов в период предоставленных регионам прав и исследованы дальнейшие тенденции и причины уменьшения прав регионов в регулировании миграции. Дан анализ недостатков последних новаций миграционного законодательства и определены меры по применению положительных практик, отработанных в прошлые периоды с целью приоритетного трудоустройства отечественных трудовых ресурсов и обеспечения, как минимум, равных фискальных платежей с фонда оплаты труда работодателями за отечественную и иностранную рабочую силу.

Ключевые слова:
рынок труда, трудовая миграция, занятость населения, иностранная рабочая сила, нормативно-правовое регулирование трудовой миграции, государственная политика занятости.
Текст

1. Введение

Многочисленные исследования, проводимые в Российской Федерации различными социологическими службами и организациями в последние годы, показывают озабоченность населения РФ положением в сфере миграции. Эта проблема устойчиво занимает первое-второе места в умах россиян, в зависимости от конкретного исторического периода и региона проведения социологических исследований. Острота этой проблемы практически не уменьшилась, невзирая на ряд принятых законодательных и нормативных решений. Она включает этнокультурную, поведенческую, трудовую и ряд других составляющих. Проблему регулирования миграции рассматривают А.В. Топилин [2012, 1, с. 5–13], О.И. Косенко [2010, 2, С. 3–12], В.А. Волох [2011, 3, с. 84–91], О.Д. Воробьев [2011, 4] и др.

Список литературы

1. Топилин А.В. Общий рынок труда и социальное пространство стран СНГ // Социальная политика и социальное партнерство. 2012. №12. С. 5-13.

2. Косенко О.И. Трудовая иммиграция: основные тенденции // Труд и социальные отношения 2010. № 12. С. 3-12.

3. Волох В.А. Актуальные проблемы модернизации управления трудовой миграцией в Российской Федерации // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2011. № 7. С. 84-91.

4. Воробьева О.Д. Рынок труда и миграция. М.: МАКС Пресс, 2011. 5. Трофимова Т.И. Россия и международные миграционные процессы // Эволюция глобальных миграционных процессов. Иркутск: БГУ-ЭП, 2010. С. 75-85.

5.

6. Глушкова В.Г., Хорева О.Б. Региональная экономика. Демографическая и миграционная политика. М.: КноРус, 2013.

7. Осипова Г.В., Рязанцева С.В. Миграция населения и миграционная политика России // Демографические перспективы России. М.: Экон-Информ, 2008. С. 545-766.

8. Население России 2008. Шестнадцатый ежегодный доклад. М.: Высшая Школа Экономики, 2010.

9. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. М., 2012.

10. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года. Указ Президента России от 9 октября 2007 года № 1351.

11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года / Интернет-портал правительства РФ. http://govern-ment.ru/

12. Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный - неуспешный опыт // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 7. С. 50-60.

13. Залесская О.В. Китайские мигранты на российском Дальнем Востоке во второй половине ХIХ - начале ХХI вв.: основные вехи присутствия и деятельности // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 1. С. 115-120.

14. Локтюхина Н.В., Рожков В.Д. Регулирование иностранной трудовой миграции как механизм снижения неустойчивости занятости // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 4. С. 18-27.

15. Закон СССР от 24.06.1981 №5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (с изменениями 1996 года). Консультант-Плюс.

16. О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы. Указ Президента РФ от 16.12.1993 №2146. Консультант-Плюс.

17. О привлечении и использовании в городе Москве иностранной рабочей силы. Распоряжение Мэра Москвы от 24.05.94 N243-РМ. Консультант-Плюс.

18. О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы. Постановление Правительства Москвы от 16.07.1996 №587. Консультант-Плюс.

19. Федеральный закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Консультант-Плюс.

20. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Консультант-Плюс.

21. Одегов Ю.Г., Карташев С.А., Логинова Е.В. Реалии современного менеджмента. М.: МГИИТ, 2015.

22. Федеральный закон от 18.07.2006 №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Консультант-Плюс.

23. Закон г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест». Консультант-Плюс.

24. Федеральный закон от 19.05.2010 №86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Консультант-Плюс.

25. Постановление Правительства Москвы от 30.11.2010 №1042-ПП «О проектах Московского трехстороннего соглашения на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей и Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве на 2011 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей». Консультант-Плюс.

Войти или Создать
* Забыли пароль?