В статье рассматриваются особенности подготовки студентов-международников к профессиональной деятельности. Автор подчеркивает необходимость формирования у них компетенций, обеспечивающих эффективную вербальную и невербальную коммуникацию в профессиональном дискурсе.
Динамичный процесc развития и модифика-ции системы международных отношений, интеграция России в мировое постиндустриальное сообщество и расширение международных контактов на государственном и региональном уровнях повлекли за собой потребность в молодых профессиональных кадрах для работы в области международных отношений. Долгое время к специалистам-международникам относились, в основном, служащие внешнеполитического ведомства и представители таможенной и пограничной служб, которые работали в тесном контакте с внешнеполитическим ведомством. Сегодня это не только дипломаты, бизнесмены, журналисты, юристы, но и служащие, по роду своей деятельности выезжающие в зарубежные поездки и принимающие зарубежных партнеров: многочисленные работники национальных и международных компаний, средств массовой информации, финансисты, экологи, сотрудники туристической индустрии.
Структура международных отношений приобретает все более сложный характер, оказывая непосредственное влияние на формирование профессионального дискурса специалистов-международников. Дискурс — это сложное коммуникативное явление, основанное на порождении устных и письменных текстов (поскольку речь представляет собой определенный набор продуцируемых текстов), включающее различного рода экстралингвистические факторы — от места события (коммуникативное пространство) до этносоциальных особенностей коммуникантов, их исторического и культурного прошлого. Профессиональный дискурс — это профессиональное, правовое, языковое и социальное поле, в котором специалист осуществляет свою профессиональную деятельность, обмениваясь информацией с другими коммуникантами. Для специалистов-международников профессиональный дискурс — это сфера международной коммуникации, включающая политику (в том числе экономическую политику), проблемы и события общественной и государственной жизни. В современном мире изменились роль и качество международной коммуникации. При этом специалисты-международники работают на стыке внутреннего и внешнего политико-экономического пространства как на федеральном, так и на региональном уровне. От их профессионализма и компетентности во многом зависит успешность решения внешнеполитических, экономических и социокультурных задач, поэтому подготовка будущих международников к работе в международной среде является актуальной государственной проблемой.
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. - М., 1999.
2. Карт П., Фокс К. Преодоление культурных различий. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 031900 «Международные отношения» (квалификация / степень «бакалавр»). - Министерство образования и науки. - Приказ № 815. - 22 декабря 2009 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m815.html
4. Gibson R. Intercultural Business Communication. Oxford University Press, 2002.