Оценка конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предложена методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий, которая состоит из двух этапов: определение текущей конкурентоспособности и определение потенциальной конкурентоспособности. Данная методика позволяет определить конкурентоспособность предприятия на различных рынках сельскохозяйственной продукции, разработать мероприятий по повышению конкурентоспособности, вовремя определить необходимость выхода предприятия на новые рынки, принимать стратегические решения, способствующие росту конкурентоспособности предприятия в целом.

Ключевые слова:
конкурентоспособность предприятия, показатели конкурентоспособности, доля на рынке, рентабельность, текущая конкурентоспособность, потенциальная конкурентоспособность
Текст

Введение. В настоящее время в экономической литературе имеется множество подходов к оценке конкурентоспособности предприятия, в основе которых лежат самые разнообразные показатели [2,3,4,5]. Все эти подходы, на наш взгляд, можно подразделить на следующие группы:

Методы, основанные на определении конкурентоспособности продукции. Конкурентные преимущества товара создаются за счет конкурентных преимуществ организации. Эти преимущества товара обеспечивают организации сильные позиции на рынке, так как для потребителей самым важным показателем конкурентоспособности организации является товар, в частности, его качество и цена. Следовательно, измерение конкурентоспособности товара заключается в расчетах индивидуального, группового или интегрального показателей конкурентоспособности товара, в основе которого лежит оценка системы показателей качества и цены.

Методы, основанные на конкурентоспособности совокупного потенциала предприятия (или на теории эффективной конкуренции). Оценка конкурентоспособности организации заключается в выявлении наиболее значимых показателей конкурентоспособности, которые охватывают все стороны деятельности предприятия. Далее показатели интегрируются в единый, комплексный показатель конкурентоспособности.

Методы, основанные на оценке конкурентных преимуществ предприятия. Оценка конкурентоспособности предприятия заключается в определении отличительных способностей организации, обеспечивающих ей выгодные позиции на рынке.

Комплексные методы оценки. В основе оценки конкурентоспособности организации по данной методике лежит расчет интегрального показателя конкурентоспособности организации, состоящий из двух взаимозависимых оценок:

- конкурентоспособности товара;

- конкурентоспособности потенциала организации.

Результаты проведенного нами исследования перечисленных методов показали, что они имеют ряд определенных недостатков. Так, оценка конкуренции с помощью методов первой группы не позволяют судить об эффективности деятельности предприятия в целом, так как конкурентоспособность предприятия заменяется конкурентоспособностью товара и не отражает эффективность деятельности предприятия в целом. Необходимо также отметить, что многие методы и методики основываются на выявлении конкретных, «узких» факторов конкурентоспособности предприятия. Оценку, основанную на ограниченном количестве факторов конкурентоспособности, на наш взгляд, нельзя назвать объективной. Существенным недостатком большинства методик является и то, что они достаточно емкие и сложные, следовательно, применимы в практической деятельности с ограничениями.

 

 

Список литературы

1. Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – М.: Вильямс, 2006. – 928 с.

2. Белкина Е. Оценка кокурентоспособности предприятия / Е.Белкина, И.Бородаева//Экономика сельского хозяйства России, – 2006. – №2. – С.28

3. Валеева Г.А., Хаммадеева Л.К. Выбор стратегических зон хозяйствования предприятиями АПК/ Г.А. Валеева, Л.К. Хаммадеева // Вестник Казанского ГАУ. 2010. - №2 (16). - С.18-21.

4. Корякина О.В. Критерии, показатели и факторы конкурентоспособности продукции аграрной сферы экономики/ О.В. Корякина//Региональная экономическая политика и порблемы управления регионом.2011. – №3. – С.26

5. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент./А.Н. Люкшинов//М.: ЮНИТИ, 2000.

Войти или Создать
* Забыли пароль?