Объектом статьи является коммерциализация государственной собственности в сельской местности. Рассмотрен опыт коммерциализации ряда восточных и восточноевропейских стран. В статье приведен механизм реализации процесса коммерциализации государственной собственности на селе. Автор частично проанализировал последствия коммерциализации государственной собственности.
коммерциализация, разгосударствление, государственная собственность, предприятие, прибыль, сельскохозяйственные организации
Введение. В каждой стране преобразование отношений и структуры собственности на селе считается одним из актуальных проблем экономического развития. Важнейшим из основных направлений трансформаций отношений собственности является ее разгосударствление. Данное мероприятие в экономической литературе трактуется как освобождение государства от ряда функций хозяйственного управления, которые передаются руководящему органу предприятий. Основными способами разгосударствления принято считать либерализацию рынков, коммерциализацию, стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных), денационализацию, приватизацию сельскохозяйственных предприятий.
Данная работа посвящена исследованию коммерциализации с целью определения ее сущности, сравнению опыта осуществления коммерциализации государственной собственности других стран с ее развитием на предприятиях АПК в российской экономике.
Условия, материалы и методы исследования. При коммерциализации государственное предприятие меняет свой статус на статус частного права. Происходит изменение формы коммерческой деятельности государственного предприятия с передачей управления в частные физические или юридические лица. В широком понимании коммерциализация означает подчинение деятельности целям извлечения прибыли [9].
К концу 90-х гг. большинство стран с переходной экономикой располагали уже десятилетним опытом рыночной трансформации. Большинство бывших «социалистических» промышленных предприятий оказались в чрезвычайно сложном финансово-экономическом положении, генерируя и умножая взаимную задолженность, невозврат кредитов, невозможность оплаты налогов и взносов в внебюджетные фонды [10]. Данный срок и выживание промышленных предприятий оказались необходимой основой для осуществления коммерциализации, дольше всего просуществовавшей в Китае. Китайские государственные акционерные компании не смогли преодолеть убыточность. Деятельность 50 % от всех компаний осуществлялась за счет кредитов государственных банков. Это объяснялось тем, что 80 % оборотного капитала данных акционерных компаний формировалось именно за счет банковских средств. В Болгарии в первые годы коммерциализации государственной собственности убыточными считались до 60 % всех предприятий. В Венгрии серьезные финансовые трудности испытывали около 30-40 % предприятий, неоднократно пытавшихся организовать свою деятельность на принципах рыночной экономики. В Польше государственные предприятия имели затруднительное экономическое положение, связанное с дискриминирующей системой налогов. Причиной послужили отказ в инвестиционных кредитах и взимание налога на капитал. Впоследствии на основании правового акта – Закона о Коммерциализации и Приватизации Государственных Предприятий, принятого в 1997 году, произошло уравнение государственных предприятии с частными [7].
В восточноевропейских странах с переходной экономикой коммерциализация государственных предприятий рассматривалась как подготовительный, переходный этап к приватизации [11]. Государственные предприятия не имели опыта работы в рыночных условиях, что способствовало появлению затруднении в реструктуризации крупных приватизированных предприятий, а также отсутствию превосходства частных компаний над объектами государственной собственности. Внимание со стороны иностранных инвесторов уделялось общеизвестным предприятиям национальной экономики, не принимая в расчет интересы реструктуризации остальных [6].
1. Указ Президента РФ от 01.07.1992 г. №721 об утверждении «Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа"// http://www.szrf.ru/help.phtml
2. Афанасьев К. С., Казеннов А. С., Попов М. В. Государственное регулирование экономики как средство экономической политики. - СПб.: Изд-во Лен.гос. ун-та им. А.С. Пушкина, 2011.
3. Витчукова Е. А. Использование и преобразование государственной собственности. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2007.
4. Загурский А. А., Егорова М. Ю. Особенности формирования частной собственности в переходной экономике // Актуальные вопросы современного управления. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2006.
5. Каширин В. В. Трансформация государственной собственности в экономике России. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.
6. Кушлин В. И. Государственное регулирование рыночной экономики // Учебник. - М.: Издательство РАГС, 2005.
7. Николаева И. П. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ, 2006.
8. Райзберг Б. А.Государственное управление экономическими и социальными процессами // Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.
9. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006.
10. Юткина О.В. Некоторые результаты приватизации промышленных предприятий // Хранение и переработка сельхозсырья.-2003.-N7.-С.14-16.