АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ФОКУСИРОВКИ ВУЗА НА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье представлены результаты исследования программ развития вузов, представленных участниками Программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Анализ стратегических проектов и показателей 187 университетов позволил сформировать логику оценки и выбора альтернативных стратегий, матрицу оценки ресурсоемкости достижения показателей в разрезе ключевых процессов для выработки стратегических мероприятий, а также матрицу согласования политики организации стратегического управления, управления знаниями и финансово-экономической политики вуза.

Ключевые слова:
стратегическое управление вузом, конкурентоспособность высшего образования, университеты, экономическая модель, стратегии вузов, финансово-экономическая политика, Приоритет-2030
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : Фед. закон от 02 июня 2021 г. № 320-ФЗ : [принят Гос. Думой 8 июня 2021 г. : одобрен Советом Федерации 23 июня 2021 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020022/ (дата обращения: 07.02.2022).

2. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202105210040?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 15.10.2021).

3. Об утверждении требований к структуре и содержанию программы развития образовательных организаций высшего образования : постановление Правительства Рос. Федерации от 29 дек. 2021 г. № 2547 // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202112310053 (дата обращения: 21.12.2021).

4. Объявление о проведении отбора российских образовательных организаций высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», направленной на поддержку программ развития образовательных организаций высшего образования (шифр отбора - 2021-VI-ПРИОРИТЕТ-1) : утв. Министром науки и высш. образования Рос. Федерации Фальковым В. Н. 24 июня 2021 г. // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/documents/?ELEMENT_ID=35799 (дата обращения: 17.10.2021).

5. Протокол рассмотрения заявок, допуска (отказа в допуске) университетов к участию в отборе российских образовательных организаций Высшего образования в целях участия в программе стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» : от 12 авг. 2021 г. : № АО/5-пр / Минобрнауки России // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/files/12.08.2021_АО_5-пр_Омельчук_А.В._Гвоздева_Н.М._2.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

6. Брыкин А.В. Модернизация российского образования - вызовы времени / А.В. Брыкин, О.Н. Быкова, А.П. Гарнов // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. - 2019. - № 4. - С. 79-84.

7. Волков А.Е. Выступление на совещании руководителей вузов по вопросу подготовке вузов к участию в программе академического лидерства «Приоритет 2030», проведенном Минобрнауки в формате онлайн 30.07.2022.

8. Данченок Л.А. Открытые образовательные ресурсы в современном бизнес-образовании / Л.А. Данченок, Н.В. Комлева // Современный менеджмент: проблемы и перспективы : Сборник статей: в двух частях, Санкт-Петербург, 07-08 апреля 2016 года. Часть 1. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. - С. 254-258.

9. Дифференциация университетов по уровню доходов профессорско-преподавательского состава: связь с качеством образования и научной результативностью / Г.А. Агарков, Д.Г. Сандлер, А.Е. Судакова, А.Д. Сущенко. - DOIhttps://doi.org/10.32744/pse.2019.6.38. - Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. - 2019. - № 6 (42). - С. 456-472.

10. Козлов В.В., Гарнов А.П., Одегов Ю.Г. Управление организацией в эпоху глобальных перемен // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. 2018. №. 1. С. 50-64. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5ad9e2c470e0f2.02850980 (дата обращения: 25.12.2022).

11. Одегов Ю.Г. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы / Ю.Г. Одегов, А.П. Гарнов // Уровень жизни населения регионов России. - 2019. - № 3(213). - С. 36-51. - DOIhttps://doi.org/10.24411/1999-9836-2019-10071.

12. Программа «Приоритет-2030» // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации : [офиц. сайт]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/priority2030/ (дата обращения: 05.03.2022).

13. Сандлер Д.Г. Стратегии повышения конкурентоспособности российского высшего образования на основе обеспечения экономической устойчивости университетов : автореф. дис. … д-ра экон. наук 5.2.3 Экономика сферы услуг / РЭУ им. Г.В. Плеханова. - Москва, 2023. - URL: http://ords.rea.ru/index.php/2022/11/09/sandler-daniil-gennadyevich/ (дата обращения: 25.12.2022)

14. Сандлер Д.Г. Экономическая устойчивость в контуре стратегического управления вузом // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий), Серия «Экономика». - 2022. - № 1(54). - С. 38-44. - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=48207063&selid=48207069 (дата обращения: 18.10.2022).

15. Стукалова И.Б. Мировые рейтинги и конкурентоспособность российских университетов / И.Б. Стукалова, А.В. Шишкин, А.А. Стукалова // Международная торговля и торговая политика. - 2019. - № 3(19). - С. 5-18. - DOIhttps://doi.org/10.21686/2410-7395-2019-3-5-18

16. Успешность выпускников и уровень оплаты труда преподавателей как факторы конкурентоспособности университетов Уральского региона / Г.А. Агарков, Д.Г. Сандлер, А.Д. Сущенко [и др.] ; УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Урал. фед. ун-т, 2020. - 214 с.

17. Характеристика системы высшего образования в РФ. Мониторинг 2021 года (по данным за 2020 год) // Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций Высшего образования. - МИРЭА-ГИВЦ : [сайт]. - URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2021 (дата обращения: 18.09.2021).

18. Ahmad H. KM model to embed knowledge management activities into work activities in construction organisations / H. Ahmad, M. Gaterell // Procs 24 th Annual ARCOM Conference (Cardiff, 1-3 Sept 2008) / Association of Researchers in Construction ; ed. A. Dainty. - Cardiff, 2009. - PP. 309-318. - URL: https://www.researchgate.net/figure/The-SECI-model-Nonaka-and-Takeuchi-1995_fig2_267404394 (date accessed: 22.11.2021).

19. Darroch J. Knowledge management, innovation and firm performance / J. Darroch. - DOIhttps://doi.org/10.1108/13673270510602809 // Journal of Knowledge Management. - 2005. - Vol. 9, Iss. 3. - PP. 101-115.

20. Guldenberg S. Strategy process in Research and Development Organizations: Why Knowledge Management is still more isolated than integrated / S. Guldenberg, K.-H. Leitner // Paper prepared for OKLC : Copenhagen, 2008. - 5 p. - URL: https://warwick.ac.uk/fac/soc/wbs/conf/olkc/archive/olkc3/papers/contribution157.pdf (date accessed: 12.10.2021).

21. Standing G. The Precariat: The New Dangerous Class / G. Standing. - DOIhttps://doi.org/10.5040/9781849664554. - London : Bloomsbury Academic, 2011. - 198 p. - ISBN 978-184966-455-4.

22. Zack M.H. Developing a Knowledge Strategy // California Management Review. - 1999. - Vol. 41, Iss. 3. - PP. 125-145. - URL: http://web.cba.neu.edu/~mzack/articles/kstrat/kstrat.htm (date accessed: 14.08.2022).

Войти или Создать
* Забыли пароль?