сотрудник с 01.01.2014 по настоящее время
Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
сотрудник
УДК 159.9 Психология
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
В статье рассматривается феномен социально-коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, который отражает способность личности успешно функционировать в обществе и взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии со своим социальным статусом. Предлагается авторское понимание конструкта «социально-коммуникативная компетентность». Цель исследования состояла в анализе показателей социально-коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, а также в выявлении гендерно- обусловленных особенностей ее проявления. Выборку исследования составили 150 респондентов, которые по признаку «пол» были разделены на две группы: мужчины (n=86) и женщины (n=64). Средний возраст испытуемых составил 21,34 года. Исследование осуществлялось с помощью комплекса эмпирических и математико-статистических методов. Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики: методика диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК), методика диагностики коммуникативной толерантности. Обработка эмпирического материала осуществлялась с помощью специализированного пакета компьютерных программ IBM SPSS Statistics 23 и программы Excel. Был проведен сравнительный и корреляционный анализ данных исследования. Сравнительный анализ позволил выявить достоверные различия между мужчинами и женщинами по показателям шкал методики КСК (фактор C, фактор К, фактор Н), а также методики диагностики коммуникативной толерантности (стремление переделать партнера, нетерпимость к дискомфорту). В результате корреляционного анализа выявлено: коммуникативная толерантность мужчин связана с общительностью, эмоциональной устойчивостью и ориентированностью на других; у женщин - с эмоциональной устойчивостью, самоконтролем и ориентированностью на соблюдение социальных норм. Научная новизна исследования состоит в выявлении гендерных различий в показателях социально-коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел.
коммуникативная компетентность, социальная компетентность, социально-коммуникативная компетентность, коммуникативная толерантность, сотрудник органов внутренних дел
Введение
Правоохранительная деятельность осуществляется в системе «человек-человек» и для ее успешности необходимы не только развитые коммуникативные качества личности, но и умение ориентироваться в любой социальной ситуации, адекватно ее оценивать, принимать верные решения и достигать поставленных целей. Речь идет о социально-коммуникативной компетентности личности, в которой отражается «способность устанавливать и удерживать контакт индивидов между собой для достижения необходимых целей и решения определенных задач» [7, с. 125].
Феномен социально-коммуникативной компетентности рассматривается в психологии и педагогике недавно и немногочисленными авторами [4]. Большое количество работ посвящено исследованию коммуникативной компетентности, которую рассматривают как интегративную характеристику личности [2,10,12], обусловленную отношением к себе и к другим людям, умением контролировать и регулировать свое поведение, грамотно аргументировать свою позицию [11]. Высокоразвитая коммуникативная компетентность определяется в качестве фактора, обуславливающего эффективность правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел [6, с. 85].
Интересна позиция Емельянова Ю.Н., который включает в коммуникативную компетентность ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, что предполагает «такой уровень обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе…» [2, с. 6]. В нашем понимании автор искусственно расширяет понятие «коммуникативная компетентность», включая в него характеристики другого феномена. Речь идет о социальной компетентности личности, которую определяют как обладание социальными знаниями и полномочиями, позволяющими существовать и действовать в социальной среде и достигать личных целей в социальном взаимодействии [5, 12]. Ученые признают факт многогранности и объемности социальной компетентности личности [5], рассматривая ее как «результативность, с которой индивид способен откликаться на возникающие различные проблемные ситуации» [8, с. 49].
Нам близка позиция исследователей, рассматривающих социально-коммуникативную компетентность как «сложное новообразование, организационно вбирающее в себя и социальную, и коммуникативную компетентность, однако в сочетании с этими понятиями, образующее новый смысл» [3, с. 20]. Так, по мнению О.А. Ковалевой, существует необходимость объединения двух компетентностей в связи с тем, что «социальную компетентность как способность к социализации, социальным отношениям невозможно рассматривать в отрыве от коммуникативной составляющей, являющейся необходимым инструментом, средством взаимодействия» [4, с. 35].
Размышляя о социально-коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел, мы определяем ее как способность субъекта труда на основе самоанализа и самоконтроля ориентироваться в разных ситуациях общения, объективно оценивать себя и окружающих людей, осуществлять прогнозирование поведения других с целью формирования необходимых отношений для успешного осуществления профессиональной деятельности.
К значимым для успешной коммуникации и социального взаимодействия качествам относят степень общительности, жизнерадостность, эмоциональную устойчивость, независимость и самостоятельность в решениях, самоконтроль [10], а также толерантные и интолерантные установки личности, определяемые В.В. Бойко как коммуникативная толерантность [1]. Речь идет о способности человека переносить неприятные и неприемлемые, по его мнению, психические состояния, качества и поступки партнеров по взаимодействию. Высокий уровень коммуникативной толерантности обеспечивается жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами и состоянием психического здоровья человека. Противоположным качеством личности является коммуникативная интолерантность, которая может проявляться как в отношении конкретного человека, так и в отношении собирательного типа личности (национальность, род деятельности, вероисповедание и т.д.).
В нашем понимании, социально-коммуникативная компетентность личности определяется соотношением и уровнем развития значимых для успешной коммуникации и социального взаимодействия качеств. Так, субъекту правоохранительной деятельности надлежит быть в меру общительным (не навязчивым и не замкнутым); уметь сочетать рациональность и чувствительность, серьезность и веселость; быть способным принимать независимые решения; уметь проявлять самоконтроль; быть эмоционально сдержанным; уметь учитывать и принимать особенности окружающих людей. Низкий уровень развития конкретного качества, впрочем, как и его чрезмерная выраженность, будут обуславливать затруднения в осуществлении профессиональной коммуникации и достижения целей правоохранительной деятельности. Таким образом, успешное социальное взаимодействие и профессиональная коммуникация обеспечивается умеренной выраженностью соответствующих качеств личности, свидетельствующих об их гармоничном сочетании.
Методология, методы и материалы исследования
В данном исследовании приняли участие сотрудники территориальных подразделений органов внутренних дел (n=66) и курсанты Санкт-Петербургского университета МВД России (n=84). Общее количество респондентов (n=150) было разделено на две группы по гендерной принадлежности. В первую группу (мужчины) было определено 57,33% респондентов (n=86), во вторую группу (женщины) вошли 42,67% респондентов (n=64). Возраст испытуемых варьировался от 18 до 39 лет, средний возраст составил 21,34+3,63.
Гипотезы исследования:
1. Социально-коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел обуславливается развитыми коммуникативными, эмоциональными и интеллектуальными качествами личности.
2. Социально-коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел имеет гендерно обусловленные особенности. Мужчины и женщины имеют различия в толерантных установках личности.
Исследование социально-коммуникативной компетентности сотрудников органов внутренних дел проводилось нами с помощью следующих методик: методики диагностики коммуникативной и социальной компетентности (КСК) и методики диагностики коммуникативной толерантности [9].
Опросник КСК содержит девять шкал, каждая из которых представляет собой фактор, определяющий коммуникативную и социальную компетентность личности. Каждый фактор измеряет полярные характеристики личности: фактор А (замкнутость-общительность), фактор С (эмоциональная устойчивость – эмоциональная нестабильность), фактор В (невнимательность – сообразительность), фактор Д (серьезность - жизнерадостности) , фактор К (рациональность - чувствительность), фактор М (ориентированность на общественное мнение - независимость), фактор Н (импульсивность - самоконтроль), фактор П (ориентированность на соблюдение социальных норм - склонность к асоциальному поведению), фактор Л (искренность - лживость). Результаты диагностики респондентов считались достоверными и учитывались при значениях фактора «Л» до 12 баллов. Показатели оценивались следующим образом: соответствующее качество личности явно выражено при сумме баллов от 16 до 20, тенденция к преобладанию качества от 13 до 15 баллов, примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами при количестве баллов от 8 до 12, преобладает противоположное качество личности при сумме баллов от 5 до 7. Несколько иначе оценивались результаты исследования по фактору П: показатели шкалы в пределах от 20 до 40 баллов свидетельствуют о определенных личностных проблемах в какой-либо жизненной сфере.
Коммуникативная толерантность сотрудников органов внутренних дел измерялась с помощью методики В.В. Бойко. Опросник состоит из 45 суждений, сгруппированных в девять блоков, каждый из которых отражает сформированность определенной интолерантной установки личности. Каждое суждение следовало оценить по шкале от 0 до 3 баллов, где 0 баллов соответствует ответу «неверно», а 3 балла - «верно в высшей степени». Таким образом, по каждому блоку испытуемый мог набрать от 0 до 15 баллов, где максимальное количество баллов соответствует крайней степени интолерантности личности по определенному признаку. Общий уровень коммуникативной толерантности измерялся путем суммирования значений, полученных по каждому блоку. Автором предусмотрена возможность оценить интегративный показатель коммуникативной толерантности личности: высокая степень толерантности (от 1 до 45 баллов), средняя (45-85 баллов), низкая (85-125 баллов), полное неприятие окружающих (125-135 баллов).
Результаты исследования.
Результаты исследования факторов коммуникативной и социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел свидетельствуют о том, что существуют особенности, обусловленные гендерной принадлежностью. Достоверные различия выявлены по 3 из 9 шкал (33,33%): фактор С, фактор К, фактор Н. Сравнительный анализ эмпирических данных представлен в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение показателей коммуникативной и социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел
№ |
Шкалы |
Мужчины М ± σ (n=86) |
Женщины М ± σ (n=64) |
р≤
|
1 |
Фактор А |
12,1±3,39 |
12,86±2,92 |
- |
2 |
Фактор B |
13,26±2,96 |
13,59±2,81 |
- |
3 |
Фактор C |
14,74±2,92 |
13,02±3,57 |
0,001 |
Фактор Д |
9,98±1,98 |
9,67±2,76 |
- |
|
5 |
Фактор К |
8,16±3,21 |
11,64±2,92 |
0,001 |
6 |
Фактор М |
9,22±3,06 |
9±2,87 |
- |
7 |
Фактор Н |
14,48±2,69 |
13,39±3,02 |
0,05 |
8 |
Фактор Л |
5,94±3,41 |
5,63±4,2 |
- |
9 |
Фактор П |
10,22±3,4 |
11,36±4,3 |
- |
Согласно данным, приведенным в таблице 1, для респондентов обеих групп характерным является искренность в самооценке собственных качеств и компетентность в сфере коммуникаций, способность устанавливать контакты и вести конструктивный диалог с различными категориями граждан, при этом не навязываясь в общении и не избегая его. Показатели респондентов свидетельствуют о развитом логическом мышлении и сообразительности (фактор В), умеренной выраженности серьезности и жизнерадостности (фактор Д), независимости (самостоятельности) в принятии решений и способности учитывать при этом мнение окружающих (фактор М). Сотрудники органов внутренних дел ориентированы на социально-приемлемое поведение и не демонстрируют серьезные проблемы в различных сферах жизнедеятельности: в семье, в отношениях с друзьями, на работе, в отношениях с окружающими (фактор П).
Вместе с тем, в ряде факторов (С, К, Н) проявляются гендерные особенности коммуникативной и социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел. Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Гендерные особенности коммуникативной и социальной компетентности сотрудников органов внутренних дел
Эмоциональная стабильность (фактор С) у респондентов двух групп на среднем уровне развития с тенденцией к высокому. Полученные результаты свидетельствуют об эмоциональной устойчивости, зрелости и выдержанности сотрудников органов внутренних дел. Вместе с тем в показателях групп выявлены достоверные различия (р≤0,001). Мужчины продемонстрировали более высокие значения фактора С.
Фактор К отражает предрасположенность человека к доверию или недоверию по отношению к окружающим. Высокие значения фактора К определяют чувствительную, тянущуюся к другим личность; низкие значения свидетельствуют о личности с рациональным мышлением, которая с недоверием относится к окружающим. Респонденты двух групп продемонстрировали умеренную выраженность фактора К. Вместе с тем установлены достоверно более высокие значения по данной шкале (р≤0,001) в группе «женщины».
Значения фактора Н свидетельствуют о тенденции респондентов к самоконтролю и умению подчиняться правилам. Мужчины продемонстрировали более высокие значения, что говорит об их меньшей импульсивности и неорганизованности по сравнению с женщинами. Различия достоверны при р≤0,05.
Диагностика коммуникативной толерантности была проведена с помощью методики, разработанной В.В. Бойко в 1998 году. Сравнительный анализ эмпирических данных представлен в таблице 2. Достоверные различия выявлены по 2 из 10 шкал (20%): стремление переделать партнера, нетерпимость к дискомфорту.
Таблица 2
Сравнение показателей коммуникативной толерантности сотрудников органов внутренних дел
№ |
Шкалы |
Мужчины М ± σ (n=86) |
Женщины М ± σ (n=64) |
р≤
|
1 |
Непринятие индивидуальности |
4,47±2,16 |
4,75±2,05 |
- |
2 |
Использование себя как эталона |
3,9±3,06 |
3,81±2,7 |
- |
3 |
Категоричность, консервативность |
5,85±2,73 |
5,23±2,95 |
- |
4 |
Неумение скрывать чувства |
4,22±2,34 |
3,89±2,31 |
- |
5 |
Стремление переделать партнера |
3,91±2,67 |
3,27±2,64 |
0,01 |
6 |
Желание сделать партнёра удобным |
3,27±2,34 |
4,53±2,61 |
- |
7 |
Неумение прощать ошибки |
3,66±2,42 |
4,13±2,46 |
- |
8 |
Нетерпимость к дискомфорту |
3,57±2,78 |
2,56±2,26 |
0,05 |
9 |
Плохое приспособление |
3,42±2,18 |
3,7±2,44 |
- |
10 |
Общий уровень толерантности |
36,26±13,72 |
35,88±16,26 |
- |
Согласно данным, приведенным в таблице 2, достоверных различий в значениях двух групп по восьми шкалам не выявлено, что позволяет отметить идентичность толерантных установок сотрудников и высокий уровень коммуникативной толерантности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что сотрудники органов внутренних дел способны принимать индивидуальные особенности других людей, умеют скрывать от партнера по общению негативные эмоции, не стремятся переделать партнера или сделать его удобным, умеют приспосабливаться к индивидуально-психологическим особенностям других.
Вместе с тем, достоверные различия в показателях групп, обнаруженные по двум шкалам методики, указывают на гендерные особенности коммуникативной толерантности. Выявлены достоверно более высокие значения в уровне шкалы «желание сделать партнёра удобным» (р≤0,01) и более низкие значения шкалы «нетерпимость к дискомфорту» (р≤0,05) в группе «женщины». Полученные результаты наглядно представлены в рисунке 2.
Рисунок 2. Гендерные особенности коммуникативной толерантности сотрудников органов внутренних дел (методика В.В.Бойко)
Сотрудники-женщины более терпимы к негативным (дискомфортным) состояниям собеседника, а сотрудники-мужчины проявляют меньшее стремление переделать или перевоспитать партнера по общению.
Решение исследовательских задач подразумевало проведение корреляционного анализа, который позволил определить линейные связи между показателями и оценить их статистическую значимость. Нами был использован коэффициент корреляции Пирсона, определяющий пропорциональную изменчивость двух переменных.
Выявлены достоверные корреляционные связи общего уровня коммуникативной толерантности в группе «мужчины» с фактором А (r=-0,239; р≤0,05), фактором С (r=-0,313; р≤0,01), фактором М (r=0,364; р≤0,001). В соответствии с полученными данными, коммуникативная толерантность у сотрудников органов внутренних дел мужского пола зависит от их общительности, эмоциональной устойчивости и ориентированности на других. Также были проанализированы корреляции рассматриваемых факторов с отдельными признаками интолерантности. В результате установлены отрицательные корреляции фактора А со следующими признаками: использование себя как эталона (r=-0,265; р≤0,05), неумение скрывать чувства (r=-0,258; р≤0,05), неумение прощать ошибки (r=-0,277; р≤0,01). Фактор С отрицательно коррелирует с признаками: использование себя как эталона (r=-0,215; р≤0,05), неумение скрывать чувства (r=-0,330; р≤0,01), желание сделать партнера удобным (r=-0,402; р≤0,001), неумение прощать ошибки (r=-0,340; р≤0,001). Фактор М положительно коррелирует с непринятием индивидуальности (r = 0,305; р ≤ 0,01), использованием себя как эталона (r = 0,422; р ≤ 0,001), неумением скрывать чувства (r = 0,248; р ≤ 0,05), желанием сделать партнера удобным (r = 0,229; р ≤ 0,05), неумением прощать ошибки (r = 0,305; р ≤ 0,01). Таким образом, коммуникативная интолерантность проявляется у малообщительных сотрудников-мужчин, которые ориентированы на себя и склонны к проявлению эмоциональной неустойчивости. Такие сотрудники позиционируют себя в качестве эталона, не умеют скрывать свои чувства, желают сделать партнера по общению удобным и не готовы прощать ему ошибки.
В группе «женщины» общий уровень коммуникативной толерантности коррелирует с фактором С (r=-0,534; р≤0,001), фактором Н (r=-0,272; р≤0,05), фактором П (r=0,335; р≤0,01). В соответствии с полученными данными коммуникативная толерантность у женщин взаимосвязана с эмоциональной устойчивостью, самоконтролем и ориентированностью на соблюдение социальных норм. Исследование корреляционных связей анализируемых факторов с отдельными признаками интолерантности позволило выявить следующее: фактор С отрицательно коррелирует с непринятием индивидуальности (r=-0,499; р≤0,001), использованием себя как эталона (r=-0,419; р≤0,001), категоричностью (r=-0,341; р≤0,01), неумением скрывать чувства (r=-0,448; р≤0,001), стремлением переделать партнера (r=-0,398; р≤0,001), желанием сделать партнера удобным (r=-0,373; р≤0,001), неумением прощать ошибки (r=-0,421 р≤0,001), плохим приспособлением (r=-0,428; р≤0,001). Фактор Н отрицательно связан с признаками: неумение скрывать чувства (r=-0,308; р≤0,05), стремление переделать партнера (r=-0,249; р≤0,05), желание сделать партнера удобным (r=-0,251; р≤0,05), нетерпимость к дискомфорту (r=-0,270; р≤0,05). Фактор П обнаруживает положительные корреляции с признаками: непринятие индивидуальности (r = 0,333; р ≤ 0,001), использование себя как эталона (r=0,265; р≤0,05), неумение скрывать чувства (r = 0,432; р ≤ 0,001), стремление переделать партнера (r = 0,302; р ≤ 0,05). Интолерантность в коммуникации характерна для сотрудников-женщин, которые эмоционально нестабильны, склонны к проявлению импульсивности и нарушению социальных норм. Коммуникативная интолерантность у женщин основана на непринятии индивидуальности, использовании себя в качестве эталона, неумении скрывать свои чувства, стремлении переделать партнера и желании сделать партнёра удобным.
Выводы:
1. Социально-коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел представляет собой способность субъекта труда на основе самоанализа и самоконтроля ориентироваться в разных ситуациях общения, объективно оценивать себя и людей, осуществлять прогнозирование поведения других с целью формирования необходимых отношений для успешного осуществления профессиональной деятельности.
2. Социально-коммуникативная компетентность обусловлена самостоятельностью в принятии решений, развитым логическим мышлением, отсутствием излишней доверчивости, умением подчиняться правилам, эмоциональной устойчивостью, умеренной общительностью, высоким уровнем толерантности.
3. Социально-коммуникативная компетентность сотрудников органов внутренних дел имеет гендерно обусловленные особенности. Так, сотрудники-женщины продемонстрировали достоверно более низкие показатели эмоциональной стабильности и самоконтроля, а также более высокие показатели чувствительности. Сотрудники-мужчины менее терпимы к дискомфортным состояниям собеседника, при этом не проявляют стремления переделать или перевоспитать партнера по общению.
4. Коммуникативная толерантность сотрудников органов внутренних дел зависит от их эмоциональной устойчивости и ряда других факторов, связанных с гендерной принадлежностью сотрудника. Так, высокий уровень толерантности в общении у женщин зависит от самоконтроля и ориентированности на соблюдение социальных норм, а у мужчин от общительности и ориентированности на других. Коммуникативная интолерантность проявляется у сотрудников органов внутренних дел, которые используют себя в качестве эталона, не умеют скрывать свои чувства и желают сделать партнера удобным. При этом, сотрудники-женщины не готовы принять индивидуальность и стремятся переделать партнера, а сотрудники-мужчины не готовы прощать окружающим ошибки.
1. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие / В.В. Бойко. - Санкт-Петербург: СПб МАПО, 1998. - 24 с.
2. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика коммуникативной компетентности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 38 с.
3. Калдыбаев С.К., Омурзакова Ч.Ш. Уровни социально-коммуникативной компетентности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-1. - С. 20-23.
4. Ковалёва О.А. Состояние проблемы определения, оценки и становления социально-коммуникативной компетентности личности // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2017. №3. URL: bulletinpp.esrae.ru/220-1138 (дата обращения: 15.04.2023).
5. Король О.Ф. Социальная компетентность государственных служащих и компетентность социального взаимодействия: ключевые подходы к формированию понятий // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-kompetentnost-gosudarstvennyh-sluzhaschih-i-kompetentnost-sotsialnogo-vzaimodeystviya-klyuchevye-podhody-k (дата обращения: 06.04.2023).
6. Лопатин Е.А., Профессиональная надежность сотрудников полиции в контексте гуманистического подхода/ Е.А. Лопатин, И.В. Хамидова, В.В. Крючков, О.В. Свинарева, С.И. Рабазанов //Человеческий капитал. -2018 № 8(116). С. 83-94.
7. Маланов, И.А., Сущность социально-коммуникативной компетентности личности / И.А. Маланов, М.В. Шустикова // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2020. - № 6 (34). - с. 124-127. DOI:https://doi.org/10.23951/2307-6127-2020-6-124-128 EDN: ONFFEG
8. Усанова, О.Г. Соотношение формирования социально-коммуникативной компетентности и социального интеллекта / О.Г. Усанова // Перспективы науки. - 2016. - № 6(81). - С. 48-51.
9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.
10. Чихарев М.В. Коммуникативная компетентность как фактор социально - психологической адаптации военнослужащих-контрактников внутренних войск МВД России: автореф. дис. ... канд психол. наук: 19.00.05. - Ярославль, 2017. - 24 с.
11. Шумилова Е.А. Социально-коммуникативная компетентность как предмет исследования //Человек. Спорт. Медицина. 2006. №16 (71). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kommunikativnaya-kompetentnost-kak-predmet-issledovaniya (дата обращения: 05.04.2023).
12. Шумилова Е.А. Концепция формирования социально-коммуникативной компетентности будущих педагогов профессионального обучения в системе высшего образования: Монография. - Челябинск: Дитрих, 2011. - 258 с.