Волгоград, Волгоградская область, Россия
Волгоград, Волгоградская область, Россия
Волгоград, Волгоградская область, Россия
УДК 629.113 (Автомобили. Автомобилестроение)
Вопрос об определении эквивалента скорости автомобиля, приведшей к соответствующей деформацию кузова в настоящий момент решен не полностью. В статье описываются современные методы решения поставленного вопроса, определяются константы жесткости автомобиля ВАЗ - 2192 в соответствии с допущениями методики авторов самой распространённой программы по анализу дорожно-транспортных происшествий PC CRASH.
АВТОМОБИЛЬ, ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, ДЕФОРМАЦИЯ, СКОРОСТЬ
1 Состояние исследования и актуальность работы
В ходе расследования процесса дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) в административных и/или уголовных делах перед экспертом-автотехником встают вопросы об отнесении повреждений транспортного средства к заявленному событию (ДТП), определении энергии, затраченной на деформацию кузова (и/или рамы) автомобиля, или ее эквивалента скорости движения транспортного средства. Первый вопрос, связанный с мошенничеством в ОСАГО, уголовной практике и др., широко освещен в научной, методической учебной литературе методами, приемами проведения транспортно-трасологической экспертизы [1, 2]. Второй вопрос полностью не удалось решить на сегодняшний день. Существуют следующие методы или подходы для определения энергии, затраченной на деформацию кузова автомобиля, или ее эквивалента скорости движения автомобиля:
- метод экспертной оценки. Эксперт-автотехник, исходя из своих компетенций, определяет и обосновывает затраченную энергию и эквивалент скорости;
- инженерно-техническая экспертиза, основанная на методе конечных элементов [3, 4]. В программах по прочностным расчетам (таким как Ansys, Abaqus и др.) строится графическая модель автомобиля с необходимой точностью. Которая затем будет представляться программой как конечное количество простейших элементов. Задаются параметры прочности и разрушения материалов автомобиля. Проводится математическое моделирование процесса ДТП. Данный метод очень трудоемок, зачастую в открытом доступе не приводятся параметры разрушения материалов автомобиля;
- расчетный метод с помощью коэффициентов жесткости кузова автомобиля. Данный метод доступен в программном комплексе PС-CRASH для передней части легкового автомобиля.
Опишем последовательность действий, проиллюстрированную рис. 1 - 4, для определения энергии, пошедшей на деформацию кузова, а затем и скорости движения автомобиля.
На первом этапе необходимо измерить величины деформаций кузова автомобиля после ДТП и расстояния от точки измерения деформации вдоль поперечной оси до края автомобиля (рис. 1).
Рисунок 1 – Пример измерения деформации передней части автомобиля
На втором этапе выбирается автомобиль из картотеки программы (например, FORD FOCUS 2013 года выпуска, рис. 2). На рис. 2 показаны значения констант жесткости A, B и G, рассчитанные по результатам краш-теста и др. параметры.
1. Выявление случаев страхового мошенничества при расследовании дорожно-транспортных происшествий / Д. Ю. Комаров, Р. А. Жирков, Ю. Я. Комаров, С.В. Ганзин // Техника и технология транспорта : научный Интернет-журнал. - 2019. - № S13 (Тема выпус-ка: Материалы междунар. науч.-техн. конф. «ИНТЕРСТРОЙМЕХ - 2019», г. Казань, 12-13 сентября 2019 г.). - 7 с. (№ ст. 59). - URL: http://transport-kgasu.ru/files/N13-59RTS19.pdf.
2. Метлев, В. С. К вопросу о мошенничестве в сфере ОСАГО / В. С. Метлев, А. В. Ле-мешкин. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 10 (144). - С. 70-73. - URL: https://moluch.ru/archive/144/40384/ (дата обращения: 22.11.2021).
3. Никонов, В. Н. Прочностные расчеты при расследовании обстоятельств ДТП и про-тиводействии мошенничествам в области ОСАГО. // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции по криминалистике и судебной экспертизе "Криминалистиче-ские средства и методы в раскрытии и расследовании преступлений". - ЭКЦ МВД РФ. - Москва, 2006. - Т.2. Методические основы судебных экспертиз. - С.117-121.
4. Каширский, Д. Ю., Поляков В. В. Особенности применения компьютерной техники при расследовании дорожно-транспортных происшествий // В сборнике: Организация и без-опасность дорожного движения Материалы X международной научно-практической конфе-ренции, посвященной 85-летию со дня рождения д. т. н., профессора Л. Г. Резника: в 2 то-мах. 2017. С. 288-294.
5. Campbell K. L. Energy basis for collision severity //SAE Transactions. - 1974. - С. 2114-2126.
6. Алгоритм CRASH3. Определяем жесткость передней части автомобиля - Текст: электронный - URL: https://pravorub.ru/articles/40186.html (дата обращения: 23.11.2021).
7. Все краштесты журналы Авторевю - Текст: электронный - URL: http:// https://autoreview.ru/arcap/all/ (дата обращения: 22.11.2021).
8. Краш-тест автомобиля Лада Калина Люкс - Текст: электронный - URL: https://autoreview.ru/arcap/cars/Лада/Калина%20Люкс (дата обращения: 22.11.2021).