В статье приведены данные из истории развития кооперации в сельском хозяйстве дореволюционной России. Рассмотрены причины низкой предпринимательской активности, малых форм хозяйствования на сельских территориях. Определены возможные способы воздействия на эти причины. Рассмотрены меры по стимулированию к кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей.
малые формы хозяйствования (МФХ), кооперация, агробизнес, частная инициатива, программа, эффективность, государственная поддержка
Введение. Несмотря на высокую долю продукции малых форм хозяйствования (МФХ) в валовом производстве мяса, молока, картофеля (72,5%, 67,9% и 94,6% соответственно) и ряда других продуктов, на сельских территориях сохраняется тенденция оттока трудоспособного населения в более крупные населенные пункты.
Для поиска основных причин данного явления необходимо подробно изучить исторические факты и условия развития крестьянского производства в предреволюционные периоды и в годы НЭП.
Анализ и обсуждение результатов исследования. «Кооперирование – это прогрессивный путь, это единственный здравый путь – объединения крестьян, их экономических интересов. Если вспомнить Чаянова, то он еще в 20-х годах прошлого столетия доказывал руководству страны и крестьянам, что и основная форма организации, и эффективная организация сельского хозяйства – это кооперация в переработке, хранении, сбыте, реализации продукции…» Так озвучил важность изучения исторического опыта России для развития кооперации Министр сельского хозяйства России Николай Васильевич Федоров в одном из интервью [1].
Из истории кооперации в дореволюционной России. В начале XX в. Кооперативное движение России приобрело небывалый размах. Следующие данные о числе кооперативов в 1901-1917 гг. (по состоянию на 1 января) красноречиво свидетельствуют об этом [2]:
По оценкам экономистов в кооперативном движении непосредственно участвовало около 14 млн. человек, а с членами их семей – 84 млн, т.е. свыше половины населения страны: это позволяло сделать вывод о том, что предреволюционная Россия занимала по числу кооперативов и их членов, «безусловно, первое место во всем мире» [3].
Бурное развитие кооперации приходится как раз на годы учебы А.В. Чаянова в МСХИ. Его преимущественное внимание, а за тем и практическая работа сосредотачиваются в области крестьянской льноводческой кооперации. А.В. Чаянов и его единомышленники довольно быстро решают задачу завоевания мирового рынка этой, типично российской культуры, единственным конкурентом которой мог быть только хлопок восточных стран.
Так, в 1915 г. был создан отраслевой центр льноводческой кооперации – Центральное товарищество льноводов (ЦТЛ). Уже в первый год существования ЦТЛ установило торговые связи с Англией, Францией, Японией и продало им 61 310 пудов (981 т) волокна на сумму 700 684 руб. [4]. В этом немалая заслуга и А.В. Чаянова. Он не только следил за технологией прохождения льна в торговом обороте, обращая особое внимание на расчетные операции на самом нижнем уровне, но и находил все время какие-то новые формы стимулирования и агитации крестьянина.
1. Крестьянские ведомости// ЗАО «Крестьянские ведомости медиа группа». Сайт.URL: http://www.agronews.ru/ Дата обращения 12.12.2012 г.
2. Сельское хозяйство РБ : Стат. сб. - Уфа: Башкортостанстат, 2011. - 127 с.
3. Сельскохозяйственная деятельность хозяйств населения РБ: статистический сборник. - Уфа: Башкортостанстат, 2011. - 85с.
4. Кликич Л.М., Мамаев Р.Р. Cельское подворье - угасающая традиция или нереализованный потенциал? // Экономика и управление: научно-практический журнал. - №4, 2011. - С. 71-74.
5. Туган-Барановский М.И. Социальные основы кооперации. - М.: 1989. -С. 296, 450-451.
6. Чаянов А.В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. - М.: Наука, 1991. - 456 с.
7. Кабанов В.В. Октябрьская революция и кооперация. - М.: 1973. - С. 61.