Ведущим типом природопользования для Крыма является рекреационный. В данной статье полуостров рассмотрен как туристский регион, выявлены сильные и слабые его стороны, возможности для его развития и стоящие перед ним угрозы. Многие из них связаны с присоединением полуострова к России в марте 2014 г. и разнообразными последствиями этого события. В течение последнего года заметно снизилось количество туристов и транспортная доступность полуострова, что резко повышает актуальность строительства Керченского транспортного перехода. В статье содержатся рекомендации по развитию новых видов туризма, что наряду с улучшением отношений с Украиной и транспортным переходом через пролив позволит вновь увеличить количество туристов. Это важно как для экономики Крыма в целом, так и для большинства его жителей. В статье также предлагается осуществить перераспределение туристских потоков и активнее проводить рекламную компанию Крыма как туристского региона в информационном пространстве РФ. Здесь могут быть использованы патриотические настроения, которые имели место в стране после присоединения Крыма. Популярность полуострова может возрасти и вследствие обесценивания российского рубля, что существенно меняет ситуацию на рынке туристских услуг. Предлагается рассматривать берега Крыма как совокупность природных и природно-социальных систем, что дает новые возможности для управления природопользованием в прибрежной зоне. В частности, такой подход позволяет выявить наиболее важные для туристского потенциала участки территории, а также пространственные границы воздействия человека. В последнее время резко возросла доля организованных туристов и сильно изменилась география туризма. Следует помнить, что для крымчан важны как организованные, так и неорганизованные рекреанты.
Крым, берега, рекреация, туристский поток, виды туризма, транспорт.
В настоящее время особую актуальность приобретает вопрос использования туристских ресурсов Крыма. Впервые за многие годы имеет место стремительное уменьшение (по некоторым оценкам, примерно двукратное) количества туристов на полуострове, а также, по всей видимости, впервые за последние несколько десятилетий — превышение числа организованных туристов над неорганизованными и увеличение доли организованной рекреации в несколько раз. Основная причина этих изменений — присоединение Крыма к России и резкое ухудшение его физической и психологической транспортной доступности, а также формирование отталкивающей украинских туристов репутации как у полуострова, так и у крымско-украинской границы. В настоящее время, к сожалению, ситуация только ухудшается. В конце декабря отменены ряд поездов в Крым, а также международные автобусы.
Минимизация уменьшения туристского потока и постепенный выход на его увеличение является важнейшей задачей для экономики полуострова, от решения которой зависит благосостояние его жителей. Предпринимаемые Россией в течение 2014 г. меры — субсидирование авиаперелетов, интенсификация использования паромной переправы через Керченский пролив,
1. Бредихин А.В. Рекреационно-геоморфологические системы, Смоленск: Ойкумена, 2010. 328 с.
2. Долотов В.В., Иванов В.А. Повышение рекреационного потенциала Украины: кадастровая оценка пляжей Крыма. Севастополь: Изд-во МГИ НАНУ, 2007. 150 с.
3. ЕфимоваЛ.В. Аксиологические проблемы СМИ // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 2.
4. Игнатов Е.И, Орлова М.С., Санин А.Ю. Береговые морфосистемы Крыма. Севастополь: НПЦ«ЭКО-СИ-Гидрофизика», 2014. 267 с.
5. Игнатов Е.И Береговые морфосистемы // Экологическая безопасность прибрежной и шельфовой зон и комплексное использование ресурсов шельфа. Сборник науч. трудов, Севастополь, 2003, № 9. С. 178-201.
6. Игнатов Е.И, Чистов СВ., Иванов В.А. Происхождение, история развития и динамика косы Туз-лы. // Экологическая безопасность прибрежной и шельфовой зон и комплексное использование ресурсов шельфа: Сб. науч. тр. НАН Украины, МГИ, ОФ Ин-БЮМ. Севастополь, 2004. № 10. С. 198-206.
7. Кортунов В.В. Имитация здравого смысла. Очерки по теории мировой культуры. М., 2001.
8. Кортунов В.В. Бегство от реальности или оборотная сторона телекоммуникационных технологий. М., 2003.
9. Павленок П.Д., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М., Аникеева О.А., Митюрникова Л.А., Шеменева О.В., Мозговая Т.М., Краснова О.Н., ФодоряА.Ю., Погребова Е.С. Качество жизни населения современной России в контексте социального государства. Отчет о НИР (Федеральное агентство по образованию). М., 2010.
10. Патийчук И.О. Физико-географические особенности и геоэкологическое состояние природной среды полуострова Крым. Автореф.... канд. геогр. наук. М.: Изд-во МГУ, 2011. 27 с.
11. Прыгунова ИЛ. Рекреационные территории в структуре экологического каркаса Крыма». Автореф.... канд. геогр. наук. М.: Изд-во МГУ, 2005. 28с.
12. Столяров Д.Ю., Кортунов В.В. Культурология. М., 1998.
13. Шуйский Ю.Д., Выхованец Г.В. Экзогенные процессы развития аккумулятивных берегов в северозападной части Черного моря. М.: Недра, 1989. 198 с.
14. Cnorley R.J. Geomorphology and general Systems theory// U.S. Geol. Survey Prof. Paper. 1962.Vol/500. B. P. 45-55.
15. Cowell, P. /., andThom, B.G., 1994. Morphody namics of coastale volution //In Carter, R.WG., and Woodroffe, CD. (eds.), Coastal Evolution. Cambridge: Cambridge University Press, pp. 33-86.
16. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. № 3.
17. Michal Vanek, Milan Mikolas, Kateuiina Bvakova. Evaluation methods of SWOT analysis // Geo Science Engineering Volume LVIII (2012), p. 23-31.