Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
Целью статьи является выявление особенностей управления на санаторно-курортных предприятиях. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что за последние четверть века исторического периода становления рыночных отношений потенциал санаторно-курортного лечения, оздоровления и отдыха России сократился в четыре раза. В определенной мере это связано с отсутствием механизма предпринимательской деятельности. Обосновано, что на каждом предприятии санаторно-курортной сферы должны действовать два обособленных, но органически взаимосвязанных механизмов управления: а) механизм управления лечением, который невозможен без второго; б) механизма предпринимательства, создающий условия эффективного лечения и отдыха. Рассмотрено, что результатом деятельности санаторно-курортного предприятия являются два продукта: первый — в форме создания условий для отдыха и лечения. Этот продукт продается в виде путевки, стоимость которой компенсирует затраты предприятия на проведение лечения и создание условий для отдыха, и позволяющие получить прибыль. Потребитель санаторно-курортных услуг в результате оздоровления и лечения восстанавливает работоспособность и участвует в производстве продукта общества, следовательно, результат лечения можно выразить в форме определенной доли прироста человеческого капитала страны. Особенностью механизма предпринимательства в санаторно-курортном предприятии является то, что не продукт (как совокупность условий для лечения и отдыха и системы оздоровительных услуг) доставляется потребителю, а, наоборот, потребитель услуг — к продукту. Представлено дерево целей по обеспечению процесса создания этих двух продуктов санаторно-курортного предприятия. Из состава объектов управления санаторно-курортного предприятия выделен его основной механизм — организационно-экономический. Он представляет совокупность организационных структур, конкретных форм и методов управления, инструментов и рычагов, а также органичного единства производственных, финансовых, социальных, технологических и экономических связей, правовых форм, влияющих на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования санаторно-курортной отрасли, с целью создания условий для квалифицированного оздоровления рекреанта при непрерывном совершенствовании лечебной базы, гостиничного обслуживания и обеспечения комфортного отдыха гостей.
предпринимательство, санаторно-курортное предприятие, предпринимательский продукт, лечебный продукт, организационно-экономический механизм.
Санаторно-курортные предприятия России довольно тяжело переходили к рыночным отношениям. Если в 1990 г. было 7431 санаторно-курортное учреждение на 1299 тыс. коек [8, с. 3], то на 1 января 2014 г. — всего 1250 санаторно-курортных учреждения на 342 тыс. коек.
Переход крыночным отношениям санаторно-курортных предприятий показал, что недостаточно иметь один механизм управления лечением, надо обязательно формировать механизм управления бизнесом, предпринимательства.
Теория предпринимательства возникла на Западе. По И. Шумпетеру [17, с. 63], роль предпринимателя — быть инновационным создателем новых комбинаций факторов производства.
1. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 1997. 607 с.
2. Тине Т.К. Предприниматель. М.Экономика , 1992. С. 19.
3. Зикирова III. С. Госрегулирование в системе санаторно-курортных услуг, проблемы и перспективы государственного регулирования санаторно-курортного комплекса // Российское предпринимательство. 2011. № 2. Вып. 1 (177). С. 140-144.
4. Кабак О.Т Формирование организационно-экономического механизма управления санаторно-курортными и туристскими предприятиями. Автореф.... канд. экон. наук. СПб., 1998. 16 с.
5. Кирьяков А.Т Основы инновационного предпринимательства. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 160 с.
6. Коршунов В.В. Рациональное и иррациональное в эволюции культурно-исторических типов мировоззрения. Дис.... д-ра философ, н. / Гос. ин-т искусствознания. М., 1999.
7. Коршунов В.В., Шелекеша В.О. К вопросу о философско-культурологическом обосновании гуманитарной экспертизы социально-политических процессов // Сервис plus. 2014. Т. 8. № 4. С. 9-14.
8. Магомедов М. А. Социально-экономические основы развития санаторно-курортного комплекса региона. Автореф.... канд. экон. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. 18 с.
9. Макарова О.А. Адаптация организационно-экономического механизма управления туристским предприятием к условиям кризисной экономики//Культура народов Причерноморья. 2011. № 215. С. 92-96.
10. Остапенко Е.А., Латышева Л.А. Инвестиционная деятельность в санаторно-курортном бизнесе. Монография. Ставрополь, 2009. 190 с.
11. Попова В.В. Архітектоніка організаційно-економічного механізму управління розвитком національної макросистеми // Держава та регіон. Серія «Гкономіка та підприемництво». 2007. № 4. С 204-208.
12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2011.512 с.
13. Снаговский Т.Ю. Формирование организационно-экономического механизма управления устойчивым развитием санаторно-курортных организаций Автореф.... канд. экон. наук / Сочинский научно-исследовательский центр РАН. Сочи, 2009. 18 с.
14. Столяренко А.В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия // Бизнес-информ. 2013. № 1. С. 235-242.
15. Хайек Ф.А. Общество свободных: Пер. с англ. М.: 1990. 309 с.
16. Хостинг А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993. 352 с.
17. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры: Пер. с нем. М., 1982.
18. Krasnova O.N. Problems of social cohesion development. Middle East Journal of Scientific Research. 2014. T. 19. № 3.
19. Mises L. von. Human Action: A Treatise on Economics. New Haven, 1949.
20. RonstadtRobert С Entrepreneurship. Dover., Mass., Lord Publishing Co., 1984. P. 28.