В статье рассматриваются проблемы функционирования автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики России. На основе данных статистической отчетности и результатов научно-прикладных исследований, проведенных научными и проектными организациями, а также зарубежного опыта функционирования автомобильного транспорта проведен критический анализ ситуации в подотрасли и представлены стратегические направления мероприятий по инновационному сценарию развития автомобильного транспорта
грузовой автомобильный транспорт, рыночная экономика, объемные показатели, прогноз, цели и задачи, инновационный сценарий, стратегия, мероприятия
На этапе становления рыночных отношений в России автомобильный транспорт стал ключевым звеном транспортного комплекса. Социально-экономические реформы обусловили радикальные структурные изменения автотранспорта как подотрасли, место и роль которой в стратегии экономического роста и развитии социальной сферы обусловлены следующими особенностями и преимуществами:
• наибольшей адаптированностью автотранспорта к рыночным преобразованиям (разгосударствлению, формированию конкурентной среды, интеграционным процессам);
• эксплуатационной и коммерческой маневренностью автотранспортных средств в части обеспечения им бесперевалочной доставки грузов в пределах значительного интервала партионности;
• высокой технологической приспособляемостью автотранспортных средств к взаимодействию с другими видами транспорта (при организации смешанных перевозок грузов);
• отсутствием у почти 60% населенных пунктов России внешних путей сообщения, кроме автомобильных дорог;
• высокой маневренностью и гибкостью обслуживания;
• более низким уровнем стартового капитала для организации перевозочного процесса;
• возможностью доставки срочных и скоропортящихся грузов за счет относительно высокой скорости движения;
• обеспечением реализации логистического подхода при формировании цепей поставок продукции;
• возможностью организации мелкопартионного завоза товаров как основы функционирования предприятий малого бизнеса;
• доступностью автотранспортных средств как объекта собственности юридических лиц и граждан России;
• высоким мобилизационным и коммуникационным потенциалом в целях обеспечения обороноспособности и внутренней безопасности страны.
1. Транспорт в России 2003-2013: Статистич. сб. / Росстат. М., 2003-2013.
2. Стратегия развития автомобильного транспорта России на период до 2030 г. М.: НИИАТ,2012.
3. Хмельницкий А.Д. Об инновационном сценарии стратегии развития автомобильного транспорта // Автотранспортное предприятие. 2011. № 5. С. 16-20.