сотрудник
сотрудник
Россия
сотрудник
Казань, Республика Татарстан, Россия
г. Казань, Республика Татарстан, Россия
Россия
Ресурсное обеспечение устойчивого развития агроэкономических систем должно способствовать повышению конкурентоспособности продукции сельского хозяйства на внутреннем и мировом продовольственном рынках и обеспечивать население земного шара продовольствием на основе неуклонного повышения темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции. Анализ базы данных Всемирного банка по формированию в сельском хозяйстве добавленной стоимости за период с 2012 по 2021 гг. свидетельствует, что за десять лет в аграрном секторе РФ добавленная стоимость увеличилась на 16 %, показывая положительную динамику среднегодовых темпов прироста со значением 1,53%. Сопоставление с аналогичным среднемировым значением прироста в 2,97% показывает отставание нашей агроэкономической системы от мира практически в два раза. Страны ОЭСР развиваются со среднегодовыми темпами прироста в 1,88% ,также опережая показатели РФ. В то же время агроэкономическая система России развивается быстрее на 0,26% по сравнению со странами ЕС. На ближайшие восемь лет РФ рассчитывает достижения среднегодовых темпов прироста производства сельскохозяйственной продукции в 3%, что в 2,7 раза выше среднемирового значения. Для этого у российских аграриев имеются значительные резервы ресурсного обеспечения устойчивого развития агроэкономической системы за счет расширения площадей основного производственного ресурса путем вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий в размере 33,04 млн. га (16,7% от общей площади), что при успешном освоении и при достижении среднероссийского уровня землеотдачи даст прирост производства продукции на 15-16%. Выполнение программы технической модернизации сельского хозяйства может способствовать достижению устойчивых темпов ежегодного прироста продукции отрасли на 1,3-1,8%. Наряду с этим, важными направлениями ресурсного обеспечения выступают установление справедливых соотношений цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленные товары, выполнение финансового обеспечения программы развития сельского хозяйства и наращивание экспортного потенциала отечественного сельского хозяйства.
агроэкономическая система, ресурсное обеспечение, устойчивое развитие, продовольствие, темпы роста, государственная поддержка, экспортный потенциал
Введение. Основным приоритетом устойчивого развития агроэкономических систем в глобальном масштабе выступает бесперебойное обеспечение населения земного шара продовольствием на основе неуклонного повышения темпов роста объемов производства сельскохозяйственной продукции на протяжении длительного периода времени. В этом плане большой интерес представляет анализ и сопоставление показателей роста сельского хозяйства Российской Федерации и продовольственных систем ведущих стран мира. Анализ базы данных Всемирного банка по формированию в сельском хозяйстве добавленной стоимости в аграрной сфере Российской Федерации за период с 2012 по 2021 гг. свидетельствует, что за десять лет этот показатель увеличился на 16 %, показывая положительную динамику среднегодовых темпов прироста со значением 1,53%. Сопоставление с аналогичным среднемировым значением прироста в 2,97% показывает отставание нашей агроэкономической системы от мира практически в два раза, что означает о необходимости к переходу к ускоренным темпам устойчивого развития. По этому показателю мировым лидером выступают США с показателем 5,25 %, что позволяет им оставаться и лидером экспорта агропродовольственной продукции. Страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят 38 государств мира различных континентов, со среднегодовыми темпами прироста производства сельскохозяйственной продукции 1,88% также опережают показатели РФ, в то же время наша агроэкономическая система развивается быстрее на 0,26% по сравнению со странами ЕС [1,2,3].
Сложившаяся обстановка усложняет решение проблемы полноценного продовольственного обеспечения растущей численности населения земного шара. Приведенные прогнозные расчеты на ближайшие десять лет указывают на ежегодный прирост мирового спроса на сельскохозяйственную продукцию с темпами в 1,2%, что предупреждает о появлении риска отставания глобального предложения от растущего спроса на продовольствие, т. е. мировое сельское хозяйство не сможет прокормить в полном объеме население планеты [4,5,6]. В таких условиях РФ на ближайшие восемь лет рассчитывает достижения среднегодовых темпов прироста производства сельскохозяйственной продукции в 3%, что в 2,7 раза выше среднемирового значения. В связи с этим возникает объективная необходимость выявления проблемных направлений и поиска дополнительных резервов ресурсного обеспечения устойчивого развития агроэкономической системы страны для достижения продовольственной безопасности страны и наращивания экспортного потенциала.
Целью исследования является изучение уровня ресурсного обеспечения устойчивого развития аграрного сектора РФ, выявление современных проблемных направлений в ресурсном обеспечении, сдерживающих стабильное наращивание объемов производства продовольственных товаров и обоснование предложений по вовлечению в производственный оборот незадейственных направлений ресурсного потенциала агроэкономических систем.
Условия, материалы и методы. В ходе исследования использовались абстрактно-логический, экономико-статистический и монографический методы, основные положения ситуационного и структурного анализа, труды современных отечественных и зарубежных ученых по проблемам управления устойчивым развитием агроэкономических систем.
Результаты и обсуждение. Российская Федерация ставит перед своим агропродовольственным комплексом высокую амбициозную цель. В новой редакции «Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» правительство РФ рассчитывает достижения среднегодовых темпов прироста производства сельскохозяйственной продукции в 3%, что в 2,7 раза выше среднемирового значения [7]. Предполагается, что достижение планируемых показателей устойчивого развития аграрного сектора позволит России не только обеспечивать продовольственную безопасность страны, но и расширять свое присутствие на сегментах мировых продовольственных рынков и укреплять на них свои позиции.
Такие прогнозы основываются на наличие существенных резервов дальнейшего повышения объемов производства сельскохозяйственной продукции экстенсивного и интенсивного направлений. К экстенсивным резервам, в первую очередь, относится возможность вовлечения дополнительных необрабатываемых сельскохозяйственных угодий, размеры которых приведены на рисунке 1 [8].
Рисунок 1 – Динамика неиспользуемых земель в РФ, 2016-2020 гг. ( на конец года)
Данные рисунка 1 показывают, что на 1 января 2021 года из 197,8 млн га сельхозугодий не используются 33,04 или 16,7%, в том числе из 116,2 млн га пашни не обрабатываются 18,8 или 16,1%. Характерно то, что в динамике за последние пять в этих показателях лет существенных изменений не происходит. Вовлечение в оборот этих неиспользуемых земель при среднероссийском уровне землеотдачи даст существенный прирост производства продовольственной продукции на уровне 15-16% [9,10]. В практике российских регионов есть примеры, показывающие высокие темпы прироста производства, куда можно отнести такие области, как Калужская, Рязанская, Тульская и Тверская, где с 2014 по 2021 гг. производство сельскохозяйственной продукции выросло более чем на 40% с среднегодовыми темпами прироста в 5,71% [11].
Одним из основных условий достижения высоких темпов роста является ускоренное обновление основных фондов. Без укрепления материально-технической базы сельскохозяйственных товаропроизводителей невозможно формирование устойчивого и эффективно развивающегося аграрного сектора экономики. Сложно организовать расширенное воспроизводство конкурентной продукции сельского хозяйства, не имея современных технологий, машин и оборудования [12,13]. На территории Российской Федерации в качестве государственной поддержки производства продукции сельскохозяйственного машиностроения действуют правила, которые предоставляют производителям субсидии на компенсацию части затрат[14,15]. Они связаны с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении высокопроизводительной сельскохозяйственной самоходной и прицепной техники, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2018 года № 145. Уровень финансового обеспечения технического обновления сельского хозяйства после принятия этого постановления увеличился более чем в два раза (рисунок 2)
Рисунок 2 – Финансовое обеспечение производства основных видов техники и оборудования для сельского хозяйства, млрд. руб.
Согласно данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «О ходе реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в 2021 году произведено 6784 единиц зерноуборочных комбайнов (+21% по сравнению с 2020 годом), 7500 единиц тракторов (+4%), 14450 единиц косилок, включая устройства, режущие для установки на тракторе (+38% к предыдущему году) [16]. В рисунке 3 представлено производство основных видов техники и оборудования для сельскохозяйственных предприятий России.
Рисунок 3 – Производство основных видов техники и оборудования для сельского хозяйства, шт.
Данные рисунка 3 свидетельствуют, что фактическое наличие тракторов в 2021 году по сравнению с 2019 годом у сельскохозяйственных производителей увеличилось в 1,1 раза, зерноуборочных комбайнов – в 1,4 раза, косилки – в 2,6 раза. В 2021 году поддержка обновления парка сельскохозяйственной техники осуществлялась в рамках ведомственного проекта «Техническая модернизация агропромышленного комплекса». Фактическое состояние материально-технической базы в аграрной сфере показало, что по количественным, качественным и структурным характеристикам данное обеспечение российского агропромышленного комплекса соответствует требованиям современного этапа развития экономики. Результаты расчетов ученых ИАП РАН показывают, что «продолжение сложившихся в 2005-2018 гг. тенденций роста обеспеченности сельского хозяйства основными фондами в сочетании с динамикой эффективности их использования приведет к устойчивым темпам прироста продукции отрасли на 1,3-1,8% ежегодно» [17].
Таким образом, техническое перевооружение выступает одним из важнейших приоритетных направлений обеспечения устойчивого развития агроэкономических систем. С этим направлением связано достижение положительных результатов роста производительности труда и производственных результатов в отраслях сельского хозяйства. Анализ данных Росстата показывают опережающий рост производительности труда в сельском хозяйстве по сравнению с экономикой страны в целом. За последние семь лет производительность труда в аграрной сфере выросла на 38,7%, а в экономике страны в целом на 9,2%. Но, несмотря на это, производительность сельскохозяйственного труда в России остается ниже по сравнению с достигнутым уровнем в странах с высокоразвитой аграрной сферой. Уровень производительности труда в российском сельском хозяйстве в 2020 году составил 59,2% от показателей стран, входящих в ОЭСР, и 55,9 % от производительности аграриев стран Евросоюза [18,19,20].
Важным фактором ресурсного обеспечения устойчивого развития выступает, существующий до сих пор, диспаритет между ценами на продукцию сельского хозяйства и ценами на материальные ресурсы, необходимые для ведения хозяйственной деятельности сельхозтоваропроизводителей (рисунок 4.).
Рисунок.4 – Тренды соотношения индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции и приобретенной промышленной продукции и услуг, (в % к предыдущему году) (составлен авторами на основе данных[21]).
Из рисунка 4 видно, что соотношение индексов роста цен не в пользу сельхозтоваропроизводителей и сложившаяся тенденция предполагает дальнейшее увеличение разницы индексов цен производителей сельскохозяйственной продукции и приобретенной промышленной продукции и услуг. На ближайшие годы цены на сельскохозяйственную продукцию будут расти с темпами 1,98%, а на промышленные товары – 5,31%. Такая ситуация усложняет работу с инвесторами, снижает инвестиционную привлекательность аграрной сферы экономики. Анализ основных экономических показателей показывает, что в аграрной сфере наблюдаются 50,1% износа основных фондов, тенденция снижения темпов роста инвестиций, при коэффициенте обновления техники на 3-5%, что не способствует достижению запланированных темпов технико-технологического обновления, автоматизации и роботизации выполнения технологических процессов.
Для поступательного устойчивого ресурсного обеспечения развития отраслей сельского хозяйства и повышения конкурентоспособности агропродовольственного комплекса важным фактором является государственное программное регулирование финансовых потоков в экономике страны. Анализ Федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» позволяет констатировать, что в 2023 году запланировано сокращение совокупного бюджета на 21,7 млрд. руб. с 467,5 млрд. руб. в 2022 г. до 445,8 млрд. руб. для выполнения трех действующих государственных программ в сфере развития сельского хозяйства и сельских территорий [22].
Наряду с этим произошла корректировка и приоритетных направлений государственной поддержки, в результате которой предусматривается дальнейшее сокращение в федеральном бюджете на 2023 год объем финансирования «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». Такое сокращение за последние годы приобретает регулярный характер. Так, в 2021 году вместо запланированных 347,5 млрд. руб. для выполнения программы было выделено 325,8 млрд. руб., а в 2022 году предусмотрено сокращение на 49,3 млрд. руб. вместо 389,8 млрд. руб. было выделено только 340,5 млрд. руб., что заранее предполагает невыполнение темпов роста целевых индикаторов. По оценке специалистов Министерства сельского хозяйства РФ, для достижения целевых темпов прироста в агропродовольственном комплексе на 3% необходимо ежегодно увеличивать бюджетные финансовые ресурсы для реализации государственной программы дополнительно на 361 млрд. руб. вплоть до 2030 года [23]. В связи с этим требуется корректировка направлений и размеров финансового обеспечения действующей государственной программы развития АПК в необходимом объеме для выполнения поставленных задач перед отраслью по достижению предусмотренных темпов развития на ближайшую перспективу. При этом государственное финансирование должна быть запланирована на поддержку критически важных направлений обеспечения сбалансированного развития производства и переработки сельскохозяйственной продукции, формирования целостных цепочек создания добавленной стоимости [24, 25, 26].
В современных условиях беспрецедентных антироссийских санкций важным направлением ресурсного обеспечения российских агроэкономических систем является расширение экспортных возможностей сельскохозяйственной продукции, что не запрещено условиями санкционных ограничений. Российский агропром за период с 2016 по 2021 год экспорт своей продукции увеличивал со среднегодовыми темпами прироста в 15,6%, что в 2,7 раза опережает темпы прироста среднемирового аграрного экспорта в 5,8%. В результате Россия, начиная с 2020 г., является нетто-экспортером продовольственных товаров. В 2022 году объем экспорта продовольствия увеличился на 8 %, с денежной выручкой в сумме 40 млрд. долл., что является важным источником ресурсного обеспечения устойчивого развития агроэкономических систем на основе инновационной модернизации производственно-технологической структуры отрасли.
Выводы. Перед агроэкономической системой Российской Федерации на период до 2030 года ставится задача ускорения среднегодовых темпов прироста производства сельскохозяйственной продукции в два раза и достижения значения в 3%. Для реализации потенциальных возможностей устойчивого экономического роста важно формирование механизмов ресурсного обеспечения деятельности субъектов аграрного бизнеса. В этом плане у российских аграриев имеются значительные резервы ресурсного обеспечения устойчивого развития агроэкономической системы за счет расширения площадей земельного ресурса путем вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, выполнения программы технической модернизации сельского хозяйства, установления справедливых соотношений цен на сельскохозяйственную продукцию и на промышленные товары, выполнения финансового обеспечения программы развития сельского хозяйства и наращивания экспортного потенциала отечественного сельского хозяйства.
1. База данных Всемирного банка. - URL: http://api.worldbank.org/v2/en/indicator/NV.AGR.TOTL.KD.ZG?downloadformat=excel.
2. Тенденции формирования современной агропродовольственной полити-ки России / Ф. Н. Мухаметгалиев, Л. Ф. Ситдикова, Ф. Ф. Мухаметгалиева [и др.] // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 2(173). - С. 73-77.
3. Особенности развития регионального сельского хозяйства в современ-ных условиях / Ф. Н. Мухаметгалиев, А. Р. Валиев, Ф. Н. Авхадиев [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2022. - Т. 17. - № 3(67). - С. 144-153. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-144-153.
4. Агросектор замедляется. ОЭСР-ФАО обновили сельскохозяйственный прогноз - URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/38763-agrosektor-zamedlyaetsya-oesr-fao-obnovili-selskokhozyaystvennyy-prognoz/.
5. Priority areas of development of agricultural entrepreneurship in the regions of the Russian Federation / A. R. Battalova, R. S. Tukhvatullin, F. N. Mukha-metgaliev, F. F. Mukhametgalieva // International Journal on Emerging Tech-nologies. - 2019. - Vol. 10, No. 2. - P. 133-136.
6. Приоритеты развития агропромышленного комплекса и задачи аграр-ной науки и образования / А. Р. Валиев, Р. М. Низамов, Р. И. Сафин [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2022. - Т. 17, № 1(65). - С. 97-107. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-97-107.
7. Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного ком-плексов Российской Федерации на период до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года №2567-р. - URL: http://static.government.ru/media/files/G3hzRyrGPbmFAfBFgmEhxTrec694MaHp.pdf
8. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2020 году. - М.: ФГБНУ «Росинфор-магротех», 2022. - 384 с.
9. Вопросы совершенствования оборота земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения / И. Г. Гайнутдинов, Ф. Н. Му-хаметгалиев, Ф. Н. Авхадиев // Вестник Казанского государственного аг-рарного университета. - 2020. - Т. 15. - № 1(57). - С. 105-110
10. Оценка продовольственной безопасности России / И. Н. Сафиуллин, Б. Г. Зиганшин, Э. Ф. Амирова [и др.] // Вестник Казанского государственно-го аграрного университета. - 2021. - Т. 16, № 2(62). - С. 124-132. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-124-132.
11. Андрющенко, С. А. Приоритеты и критерии устойчивого развития производственного потенциала агропродовольственного комплекса Рос-сии/ С. А. Андрющенко, Ю. П. Бондаренко, М. Я. Васильченко [и др.] // Региональные агросистемы: экономика и социология, 2022. - № 3. - C.20-30.
12. Совершенствование методического подхода к оценке воспроизводства основных средств сельского хозяйства /Александрова Н.Р., Субаева А.К., Гайнутдинов И.Г. //Вестник Казанского государственного аграрного уни-верситета. 2022. Т. 17. № 4 (68). С. 122-127.
13. Современное состояние и перспективы развития технической базы сельского хозяйства в условиях цифровой экономики / Ф. Н. Мухаметгали-ев, Ф. Ф. Садриева, Э. Ф. Амирова [и др.] // Вестник Казанского государ-ственного аграрного университета. - 2020. - Т. 15, № 3(59). - С. 121-125. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-121-125.
14. Основные направления поддержки АПК России в условиях ВТО / Л. Ф. Ситдикова, Д. И. Файзрахманов, Ф. Н. Мухаметгалиев, О. В. Кириллова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 10, № 4(38). - С. 28-30. - DOIhttps://doi.org/10.12737/17612.
15. Газетдинов, Ш.М. Сельская территория как система взаимодействия экономических и социальных процессов / Ш.М. Газетдинов, М.Х.Газетдинов, О.С. Семичева // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16. № 4 (64). С. 82-87.
16. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2021 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирова-ния рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2022. - 287 с.
17. Потапов А.П. Формирование ресурсного потенциала аграрного про-изводства как фактор обеспечения продовольственной безопасности Рос-сии // Региональные агросистемы: экономика и социология. - 2021. - № 3. - C. 49-54.
18. Tendency of investment economy formation / A. R. Battalova, R. S. Tu-khvatullin, F. N. Mukhametgaliev [et al.] // International Journal of Criminolo-gy and Sociology. - 2020. - Vol. 9. - P. 2572-2578. - DOIhttps://doi.org/10.6000/1929-4409.2020.09.316.
19. Современное состояние кадрового потенциала сельского хозяйства Республики Татарстан / И. Г. Гайнутдинов, Ч. М. Куракова, Р. Р. Габдул-хаев, Р. Г. Губайдуллин // Вестник Казанского государственного аграрно-го университета. - 2021. - Т. 16. - № 1(61). - С. 104-111.
20. Акмаров, П.Б. Состояние и основные направления развития цифровой экономики в сельском хозяйстве России / П.Б. Акмаров, М.Х. Газетдинов, О.П. Князева //Вестник Казанского государственного аграрного универси-тета. 2019. Т. 14. № 1 (52). С. 107-112.
21. Индексы физического объема валовой добавленной стоимости по от-раслям экономики / Росстат. - URL: https://www.gks.ru/accounts
22. Федеральный закон от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/
23. Государственной программы развития сельского хозяйства и регули-рования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь-ствия- URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/25.
24. Современные формы регулирования территориально-производственных взаимоотношений в сельских территориях / Газетдинов Ш.М., Газетдинов М.Х., Семичева О.С., Гатина Ф.Ф.// Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2020. Т. 15. № 4 (60). С. 97-101.
25. Газетдинов, М.Х., Механизмы влияния социально-экономических фак-торов сельских территорий на результаты аграрного производства / М.Х. Газетдинов, Ш.М. Газетдинов, Семичева О.С. // Вестник Казанского госу-дарственного аграрного университета. 2022. Т. 17. № 2 (66). С. 119-123.
26. Хисматуллин, М. М. Практические приёмы частичной замены мине-ральных удобрений листовой подкормкой многолетних трав на серых лесных почвах Среднего Поволжья / М. М. Хисматуллин, М. М. Хисма-туллин, Ф. Н. Сафиоллин // Кормопроизводство. - 2019. - № 7. - С. 12-18.